Решение б/н Решение от 27 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                  

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

 ______________ № __________________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «ВИД»

614047, г. Пермь, ул. Азотная, 54а

vidperm@bk.ru

 

МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь

614065, г. Пермь, ул. Нефтяников, д.54

sch108.i@permedu.ru

 

Закупочная комиссия МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь

614065, г. Пермь, ул. Нефтяников, д.54

sch108.i@permedu.ru

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Дело № 059/07/3-521/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ВИД» (вх. № 007738)

 

«26» мая 2020 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством проведения видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон (надлежащим образом уведомленных),

рассмотрев  жалобу ООО «ВИД» (вх. № 007738) (далее – заявитель) на действия МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь (ИНН: 5905006375), Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь (далее – организатор торгов, Заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме  на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, уборки прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания в МАОУ «СОШ № 108» г.Перми (извещение № 32008900480, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.04.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к:

- неправомерному проведению процедуры предложения окончательных цен (переторжки);

- некорректной оценке заявки победителя, по подкритерию «Опыт и деловая репутация»;

- некорректной оценки заявки ООО «ВИД» по подкритерию  «Наличие СУОТ».

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 108» г.Перми (далее – Положение) и Конкурсной документацией на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, уборки прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания в МАОУ «СОШ № 108» г.Перми (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 19.02.2020 г., дата окончания приема заявок – 06.03.2020 г., дата подведения итогов - 13.03.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В жалобе, Заявитель указывает на то, что при организации спорной закупки Заказчик неправомерно провел процедуру предложения окончательных цен (переторжки).

Между тем, 09.04.2020 г. Пермское УФАС России признало жалобу ООО «ВИД» (вх. № 004360) на действия МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь (ИНН: 5905006375), Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь при организации и проведении конкурса в электронной форме  на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, уборки прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания в МАОУ «СОШ № 108» г.Перми (извещение № 32008900480, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной (Дело № 059/07/03-351/2020). В действиях Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь был установлен факт нарушения ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В связи с этим, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции, Пермским УФАС России было решено выдать Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

Заказчику предписывалось в срок до 30.04.2020 г. совершить все необходимые действия, направленные на устранение выявленных при рассмотрении жалобы нарушений, в том числе, путем:

– отмены всех протоколов проведения торгов;

– рассмотрения заявок заново, с учетом выявленных нарушений.

В срок до 04.05.2020 г. представить в адрес Пермского УФАС России доказательства исполнения п. 1 предписания.

30.04.2020 г. Заказчик исполнил предписание и направил в адрес Пермского УФАС России письменные доказательства.

29.04.2020 г. организатором торгов было размещен протокол подведения итогов конкурса (далее – Итоговый протокол), согласно которого победителем было признано ООО «Пермпрофи» с количеством 91,3 баллов, ООО «ВИД» с количеством баллов 82,31 занял второе место.

Представитель ООО «ВИД» при рассмотрении жалобы сообщил, что проведение процедуры предложения окончательных цен (переторжки) нарушает его права, поскольку участники не должны знать цен конкурентов при ее проведении.

Исследовав материалы жалобы, было установлено, что процедура предложения окончательных цен (переторжки) предусмотрена пунктом 23.18 Положения и разделом 10 Документации.

Раздел 23 Положения регулирует конкурс в электронной форме. Пунктом 23.18 Положения предусмотрено, что в течение одного часа с момента поступления оператору ЭТП протокола, указанного в пункте 23.21  настоящего положения, оператор ЭТП направляет каждому участнику конкурса в электронной форме, подавшему заявку на участие в таком конкурсе, информацию:

1) о решении, принятом в отношение заявки поданной участником конкурса в электронной форме, в том числе о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в конкурсе в электронной форме и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к  участию в конкурсе в электронной форме;

2) о наименьшей цене договора, предложенной участником конкурса в электронной форме, допущенным к участию в конкурсе в электронной форме, без указания сведений об этом участнике;

3) о дате и времени начала проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене договора или о ее не проведении в случае, предусмотренном пунктом 20.5 настоящего Положения.

В разделе 10 Документации указано, что участники закупки, допущенные к участию в конкурсе в электронной форме, вправе подать окончательные предложения о цене договора. Участник конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене договора по итогам проведения процедуры окончательных предложений о цене договора.

 Подача окончательных предложений о цене договора проводится на ЭТП в день и время, указанные в извещении о проведении конкурса в электронной форме.

Днем подачи окончательных предложений о цене договора должен быть рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме. В случае, если дата проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене договора приходится на нерабочий день, день проведения указанной процедуры переносится на следующий за ним рабочий день.

В ходе подачи окончательных предложений о цене договора участник конкурса в электронной форме вправе подать предложение о цене договора которое предусматривает снижение цены договора, предложенной  таким участником в составе заявки, поданной на участие в конкурсе в  электронной форме.

 В случае, если участником конкурса в электронной форме не подано окончательное предложение о цене договора, поданное этим участником в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме, признается окончательным.

Исходя из указанных фактов, проведение повторной процедуры предложения окончательных цен (переторжки) никак не нарушает права Заявителя, поскольку в предписании Пермского УФАС России от 09.04.2020 г. по делу № 059/07/03-351/2020 были закреплены обязанности Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь по отмене всех протоколов проведения торгов и рассмотрения заявок заново, с учетом выявленных нарушений. Рассмотрения заявок заново предполагает под собой полный повтор процедуры рассмотрения заявок. В силу того, что в спорной закупке процедура рассмотрения заявок сопровождается процедурой подачи окончательных цен (переторжки) (пункт 23.18 Положения и разделом 10 Документации), Заказчик имел право повторно провести указанную процедуру.

Кроме того, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в случае, отсутствия в спорной закупке процедуры подачи окончательных цен (переторжки) определение победителя не изменится.

Довод о неправомерном проведении процедуры подачи окончательных цен (переторжки) является необоснованным.

Относительно довода о некорректной оценке заявки победителя, по подкритерию «Опыт и деловая репутация» установлено следующее.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Так, в пункте 13 раздела 4 Документации содержатся следующие требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе: «Заявка на участие в конкурсе должна содержать: Документы (с приложением перечня договоров, согласно Приложения №6), необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе: документы (с приложением перечня договоров, согласно Приложения №6), необходимые для оценки сопоставления заявок на участие в конкурсе:

по критерию «квалификация участника конкурса»:

по подкритерию «Опыт и деловая репутация»:

Контракты (договоры) предоставляются только в виде реестра приведенного в Приложении 6.  Контракты (договоры) предоставленные в виде электронных документов любого формата (сканированные копии подписанных договоров, графические изображения, документы в формате Word с приложением протоколов электронной закупки) не принимаются к оценке и рассмотрению. Предмет представленного договора должен быть исключительно аналогичен предмету лота закупки, не принимаются договоры, со смежными предметами (например, обслуживание инженерных систем). Цена по такому договору должна быть не менее, чем 55% от начальной (максимальной) цены контракта.  Срок действия договоров должен быть не менее 6 последовательных месяцев. В случае, если срок действия договора превышает 6 месяцев или договор на период закупки находится на исполнении, то на момент оценки заявки срок исполнения должен быть не менее 6 месяцев. Договор принимается к оценке и сопоставлению при наличии всех вышеуказанных  требований.

            Для учета аналогичности предмета представленных договоров важно определить предмет закупки, согласно разделу 2 Документации предметом закупки является – право заключения договора на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, уборки прилегающей  территории, услуг гардеробного обслуживания в МАОУ «СОШ № 108»  г.Перми. Кроме того, согласно пункту 11 раздела 3 Документации участники должны быть представить выполненные по муниципальному (государственному) контракту или договору за последние два года, предшествующие дате размещения извещения о проведении открытого конкурса

Итоговым протоколом от 29.04.2020 г. установлено, что заявка ООО «Пермпрофи» набрала 91,3 баллов (победитель), а заявка ООО «ВИД» 82,31 баллов.

При рассмотрении жалобы организатор торгов пояснил, что согласен с доводами жалобами в данной части. На обозрение Комиссии Пермского УФАС России был представлен исправленный расчет баллов. Согласно которому, договоры № 55948014050180000070000, № 55905007330180000210000 были приняты Закупочной комиссией МАОУ «СОШ № 108»  г.Перми ошибочно. Таким образом, при рассмотрении заявки ООО «Пермпрофи», из представленных 7 договоров, требованиям Документации соответствуют лишь 3 договора. С учетом данных изменений, итоговый балл участника ООО «Пермпрофи» изменился и стал равен 82,70 баллам.

На обозрение Комиссии Пермского УФАС были представлены заявки участников.

В результате анализа представленных заявок участников было установлено, что Закупочной комиссии организатора торгов, действительно, не верно были оценены договоры, представленные ООО «Пермпрофи» в составе своей заявки, поскольку часть представленных договоров не отвечают требованиям Документации, в их предметах отсутствует гардеробное обслуживание, тем самым они не являются аналогичными предмету закупки.

Следовательно, участник ООО «Пермпрофи» был некорректно оценен по критерию «Опыт работы на рынке клининговых услуг». Данный факт образует нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках. Довод о некорректной оценке заявки победителя, по подкритерию «Опыт и деловая репутация» является обоснованным.

В части довода о некорректной оценки заявки ООО «ВИД» по подкритерию  «Наличие СУОТ» Комиссией Пермского УФАС России было установлено следующее.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Так, в пункте 13 раздела 4 Документации содержатся следующие требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе: «Заявка на участие в конкурсе должна содержать: Документы (с приложением перечня договоров, согласно Приложения №6), необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе: документы (с приложением перечня договоров, согласно Приложения №6), необходимые для оценки сопоставления заявок на участие в конкурсе:

по критерию «квалификация участника конкурса»:

Документы, необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе

по подкритерию  «Наличие СУОТ» 

в рамках подкритерия квалификация участника закупки оценивается наличием: специальной оценки условий труда. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей. Участнику закупки необходимо предоставить документ, подтверждающий исполнение им  обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда на рабочие места (дворник, уборщица, менеджер).

Согласно Итоговому протоколу, ООО «ВИД» по подкритерию «Наличие СУОТ» получил 0 баллов из 10 возможных (исходя из положений Приложения 10 к Документации).

Из анализа заявки ООО «ВИД» следует, что им в составе заявки был приложен Отчет о проведении СОУТ в ООО «ВИД» от 04.03.2020 г., в котором в качестве рабочих мест указан – водитель-экспедитор.

При этом, в составе заявки ООО «ВИД» присутствуют трудовые договоры и медицинские книжки на дворников, уборщиц и менеджера. Однако, в Отчете о проведении СОУТ в ООО «ВИД» от 04.03.2020 г. данные лица не фигурируют. Следовательно, ООО «ВИД» представило к оценке по подкритерию «Наличие СУОТ» ненадлежащий документ.

В Приложении 10 к Документации установлено, что участнику закупки, предоставившему документ подтверждающий исполнение им обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда присваивается 100 баллов. Участнику закупки, не предоставившему подтверждение  проведения им специальной оценки условий труда присваивается 0 балов.

Таким образом, представление ненадлежащего к оценке документа приравнивается к непредставлению документа и влечет за собой присвоение 0 баллов по данному подкритерию.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу о признании довода о некорректной оценки заявки ООО «ВИД» по подкритерию  «Наличие СУОТ» необоснованным.

Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что не нашла причин выдать предписание, в порядке статьи 23 Закона о защите конкуренции, направленного на устранение выявленных нарушений, поскольку выдача предписания в данном случае не приведет к восстановлению нарушенных прав ООО «ВИД».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ВИД» (вх. № 007738) на действия МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь (ИНН: 5905006375), Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь при организации и проведении конкурса в электронной форме  на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, уборки прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания в МАОУ «СОШ № 108» г.Перми (извещение № 32008900480, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Установить в действиях Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 108» г. Пермь факт нарушения ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Предписание не выдавать.

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

 

 

                                                                                                                                                          <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны