Решение б/н Решение по жалобе ООО «Санаторий «Уральская Венеция» (вх. №... от 10 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Санаторий «Уральская Венеция» (далее – Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее – Заказчик)  при проведении открытого конкурса на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения  работающих беременных женщин группы риска в условиях санатория (отделения) (извещение № 0156200000512000296),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно извещению № 0156200000512000296 Заказчиком проводился открытый конкурс на  оказание услуг по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения  работающих беременных женщин группы риска в условиях санатория (отделения).

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.

 

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с  ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии «Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.

 

 При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов).

В соответствии с ч.1 ст. 27 Закона о размещении заказов, Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

        В соответствии с  п.п.3.2.1 п.3.2 документации  о торгах, участник размещения заказа должен представить копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом открытого конкурса: действующую лицензию (копию лицензии) на осуществление медицинской деятельности по видам услуг: - при осуществлении санаторно-курортной помощи по: акушерству и гинекологии; восстановительной медицине; диетологии; кардиологии; клинической лабораторной диагностике; контролю качества медицинской помощи; лечебной физкультуре и спортивной медицине; неврологии;  психотерапии; терапии; ультразвуковой диагностике; физиотерапии; функциональной диагностике.

Глава 4 Техническое задание (Спецификация) содержит наименования услуг, которые должен оказать потенциальный победитель. То обстоятельство, что для оказания услуг, поименованных в Техническом задании (Спецификации) необходима лицензия, представитель Заявителя  не оспаривал.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Порядок лицензирования медицинской деятельности определяет Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее – Постановление № 291). В соответствии с пунктом 3 Постановления № 291 медицинскую деятельность составляют работы, в т.ч. при санаторно-курортном лечении.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 № 323 утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи (далее – Приказ № 323).

Приложением к указанному Порядку является Перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, в т.ч. при осуществлении санаторно-курортной помощи (далее – Перечень).

Представитель Заказчика пояснила, что перечень видов услуг был сформирован на основании  потребности Заказчика, что предусмотрено ч.1 ст.41.6 Закона  о размещении заказов.

Комиссией установлено, что виды услуг, на оказание которых требуется лицензия, установлены Заказчиком в пределах Перечня.

В Техническом задании имеется указание на то, что оказание услуг по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения работающих беременных женщин группы риска должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по организации оздоровления беременных женщин в санаториях и санаториях - профилакториях, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.05.2007 г. (далее – Приказ № 207).

В данном приказе указано, что в санаториях и профилакториях дополнительно должны быть предусмотрены кабинеты врача акушера – гинеколога, смотровой, психотерпапии и др., а также должно быть организовано рациональное и лечебное питание, организована дородовая физическая и медико-психологическая подготовка.

По мнению Заявителя, у участника размещения заказа должна быть истребована лицензия на оказание услуг, поименованных в Приказе № 207.

 Комиссия отмечает, что наличие ссылки на данный приказ не означает, что услуги должны быть оказаны только  в пределах, регламентируемым Приказом № 207, поскольку исходя из перечня услуг, поименованных в Главе 4 Техническое задание (Спецификация), очевидно, что услуги должны быть оказаны в большем объеме, чем предусмотрено Приказом № 207.

Кроме того, виды услуг, указанные в Техническом задании (Спецификации), входят в перечень услуг, поименованных в Приказе № 323.

Вместе  с тем, положения Технического задания в части неправомерности включения какого-либо вида услуг, Заявителем не обжалуются.

  В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Согласно ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. В случае, если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

С учетом изложенного выше, в действиях Заказчика нарушений требований Закона  о размещении заказов не может быть установлено.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя пояснил, что ООО «Санаторий «Уральская Венеция» не имеет лицензии на оказание всего комплекса услуг, поименованных в документации о торгах.

При оценке данного довода Комиссия принимает во внимание, что указанное общество является коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Отсутствие у данного лица лицензии на оказание какого-либо вида услуг, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о торгах,  не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении Заказчиком количества участников размещения заказа.

В свою очередь, как подтверждается материалами жалобы, весь перечень услуг на территории Пермского края имеет право оказывать только ЗАО «Курорт Усть-Качка».

В соответствии с п.п.1 п.1 ч.4 ст.28 Закона  о размещении заказов критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.

В Главе 3 «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и порядок их оценки» Заказчиком установлен критерий  «Квалификация», состоящий, в том числе, из подкритерия «Опыт работы (в месяцах) по оказанию услуги по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения работающих беременных женщин группы риска в условиях санатория (отделения). В графе «Порядок расчета рейтинга, присуждаемого заявке на участие в открытом конкурсе»  указано, что при определении опыта работы по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения учитывается только опыт работы, подтвержденный копиями исполненных контрактов по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения работающих беременных женщин группы риска в условиях санатория (отделения).

Заявитель полагает незаконным,  что во внимание будут приниматься только исполненные государственные или муниципальные контракты, и  условие документации о том, что исполненные договоры, заключенные напрямую с пациенткой, не принимаются во внимание при оценке баллов по данному критерию.

Расчет баллов для определения рейтинга, присуждаемого заявке на участие в конкурсе, приведен в документации о торгах в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой оговор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчиков, утверждённых Правительством Российской Федерации от 10.09.2009 № 722.

   В соответствии с Положением об организации долечивания (реабилитации) больных из числа проживающих и работающих граждан Пермского края непосредственно после стационарного лечения отдельных заболеваний в санаториях (отделениях), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 14 апреля 2010 года N 166-п, Приказом министерства здравоохранения Пермского края от 07.05.2010 №СЭД-34-01-06-202 Об утверждении рекомендаций по медицинскому отбору больных на долечивание (реабилитацию) из числа проживающих и работающих граждан Пермского края непосредственно после стационарного лечения отдельных заболеваний в санатории (отделения), Приказом министерства здравоохранения Пермского края от 11.05.2010 № СЭД-34-01-06-207 пациентки, из числа групп риска (по медицинским показателям), направляются на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационара по направлению лечебного учреждения. При этом, пациентка прибывает на долечивание (реабилитацию) с открытым листком нетрудоспособности.

   Так как договор, заключенный санаторно-курортным учреждением (отделением) является договором оказания платных услуг по санаторно-курортному лечению, он не может свидетельствовать об опыте оказания услуг по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационара.

В графе «Порядок расчета рейтинга, присуждаемого заявке на участие в конкурсе» подкритерия «Общее количество врачей-специалистов по профилю санатория, отделения) по долечиванию (реабилитации), по специальностям: акушерство и гинекология, терапия, кардиология, неврология, функциональная диагностика, лечебная физкультура и спортивная медицина, психотерапия, диетология» критерия «Квалификация» Заказчиком указано, что при определении  количества специалистов учитываются только  врачи, для которых работа в данном санатории (отделении) является основным местом работы и специализация которых подтверждена копиями сертификатов по соответствующей клинической специальности, копиями документов о специализации либо квалификационной категории, копиями трудовых книжек.

Поскольку  критерий «Квалификация» установлен Заказчиком во исполнение нормы, содержащейся в п.п.1 п.1 ч.4 ст.28 Закона  о размещении заказов, нарушений требований Закона  о размещении заказов не может быть установлено.

      В критерий «Качество оказываемых услуг» Заказчиком включен подкритерий «Удаленность от родильного дома (отделения) (км). Максимальное значение показателя – 30 баллов. Заявке участника, в которой указана отдаленность от родильного дома (отделения) не более 30 км. Присваивается балл равный 30. Заявке участника, в которой  указана отдаленность от населенного пункта, имеющего родильный дом (отделение) более 30 км. Присваивается балл равный 0.

 Поскольку критерий «Качество оказываемых услуг» установлен Заказчиком во исполнение нормы, содержащейся в п.п.1 п.1 ч.4 ст.28 Закона  о размещении заказов, нарушений требований Закона  о размещении заказов не может быть установлено.

 Заявитель полагает, что удаленность от населенного пункта с родильным домом (отделением) должна быть не критерием присуждения рейтинговых баллов, а обязательным требованием к участнику конкурса.

    Более того, Инструкцией по организации оздоровления беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях, на которую ссылается Заявитель, устанавливает требования к учреждениям, как имущественному комплексу, а не к юридическому лицу, которое выступает в качестве участника конкурса.

Вместе с тем, Комиссией Пермского УФАС России  установлено, что совокупность установленных Заказчиком требований к услугам, требований к месту оказания услуг (предмет торгов) и установленные критерии оценки заявок  могут привести к ограничению конкуренции. В связи с чем, материалы настоящей жалобы будут переданы  в Отдел контроля органов власти для проверки соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов закрепляет, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 обозначенного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В том случае, если Заказчик, Уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок.

Из Письма ФАС России от 13.07.2011 г. № АЦ/27041 следует, что  достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информация для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком, уполномоченным органом информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. Законом о размещении заказов не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов.

Комиссией установлено, что в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта указано следующее:  начальная (максимальная) цена сформирована на основании коммерческого предложения от ЗАО «Усть-Качка» от 16.07.2012 г. № 19-12.

При данных обстоятельствах, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

 

На основании статей 17, 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

           

1. Признать жалобу ООО «Санаторий «Уральская Венеция»  на действия Министерства здравоохранения Пермского края  при проведении открытого конкурса на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) непосредственно после стационарного лечения  работающих беременных женщин группы риска в условиях санатория (отделения) (извещение № 0156200000512000296) необоснованной.

2. Признать в действиях Министерства здравоохранения Пермского края нарушение п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы настоящей жалобы в Отдел контроля органов власти.

5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России  для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц  Министерства здравоохранения Пермского края  к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о размещении заказов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны