Решение б/н Решение от 2 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_______________№___________________

 

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Специализированный застройщик «Талан-Регион-20»

426077, Республика Удмуртская, г. Ижевск, ул. Красноармейская, д. 86, пом. 1

Info_uk@talan.group


Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа

617764, Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, д. 67/1

tchaikovsky@permonline.ru
chaikkui2015@yandex.ru

 

Комиссия по проведению торгов

Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа

617764, Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, д. 67/1

tchaikovsky@permonline.ru
chaikkui2015@yandex.ru

 

Дело № 059/10/18.1-311/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Специализированный застройщик «Талан-Регион-20»

(вх. № 004552, № 004465)

 

«30» марта 2021 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<...> специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа – <...> (по доверенности), без участия ООО «Специализированный застройщик «Талан-Регион-20» (надлежащим образом уведомлен),

рассмотрев жалобу ООО «Специализированный застройщик «Талан-Регион-20» (вх. № 004552, № 004465) (далее – заявитель) на действия Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее – организатор торгов), Комиссии по проведению торгов Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности муниципального образования «Чайковский городской округ» – Лот № 1 Право на заключение договора аренды в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (извещение № 100221/33711751/01 на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

УСТАНОВИЛА:

19.03.2021 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на:

‑ неправомерное проведение торгов, поскольку предмет торгов является земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;

- отсутствие в извещении информации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ);

- наличие в проекте договора условия о возможности арендодателя на бесспорный и односторонний порядок изменения размера арендной платы.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Порядок и условия проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлены Земельным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ) (ст.ст. 39.11, 39.12) (далее – Земельный кодекс, ЗК РФ).

2.При проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме, Организатор торгов руководствовался Извещением о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (далее – Извещение).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 10.02.2021 г., дата окончания приема заявок - 22.03.2021 г., дата подведения итогов закупки – 26.03.2021 г.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 - 39.13, 39.18 ЗК РФ, а также общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В части довода о неправомерном проведении торгов в связи с тем, что предмет торгов является земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

В соответствии с пунктом 18 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Согласно части 12 статьи 85 Земельного кодекса участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования и не подлежат приватизации.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и статьи 262 ГК РФ, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 15248/10, из анализа вышеприведенных норма права следует, что земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

В соответствии с Извещением предметом спорных торгов является: земельный участок по адресу Пермский край, г.Чайковский, площадь составляет 10414,0 кв.м., кадастровый номер 59:12:0010245:588, разрешенное использование земельного участка - многоэтажная жилая застройка, категория земель - земли населенных пунктов.

Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Частью 6 статьи 41 ГрК РФ определено, что ППТ является основой для подготовки проекта межевания территории (далее - ПМТ). Подготовка ПМТ осуществляется в составе ППТ или в виде отдельного документа.

Подготовка ППТ осуществляется, в том числе, для установления границ территорий общего пользования. ППТ состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. При этом красные линии входят в состав основной части (ч. 2, ч. 3, ст. 42 ГрК РФ). ПМТ также состоит из основной (утверждаемой) части (ч. 3, ч. 4, п. 2, ч. 6 ст. 43 ГрК РФ) и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктами 1, 17 ч. 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о красных линиях и о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.

 Из представленного на обозрение Комиссии антимонопольного органа Градостроительного плана № RU90312000-50/2019 следует, что земельный участок находится по адресу Пермский край, г.Чайковский, площадь составляет 10414,0 кв.м., кадастровый номер 59:12:0010245:588, категория земель - земли населенных пунктов. Объекты капитального строительства отсутствуют. Основное разрешенное использование земельного участка - многоэтажная жилая застройка, коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликническое обслуживание, дошкольное, начальное, среднее общее образование, культурное развитие, спорт, религиозное использование, амбулаторно-ветеринарное обслуживание, деловое управление, рынки, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, объекты гаражного назначения. Информация о красных линиях отсутствует.

Таким образом, отсутствие красных линий на данном земельном участке свидетельствует о том, что спорный земельный участок не является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. Следовательно, проведение настоящих торгов правомерно, довод в этой части необоснован.

Относительно факта отсутствия в извещении информации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ установлено следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать, в частности, сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

В жалобе Заявитель указывает, что в извещении отсутствуют полные сведения об ограничениях по земельному участку (ограничений прав аренды и санитарно-эпидемиологической зоне, санитарно-защитной зоне) и о технических условиях подключения.

Комиссия Пермского УФАС России изучив Извещение пришла к следующим выводам.

В извещении указано, что среди существующих ограничений (обременения) права на часть участка: охранная зона инженерных коммуникаций (59.12-6.1049).

Заявитель указывает на то, что данная зона не отображается на публичной кадастровой карте.

Согласно сведениям, полученным в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером 59:12-6.1049 от 11.09.2020г. (Охранная зона инженерных сетей – Трубопровод тепловых сетей ул.Кочетова 15, 17, до д/с 1 ).

Данная информация не отображается в информационном ресурсе «Публичная кадастровая карта», но содержится в информационном сообщении.

Генеральный план муниципального образования «Чайковского городского поселение», утвержденный решением Думы Чайковского городского поселения от 15.12.2010 г. № 365, а также карта градостроительного зонирования ПЗЗ не содержат информации о наличии санитарно-защитной зоны промышленных объектов, в связи с тем, что промышленные предприятия в данной части города отсутствуют.

Согласно Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Устанавливается санитарно-защитной зона от объекта капитального строительства, собственником такого объекта. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями данного СанПиН. Следовательно, нормативное значение санитарно-защитной зоны не может перекрывать земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010245:588 более чем на 2/3 территории.

Из этого следует, что все имеющиеся ограничений (обременения) права отражены в сообщении о торгах и Извещении.

Пунктами 1.8-1.9.1 Аукционной документации установлено, что технические условия подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:

- Газоснабжение земельного участка - Газоснабжение возможно от подземного газопровода низкого давления DN108 по ул.Кочетова;

- Водоснабжение возможно от: водопровода DN 225мм, проходящего по ул. Кочетова,  водопровода DN 225мм, проходящего по пер. Камский. Водоотведение возможно в канализационный коллектор dн 225 мм, проходящий вдоль многоквартирных жилых домов №3 и №5 по пер. Камский.

- Электрические сети - Возможно присоединение объекта до 100кВт к существующей (установленной для новой школы) БКТП №255/2*630 кВА.

- Тепловые сети – Возможно;

- Сети связи ПАО «Ростелеком» ‑ Возможно.

Информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения: Срок и плата за подключение объекта определяется договором с организациями, владеющими и эксплуатирующими сети, к которым планируется подключение объекта. Победителю аукциона или единственному участнику необходимо заключить договора с владельцами сетей об условиях подключения и оплаты работ.

Таким в тексте Извещения имеются сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения. Организатором торгов дана исчерпывающе возможная на момент проведения торгов информация о предмете торгов, в порядке подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Таким образом, указанный довод является необоснованным.

В части наличия в проекте договора условия о возможности арендодателя на бесспорный и односторонний порядок изменения размера арендной платы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 22 статьи 39.11 ЗК РФ обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.

Согласно п. 16 ст. 39.11 ЗК РФ, по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.

Пунктом 4.5 проекта договора предусмотрено, что арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке, но не ранее чем через год после заключения настоящего договора, на размер уровня инфляции, установленного в утвержденных губернатором Пермского края условиях для формирования вариантов развития и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, которые применяются ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 г. № 13 разъяснено, что следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 ЗК РФ). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.

В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).

Вместе с тем,  вопросы изменения и / или индексации арендной платы по договору аренды относятся к отношениям, связанным с исполнением контракта. Комиссия Пермского УФАС при рассмотрении жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не обладает полномочиями по разрешению данного вопроса. Обстоятельства указанного довода не являлось препятствием для фактического участия Заявителя в торгах.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Специализированный застройщик «Талан-Регион-20» (вх. № 004552, № 004465) на действия Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, Комиссии по проведению торгов Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности муниципального образования «Чайковский городской округ» – Лот № 1 Право на заключение договора аренды в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (извещение № 100221/33711751/01 на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru), необоснованной.
  2. Предписание не выдавать.

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                              <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                               <...>

 

 

 

                                                                                                                                                  <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны