Решение (комиссия) б/н по делу № 059/01/10-165/2023 от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/10-165/2023
« 30 » мая 2023 года    г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: <...>, заместителя руководителя управления;
Членов комиссии: <...>, начальника отдела контроля монополистической
деятельности; <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля
монополистической деятельности,
при участии представителей Соликамского МУП «Теплоэнерго» - <...>
(представлен паспорт, доверенность); ООО «ЛИДЕР-Инжиниринг» - <...>
(представлен паспорт, доверенность), иные лица участвующие в деле явку представителей
не обеспечили (извещены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела № 059/01/10-165/2023 о нарушении антимонопольного
законодательства, возбужденного по признакам нарушения Соликамским МУП
«Теплоэнерго» (ОГРН: 1025901976792, ИНН: 5919016133; юридический адрес: 618546,
Пермский край, г. Соликамск, ул. Карналлитовая, 99) части 1 статьи 10 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите
конкуренции), выразившегося в необоснованном отказе в допуске в эксплуатацию узла
учета тепловой энергии в здании Соликамского городского суда по адресу: г. Соликамск,
ул. 20 лет Победы, 155, что приводит или может привести к ущемлению интересов других
лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или)
неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
поступило заявление ООО «ЛИДЕР-Инжиниринг» (вх. № 19288-ЭП/22 от 20.12.2022) о
нарушении антимонопольного законодательства в отношении Соликамского МУП
«Теплоэнерго». Заявителем указано, что теплоснабжающая организация, необоснованно
признав узел учета тепловой энергии в здании Соликамского городского суда по адресу:
Пермский край, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, 155 непригодным для коммерческого
учета тепловой энергии на основании п.п. 6, 72 Постановления Правительства РФ от
18.11.2013 № 1034 в связи с истечением среднего срока службы приборов учета, незаконно
отказала в допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию; по мнению заявителя
данное поведение Соликамского МУП «Теплоэнерго» препятствует осуществлению им его
деятельности на товарном рынке и выполнению взятых им обязательств по
государственному контракту от 03.02.2023, заключенному с Управлением Судебного
департамента в Пермском крае; просит признать данные действия Соликамского МУП
«Теплоэнерго» незаконными и выдать предписание об устранении нарушения.
По итогам рассмотрения материалов антимонопольным органом в действиях
(бездействии) Соликамского МУП «Теплоэнерго» усмотрены признаки нарушения
антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона о защите
конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе в допуске в эксплуатацию узла
учета тепловой энергии. Приказом руководителя Пермского УФАС России от 02.03.2023 №
19/23, а также определением № 059/01/10-165/2023 в отношении Соликамского МУП
«Теплоэнерго» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по
признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела заявитель ООО «ЛИДЕР-Инжиниринг» поддержало
позицию, изложенную в поданном заявлении, указав, что действиями Соликамского МУП
«Теплоэнерго» созданы препятствия осуществления им предпринимательской
деятельности.
Ответчик Соликамское МУП «Теплоэнерго» с вменяемым нарушением
антимонопольного законодательства не согласно, в материалы дела представлена
письменная позиция (исх. №1540 от 31.03.2023), в которой указано, что теплоснабжающей
организацией был составлен акт о выявленных недостатках коммерческого учета тепловой
энергии от 18.11.2022, которым на основании п.п. 6, 72 Правил № 1034 узел учета тепловой
энергии в здании по адресу: г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, 155 признан непригодным
для коммерческого учета тепловой энергии по причине истечения среднего срока службы
приборов учета (расходомера); преобразователи расхода в непринятом узле учета тепловой
энергии установлены в 2010, 2011 гг., т.е. до вступления в силу Правил № 1034 (с
29.11.2013г.), согласно паспортам их средний срок службы определен на 10 лет.
В обоснование своих действий ответчик ссылается на пункты 6, 7 Правил
коммерческого учета тепловой энергии, из содержания которых следует, что узлы учета,
введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 1034, с истекшим сроком
службы основных приборов учета не могут использоваться для установки как в новых, так
и в существующих узлах учета, и при истечении срока службы основного прибора учета,
входящего в состав узла учета, требуется его замена на новый, соответствующий
правилам. По истечении трех лет с момента вступления в силу Правил № 1034 (т.е. после
29.11.2016 г.) теплосчетчики, не отвечающие требованиям Правил, не могут использоваться
в узлах учета.
Третье лицо Управление Судебного департамента в Пермском крае представило
позицию (№ 5-06н888 от 24.03.2023), согласно которой с действиями Соликамское МУП
«Теплоэнерго» не согласно; оснований для постановки под сомнение пригодности
приборов учета (расходомеров) тепловой энергии у специалистов Соликамского МУП
«Теплоэнерго» не имелось; отмечается, что разработка проектно-сметной документации
осуществлялась в соответствии с техническими условиями, выданными Соликамским
МУП «Теплоэнерго», приборы учета тепловой энергии (расходомеры) прошли поверку
20.10.2022 г., о чем имеется отметка в паспортах на вышеуказанное оборудование и
соответствующая информация на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии; в связи с недопуском узла учета тепловой
энергии в эксплуатацию, начисления за поставленную тепловую энергию осуществляется
Соликамским МУП «Теплоэнерго» расчетным способом, которые значительно превышают
начисления по предшествующим показаниям приборов учета.
После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1
Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 11.05.2023 и
направления его сторонам, от Соликамского МУП «Теплоэнерго» поступили письменные
возражения, в которых указано на несогласие с выводами Комиссии антимонопольного
органа, ответчик настаивает на ранее приведенных им доводах; подчеркивает, что на дату
18.11.2022 г. 10-летний средний срок преобразователей расхода в приборах учета,
установленных в 2010, 2011 гг., согласно п. 4.2 паспортов к ним, истек, что не
соответствует п. 6 Правил № 1034. Полагает, что используя в паспорте средний срок
службы преобразователя расхода, завод-изготовитель указывает на предельно допустимый
срок его использования, по истечении которого прибор становится непригодным ввиду
износа материалов. Проведенная поверка прибора учета не гарантирует последующего
поддержания им заданных параметров. При проверке готовности систем отопления и сетей
20.07.2023 г. паспорта на приборы учета не предоставлялись и не проверялись.
От заявителя и третьего лица письменных позиций на заключение об
обстоятельствах дела в адрес Комиссии не поступило.
В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами документов и
сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Поставка тепловой энергии в здание Соликамского городского суда, расположенного
по адресу: Пермский край, г. Соликамск, 20-летия Победы, 155, осуществлялась в рамках
государственных контрактов от 23.03.2022 № 0141 (в 2022 г.), от 03.02.2023 № 0141 (в 2023
г.), заключенных между Управлением Судебного департамента в Пермском крае и
Соликамским МУП «Теплоэнерго».
В целях приведения узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя
системы отопления в указанном здании (далее - УУТЭ) в соответствие с Правилами учета
тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от
18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее —
Правила № 1034) Управлением Судебного департамента в Пермском крае с ООО «Лидер-
Инжиниринг» был заключен государственный контракт от 15.06.2022 № 78 на оказание
услуг по разработке проектно-сметной документации для приведения УУТЭ в
соответствие с Правилами № 1034.
Разработка проектно-сметной документации осуществлялась в соответствии с
техническими условиями на установку УУТЭ, выданными Соликамским МУП
«Теплоэнерго» 29.04.2022 г.
В соответствии с п. 50 Правил № 1034 разработанная проектно-сметная
документация 05.07.2022 г. была согласована со стороны Соликамского МУП
«Теплоэнерго», после чего, по результатам проверки готовности отопительной системы
здания к отопительному периоду 2022-2023 гг., Соликамским МУП «Теплоэнерго»
20.07.2022 г. выдан акт о готовности систем отопления и тепловых сетей потребителя к
эксплуатации в отопительном периоде 2022-2023 гг.
19.09.2022 г. Управлением судебного департамента в Пермском крае с ООО
«ЛИДЕР-Инжиниринг» заключен государственный контракт № Д109 на осуществление
работ по текущему ремонту узла учета тепловой энергии в здании Соликамского
городского суда. В рамках обозначенного контракта специалистами ООО «Лидер-
Инжиниринг» выполнены работы по приведению УУТЭ в соответствие с Правилами №
1034, согласно ранее разработанной проектно-сметной документации. По завершению
работ в адрес Соликамского МУП «Теплоэнерго» направлена заявка о допуске узла учета
тепловой энергии в эксплуатацию.
18.11.2022 г. Соликамское МУП «Теплоэнерго» составило акт о выявленных
недостатках коммерческого узла учета тепловой энергии б/н, отказав в вводе в
эксплуатацию узла учета после осуществления соответствующего ремонта. Основанием
для признания непригодности узла учета теплоснабжающей организацией в акте указано
истечение среднего срока службы основных приборов учета (расходомеров),
несоответствие узла учета требованиям п.п. 6, 72 Правил № 1034.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые,
потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением
приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О
теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору
теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по
договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит
коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя
осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке
учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором
теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не
определена иная точка учета.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила
коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В пункте 1 Правил № 1034 указано, что «вычислитель» - составной элемент
теплосчетчика, принимающий сигналы от датчиков и обеспечивающий расчет и
накопление данных о количестве тепловой энергии и параметрах теплоносителя;
- «неисправность средств измерений узла учета» - состояние средств измерений, при
котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов,
нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе
в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета,
нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях);
- «прибор учета» - средство измерений, включающее технические устройства,
которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения
информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре,
давлении теплоносителя и времени работы приборов;
- «расходомер» - прибор, предназначенный для измерения расхода теплоносителя.
Из п. 5 названых Правил следует, что коммерческий учет тепловой энергии,
теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в
точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором
теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или
договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор)
не определена иная точка учета.
В соответствии с п. 6 Правил № 1034 установлено, что узлы учета, введенные в
эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для
коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы
основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
В силу п. 7 Правил № 1034, по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих
Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут
использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
Согласно п. 14 Правил № 1034, используемые приборы учета должны
соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении
единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По
истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их
утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не
соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении
единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Исходя из ч.3 ст. 19 Закона о теплоснабжении и п.31 Правил № 1034, коммерческий
учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях: отсутствие
в точках учета приборов учета; неисправность прибора учета; нарушение установленных
договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью
потребителя. Иных случаев для осуществления коммерческого учета расчетным путем
законодательство не предусматривает.
Таким образом, действующим законодательством установлен приоритет учетного
метода исчисления объема (количества) поставленного ресурса над расчетным, поскольку
именно учетный метод точно отражает объем потребленного ресурса.
По смыслу пп. «б» п. 7 Методики осуществления коммерческого учета тепловой
энергии, теплоносителя № 99/пр, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014,
применение расчетного метода возможно в случаях отсутствия приборов учета, а также в
периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме.
Следовательно, наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию
сертифицированного прибора учета предполагает обязанность начисления количества
потребленной тепловой энергии по показаниям такого прибора.
Пунктом 75 Правил № 1034 предусмотрены случаи, когда узел учета считается
вышедшим из строя: отсутствие результатов измерений; несанкционированное
вмешательство в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах
измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий
электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств,
входящих в состав узла учета; наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных
проектом узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с
превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Из указанного следует, что в пункте 75 Правил № 1034 перечислены критерии, в
соответствии с которыми узел учета считается вышедшим из строя. Истечение среднего
срока службы средства измерения не является критерием несоответствия узла учета
требованиям Правил № 1034. Кроме того, такое понятие как «срок службы» в Правилах
отсутствует.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении
единства измерений» установлено, что средства измерений, предназначенные для
применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в
процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Юридические лица,
применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения
единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на
поверку.
Поверка средств измерений - это установление органом государственной
метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом,
организацией) пригодности средства измерений к применению на основании
экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их
соответствия установленным обязательным требованиям. Поверка средств измерений,
находящихся в эксплуатации выполняется через межповерочные интервалы времени,
которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от
стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких
месяцев до нескольких лет (пункты 9.9, 9.19 13.15 «РМГ 29-2013. Рекомендации по
межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства
измерений. Метрология. Основные термины и определения», введенных в действие
Приказом Росстандарта от 05.12.2013 № 2166-ст).
Из письма Минстроя от 20.12.2016 N 43309-АТ/04 следует, что в соответствии с
пунктом 7 Правил № 1034, по истечении 3 лет со дня вступления Правил теплосчетчики,
не отвечающие требованиям Правил, не могут использоваться для установки как в новых,
так и существующих узлах учета. В соответствии с пунктом 6 Правил узлы учета тепловой
энергии, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, могут быть
использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения
срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в
состав узлов учета.
Таким образом, отсутствует необходимость производить замену основных приборов
учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в узел учета после 19 ноября 2016 года,
до истечения их срока службы. Только при выходе из строя основного прибора учета,
входящего в состав узла учета, требуется его замена на новый, соответствующий
требованиям Правил, что потребует в соответствии с пунктом 64 Правил получение
технических условий и разработку проектной документации по узлу учета тепловой
энергии с последующим согласованием с теплоснабжающей организацией.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
срок службы товара — установленный изготовителем (исполнителем) период, в течение
которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность
использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные
недостатки. Исходя из вышеизложенного понятия, срок службы, установленный
изготовителем и указанный в техническом паспорте, возлагает только определенные
обязанности на изготовителя, но не запрещает использование потребителем товара после
его истечения.
ГОСТ Р 27.102-2021 «Национальный стандарт РФ. Надежность в технике.
Надежность объекта. Термины и определения», утв. Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2021 № 1104-ст, содержит
понятие терминов «срок службы» - календарная продолжительность эксплуатации объекта
от начала эксплуатации или ее возобновления после капитального ремонта до момента
достижения объектом предельного состояния (п.29); «Предельное состояние» – состояние
объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо
восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно (п. 19).
То есть срок службы приборов учета, о котором указано в п.6 Правил №1034, должен
определяться по результатам поверки прибора. Следовательно, если срок поверки средств
измерений не истек, то возможно их дальнейшее использование. Таким образом, срок
службы должен определяться именно исходя из результатов поверки, а не из данных,
имеющихся в технической документации прибора.
Так, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении работы узла учета
потребителя в спорный период, ранее допущенного в эксплуатацию при его установке в
предусмотренном законодательством порядке, а также доказательств, подтверждающих
случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя, приоритет должен быть
отдан расчету по прибору учета. Указанная позиция поддержана также устоявшейся
судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 14.02.2017 № 309-ЭС16-20560).
В паспортах преобразователей расхода вихревого электромагнитного ВПС1(2)-
ЧИ2.34 заводской № 02516282, заводской № 02515448 в п. 4.2 установлен средний срок
службы 10 лет.
Преобразователь расхода зав. № 02516282 прошел поверку 20.10.2022,
преобразователь расхода зав. № 02515448 прошел поверку 20.10.2022, о чем
свидетельствует отметка в паспортах на оборудование, а также распечатка с официального
сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
https://fgis.gost.ru/. Таким образом, положительный результат поверки подтверждает, что
прибор может далее использоваться для коммерческого учета, то есть срок его службы не
истек, предельное состояние не наступило, критерии, в соответствии с которыми узел
учета считается вышедшим из строя не выявлены (п. 75 Правил № 1034).
Завод-изготовитель преобразователя расхода вихревого электромагнитного ВПС в
своем письме исх. № б/н от 18.11.12022 года указал на то, что в случае прохождения
изделием поверки в аккредитованных сервисных центрах и ЦСМ, ограничения в сроке
эксплуатации нет.
ФБУ «Пермский ЦСМ» в своем письме исх. № 05-04/1916 от 22.11.2022 также
указал, что средства измерений, в случае прохождения ими поверки, допускаются к
применению при соблюдении обязательных требований к условиям их эксплуатации.
Между тем, в акте о выявленных недостатках коммерческого узла учета тепловой
энергии, составленном 18.11.2022 г. Соликамским МУП «Теплоэнерго» не отражено
информации и доказательств наличия хотя бы одного из перечисленных в п. 75 Правил
№1034 обстоятельств, исходя из чего оснований считать узел учета вышедшим из строя не
имеется.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта
приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем
составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных
тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил (пункт 73
Правил N 1034).
По результатам проверки готовности отопительной системы здания Соликамского
городского суда Пермского края к отопительному периоду 2022-2023 гг., Соликамским
МУП «Теплоэнерго» 20 июля 2022 года выдан акт о готовности систем отопления и
тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительном периоде 2022-2023 гг.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Злоупотребление правом, запрещенное как общими нормами (ст. 10 ГК РФ), так и
специальными (ст. 10 Закона о защите конкуренции), заключается (применительно
антимонопольным нарушениям) не в незаконных действиях, то есть не в осуществлении
действий, не предусмотренных законом, а именно в злоупотреблении теми полномочиями,
которые закон делегировал субъекту гражданских правоотношений. При этом лицо,
занимающее доминирующее положение на рынке, является субъектом не только
частноправовых, но и публично-правовых отношений.
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление
хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения
или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также
иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами
монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В силу п. 4 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой
теплоснабжающей организации.
По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения ч. 1 ст. 10
Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо
установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном
рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким
положением не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо
могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или)
ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с постановлением главы г. Соликамска от 06.05.2014 Соликамское
МУП «Теплоэнерго» является единой теплоснабжающей организацией на территории
Соликамского городского округа, осуществляющей поставку тепловой энергии в т.ч. в
отношении здания по адресу: г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 155.
Пермским УФАС России на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите
конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке. В соответствии
со схемой теплоснабжения Соликамского городского округа Пермского края (на период
2021-2040 год), размещенной на официальном сайте Администрации Соликамского
городского округа, едиными теплоснабжающими организациями определены: ПАО
«Уралкалий», ООО «Соликамская ТЭЦ», ОАО «СМЗ», Соликамское МУП «Теплоэнерго»,
осуществляющие деятельность в своей зоне ответственности.
Согласно указанной схеме теплоснабжения, зона деятельности ЕТО Соликамское
МУП «Теплоэнерго» (рис. 32–36) распространяется на территорию города Соликамска
(включая мкр. «Больничный», мкр. «Клестовка», III микрорайон, мкр. «Красное», 72
квартал, п. Калиец и микрорайон Боровск), а также на зоны действия котельных
Соликамского МУП «Теплоэнерго», расположенных в с. Городище, с. Половодово, п.
Черное, с. Родники, с. Тохтуева.
Анализ товарного рынка показал, что Соликамское МУП «Теплоэнерго» занимает
доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по теплоснабжению в
границах зоны действия источников тепловой энергии по адресу: ТЭЦ-12 г. Соликамск, ул.
Коммунистическая, д. 30 (тепловые сети), ПКЦ № 19, г. Соликамск, ул. Правды, д. 9
(тепловые сети), КТЦ СКРУ-1 г. Соликамск, ул. Мира, 14а (тепловые сети), КЦ СКРУ-2 г.
Соликамск, ул. Мира, 14а (тепловые сети), КЦ СКРУ-1 г. Соликамск, ул. Мира, 14а
(источник тепловой энергии, тепловые сети), Котельная мкр «Больничный» г. Соликамск,
ул. Парижской коммуны, д. 114 (источник тепловой энергии, тепловые сети), Котельная
больничного комплекса МСЧ «Калиец» г. Соликамск, ул.20 Лет Победы, д. 10 (источник
тепловой энергии, тепловые сети), Котельная произ. площадки БМК-2 г. Соликамск, ул.
Карналлитовая, д. 50а (источник тепловой энергии, тепловые сети), Котельная шк. № 10,
ТКУ-500 г. Соликамск, ул. Фрунзе, д. 114 (источник тепловой энергии, тепловые сети),
Котельная с. Городище, ул. Мира, д. 10 (источник тепловой энергии, тепловые сети),
Котельная с. Половодово, ул. Октябрьская, д. 6 (источник тепловой энергии, тепловые
сети), Котельная п. Черное, ул. Мира, д. 19а (д/с) (источник тепловой энергии, тепловые
сети), Котельная п. Черное ул. Набережная, д. 14 (школа) (источник тепловой энергии,
тепловые сети), ТКУ-3000 с. Родники, ул. Молодежная, д. 12а (источник тепловой энергии,
тепловые сети), Котельная с. Тохтуева, ул. Студенческая, д. 4 (источник тепловой энергии,
тепловые сети) к которым имеют непосредственное присоединение потребители тепловой
энергии.
Исходя из вышеизложенного следует, что Соликамское МУП «Теплоэнерго»
занимает доминирующее положение в силу наличия присвоенного статуса единой
теплоснабжающей организации, имеет возможность оказывать решающее влияние на
общие условия обращения товара на этом рынке.
Рассмотрев описанные действия (бездействие) Соликамское МУП «Теплоэнерго»,
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что отказ в допуске в
эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в здании по вышеуказанному адресу является
необоснованным, нарушающим требования Правил № 1034. Соликамское МУП
«Теплоэнерго» как теплоснабжающая организация была обязана осуществлять допуск
спорных узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию при отсутствии оснований из п. 75
Правил № 1034. Результатом незаконных действий (бездействия) Соликамское МУП
«Теплоэнерго» явилось нарушение интересов ООО «ЛИДЕР-Инжиниринг» в сфере
предпринимательской деятельности, поскольку отказ в вводе в коммерческую
эксплуатацию узлов учета тепловой энергии не позволили до конца исполнить ему
обязательства по государственному контракту перед Управлением Судебного департамента
в Пермском крае.
Доводы Соликамское МУП «Теплоэнерго» относительно правомерности его
действий как соответствующих требованиям Правил № 1034 отклоняются как
противоречащие фактически установленным обстоятельствам дела и нормам
материального права. Представленные в дело документы подтверждают исправность
средств измерения, а также законность и пригодность их к эксплуатации до
установленного срока очередной поверки либо при выходе приборов учета из строя или их
утраты. Довод ответчика, что срок службы определяется исходя из данных, содержащихся
в техническом паспорте приборов, и является пресекательным, признается
несостоятельным. С учетом положений пунктов 6, 7 Правил № 1034 в совокупности,
несоответствие требованиям нормативных правовых актов приборов учета (требованиям
данных Правил) в рассматриваемом случае не влечет признание приборов неисправными.
Законодателем не регламентирован запрет на использование средств измерения после
окончания срока службы, указанного в тех.паспорте, срок не является пресекательным,
прибор при наличии положительного результата поверки может использоваться далее для
коммерческого учета. Средства измерения после истечения сроков, указанных в
техническом паспорте, проверяются на предмет сохранения целостности,
работоспособности и подтверждения метрологических характеристик. Поскольку прибор
учета прошел своевременную поверку, прибор признан годным к эксплуатации, срок
поверки не истек, то его замена не обоснована. Исходя из положений п. 6, 7 Правил № 1034
отсутствует необходимость производить замену основных приборов учета (расходомер,
тепловычислитель), входящих в узел учета после 19.11.2016, до истечения их срока
службы. Только при выходе из строя основного прибора учета входящего в состав узла
учета, требуется его замена на новый, соответствующий требованиям Правил № 1034.
На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС России, учитывая
совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении Соликамским
МУП «Теплоэнерго» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции
Комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного
законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Учитывая продолжение допускаемого Соликамским МУП «Теплоэнерго»
нарушения, Комиссия считает необходимым выдать ему предписание об прекращении
нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного
законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,
частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
2. Признать в действиях (бездействии) Соликамского МУП «Теплоэнерго»
нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в
необоснованном отказе в допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в здании
Соликамского городского суда по адресу: г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, 155, что
приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих
субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.
3. Выдать Соликамскому МУП «Теплоэнерго» предписание о прекращении
допущенного нарушения антимонопольного законодательства и устранении его
последствий.
4. Передать материалы должностному лицу Пермского УФАС России для
рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии Кодексом РФ об
административных правонарушениях.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии:
<...>
<...>

Связанные организации

СОЛИКАМСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТЕПЛОЭНЕРГО"
ИНН 5919016133, ОГРН 1025901976792