Решение б/н Решение по жалобе от 23 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
|
ПМУП «Ритуальные услуги»
614077, г. Пермь,
Ул. Старцева, 61,
Mup_ritus@bk.ru
ИП Шалагинов А.В.
<...>
Дело № 059/07/5-1272/2019
РЕШЕНИЕ
об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
«18» декабря 2019 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а так же по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, направляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия»), в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
в присутствии представителей ПМУП «Ритуальные услуги» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности) и <...> (предъявлен паспорт),
рассмотрев обращение ПМУП «Ритуальные услуги» (вх. № 019732) о включении сведений об ИП Шалагинове А.В. (ИНН 590202884346, 614007, г. Пермь, ул. Революции, 2, кВ. 79) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА
11.12.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение ПМУП «Ритуальные услуги» в котором указано, что ИП Шалагинов А.В, признанный победителем закупки, уклониля от подписания договора.
ИП Шалагинов А.В при рассмотрении обращения заявил об отсутствии намерения на уклонение от заключения договора с ПМУП «Ритуальные услуги».
Изучив документы и материалы, предоставленные сторонами на рассмотрение обращения, Комиссии Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 г. №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее – Приказ № 164/13) на Комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых заказчиками в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (п. 1 Правил).
Таким образом, направлению в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по результатам закупки, либо о поставщиках, с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора.
При этом, согласно письма ФАС РФ №ИА/31163/14 от 04.08.2014 г. В ходе заседания Комиссии по рассмотрению обращений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) первоначальному рассмотрению подлежат действия заказчиков в части соблюдения порядка заключения договоров, установленного документацией о закупке.
2. 05.11.2019 г. на сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, Заказчиком было размещено извещение № 31908480907 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание погрузочно-разгрузочных услуг. При проведении указанной закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Пермского муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» (далее – Положение).
По результатам рассмотрения заявок участников, протоколом № 108 от 14.11.2019 г. (опубликован в ЕИС 14.11.2019 г.) победителем процедуры закупки было признан ИП Шалагинов А.В., ИНН 590202884346, расположенное по адресу: 614007, г. Пермь, ул. Революции, 2, кВ. 79.
Согласно пункту 12.1.2. и 12.1.3. Положения, договор по итогам процедуры закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, а при закупке, осуществляемой закрытым способом – со дня подписания такого протокола. В случае необходимости одобрения органом управления Заказчика, в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) Заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 (пять) дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) Заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки. В случае если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора, договор заключается только после предоставления победителем закупки такого обеспечения в соответствии с требованиями настоящего Положения и в объеме, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 12.1.8. Положения по результатам конкурентной закупки Заказчик в течение 5 (пяти) дней со дня размещения в единой информационной системе итогового протокола (а при закупке, осуществляемой закрытым способом, – со дня подписания такого протокола) направляет победителю закупки проект договора без своей подписи.
В силу пункта 12.1.17. - 12.1.19. Положения, победитель закупки признается уклонившимся от заключения договора в случаях, если он в установленный срок не подписал договор, и (или) не передал Заказчику протокол разногласий по проекту договора, и (или) не предоставил обеспечение исполнения договора в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления. Сведения о признании победителя закупки уклонившимся от заключения договора вносятся в протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора. В случае если победитель закупки признан уклонившимся от заключения договора, сведения о победителе закупки включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотренный Законом № 223-ФЗ.
19.11.2019 г. на электронной площадке был размещен проект договора для подписания. Согласно п. 10..4 Извещения в течение 5 (пяти) дней с даты размещения в единой информационной системе проекта договора победитель запроса котировок в электронной форме
форме размещает в ЕИС проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такой закупки, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. Договор заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, такой участник считается уклонившимся от заключения договора.
Заявитель обращает внимание Комиссии Пермского УФАС России на тот факт, что победитель должен был предпринять действия по подписанию договора, а также по предоставлению документа, подтверждающего обеспечение договора, в срок не позднее 25-го ноября 2019г. В нарушение указанного, на 26.11.2019 г. договор со стороны победителя подписан, однако документ, подтверждающий внесение обеспечение исполнения договора, победителем не представлен.
26.11.2019 г. был принят Протокол о признании участника уклонившимся от заключения договора № 111. В соответствии с ним ПМУП «Ритуальные услуги» было решено заключить договор на оказание погрузочно-разгрузочных услуг с участником запроса котировок в электронной форме № 2, предложившим лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем запроса котировок в электронной форме согласно протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме № 108 от 14 ноября 2019 г.
При рассмотрении жалобы ИП Шалагинов А.В. пояснил, что 20.11.2019 г. подана заявка на предоставление банковской гарантии в банк АО «ТИНЬКОФФ БАНК» в целях предоставления обеспечения исполнения Договора. Заявка была одобрена 25.11.2019 г., однако финансовые условия предоставления банковской гарантии оказались неприемлемы. 25.11.2019 г. подана новая заявка на предоставление банковской гарантии в АО КБ «МодульБанк». Заявка была одобрена 26.11.2019 г. В адрес ИП Шалагинов А.В. поступил проект банковской гарантии. Сотрудниками банка была дана рекомендация о согласовании проекта текста банковской гарантии с ПМУП «Ритуальные услуги». В указанную дату проект банковской гарантии направлен на согласование в ПМУП «Ритуальные услуги» электронной почтой на адрес тир yitus@bk.ru.
27.11.2019 ИП Шалагинов А.В. в МУП «Ритуальные услуги» отправлено ходатайство о восстановлении срока предоставления обеспечения исполнения Договора до 27.11.2019.
28.11.2019 от ПМУП «Ритуальные услуги» получен отказ в удовлетворении ходатайства.
Таким образом, совокупные действия ИП Шалагинов А.В. свидетельствуют об отсутствии намерений, направленных на уклонение от заключения и исполнение договора.
Также представитель ПМУП «Ритуальные услуги» сообщил, что Заказчик не настаивает на включение ИП Шалагинов А.В. в реестр недобросовестных подрядчиков.
При рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от исполнения Договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Ограничения в экономической деятельности, вводимые на основании ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в реестр недобросовестных поставщиков, имеют признаки публично-правовой ответственности, в обязательный предмет доказывания по настоящему спору входят обстоятельства, однозначно свидетельствующие о недобросовестном поведении поставщика, выразившемся в умышленных действиях, направленных на уклонение от исполнения договора.
ИП Шалагинов А.В непреднамеренно уклонился от подписания Договора с Заказчиком, Комиссия антимонопольного органа не находит умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения договора.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П разъяснил, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Комиссия Пермского УФАС России, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, установила, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, не отвечающей принципу соразмерности наказания.
Следует также отметить, что включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в реестр недобросовестных поставщиков бремя негативных последствий включения в данный реестр участник закупки несет не перед заказчиком, а фактически перед государством, кроме этого в рассматриваемой ситуации отсутствует компенсаторная функция.
При указанных обстоятельствах Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для включения сведений об ИП Шалагинов А.В (ИНН 590202884346) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
В связи с чем, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2014 г. № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия
РЕШИЛА:
По результатам рассмотрения обращения ПМУП «Ритуальные услуги» (вх. № 019732) о включении сведений об ИП Шалагинове А.В. (ИНН 590202884346, 614007, г. Пермь, ул. Революции, 2, кВ. 79) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», отказать в признании уклонившимся, сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков не направлять.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.