Решение №148-18-А РЕШЕНИЕ по делу № 148-18-А от 25 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 148-18-А

 

25 июля 2018 года                                                                                                                        г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 июля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Заместитель председателя комиссии:

Хаснуллин А.Н., заместитель руководителя Управления;

Членов комиссии:

Ужегова Г.А., начальник отдела контроля естественных монополий;

Самарина Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,

Ермакова Н.М., специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,

рассмотрев материалы дела, возбужденного по признакам нарушения
ПАО «Т Плюс» (далее также – Общество) (ОГРН: 1056315070350, ИНН: 6315376946; юридический адрес: 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория Бизнес-Центр Рига-Ленд, д. 3; адрес направления корреспонденции: 614039, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 48) п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями, в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, в частности, путем уклонения от заключения договора теплоснабжения в отношении многоквартирного дома,  находящегося в управлении ТСЖ «Курчатова, 1А», для целей оказания коммунальной услуги потребителям – собственникам (и иным законным владельцам) жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу г. Пермь, ул. Курчатова, 1А,, в т.ч. положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808,

- в присутствии представителя ПАО «Т Плюс» - М. (на основании доверенности);

- в присутствии представителя ТСЖ «Курчатова, 1А» - Н. (на основании доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также –Пермское УФАС России) поступило заявление ТСЖ «Курчатова, 1А» (вх. № 016812 от 02.11.2017 г.) о наличии возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Т Плюс»

В заявлении в частности указано, что ПАО «Т Плюс» уклоняется от заключения договора теплоснабжения в отношении многоквартирного дома по адресу6 г. Пермь, ул. Курчатов, 1А,  находящегося в управлении ТСЖ «Курчатова, 1А», при наличии фактически сложившихся правоотношений по поставке тепловой энергии и предъявлении счетов на оплату поставленной тепловой энергии ТСЖ «Курчатова, 1А».

26.10.2017 г. ТСЖ «Курчатова, 1А» в адрес ПАО «Т Плюс» направлена оферта на заключение договора теплоснабжения. Проект договора теплоснабжения в адрес ТСЖ «Курчатова, 1А» до настоящего времени со стороны ПАО «Т Плюс» не направлен. Мотивированный отказ в заключении договора теплоснабжения ПАО «Т Плюс» в адрес ТСЖ также не направлен.

Между тем, в материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие фактических отношений между ПАО «Т Плюс» и ТСЖ «Курчатова, 1А» по поставке тепловой энергии на объект по адресу: г. Пермь, ул. Курчатова, 1А, а именно: копии актов принятой тепловой энергии, счетов-фактур, подписанных ПАО «Т Плюс» и ТСЖ «Курчатова, 1А», документы, подтверждающие факты оплаты ТСЖ «Курчатова, 1а.

Решениями арбитражных судов по делам № А50-26823/2014, № А50-28737/2015, № А50-9146/2016, № А50-25560/2016 установлено, что поставщиком тепловой энергии для нужд многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Академика Курчатова, 1А является ПАО «Т плюс».

Обязанность ТСЖ «Курчатова, 1А» заключить договор с теплоснабжающей организацией, в данном случае с ПАО «Т Плюс», установлена Жилищным кодексом РФ и пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012  г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», а также пп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.

Руководствуясь положениями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Управлением в адрес ПАО «Т Плюс» направлено предупреждение (исх. № 00927-18 от 30.01.2018) о прекращении действий (бездействия), которые носят признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес ТСЖ «Курчатова, 1А» 2-х экземпляров, подписанных  ПАО «Т Плюс», проектов договора теплоснабжения в отношении МКД, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Академика Курчатова, 1А, находящегося в управлении  ТСЖ «Курчатова, 1А».

Указанное предупреждение ПАО «Т Плюс» в установленные законом сроки не исполнено.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В силу п. 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании указанных фактов, Пермским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции  в отношении ПАО «Т Плюс».

На рассмотрении дела № 148-18-А Комиссией Пермского УФАС России представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в заявлении, представил в материалы дела письменные пояснения и запрошенные документы.

Представитель ПАО «Т Плюс» с нарушением антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Т Плюс» не согласился, представил в материалы дела письменные пояснения, просит рассмотрение дела прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

В обоснование не заключения договора теплоснабжения, ПАО «Т Плюс» ссылается на обязанность ООО «Пермская сетевая компания» (далее также – ООО «ПСК») к заключению данного договора, ввиду наличия у последнего статуса единой теплоснабжающей организации в соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения города Перми на период до 2032 года, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2016 № 430.

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.

В силу ст.ст. 22, 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ, в том числе по предупреждению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства.

Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под товарным рынком в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Под доминирующим положением в силу п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции понимается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ПАО «Т Плюс» является хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является предоставление услуги теплоснабжения.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона о естественных монополиях).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, – признаётся доминирующим. В силу приведенной нормы Закона о защите конкуренции товарный рынок в части услуг по передаче тепловой энергии отнесен к состоянию естественной монополии.

С учетом изложенных норм, хозяйствующий субъект, действующий на этом рынке, обладает доминирующим положением в силу закона.

ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК» входят в группу лиц, по основаниям, предусмотренным
ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (ПАО «Т Плюс» является учредителем ООО «ПСК», управляющей компанией и единоличным исполнительным органом по отношению
к ООО «ПСК»).

Группа лиц в составе ПАО «Т Плюс» и ООО «ПСК», осуществляя деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии в г. Пермь, является субъектом естественной монополии, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Её положение признается доминирующим на рынке передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из санкции ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, для признания в действиях доминирующего хозяйствующего субъекта факта нарушения антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции достаточно лишь возможности наступления негативных последствий совершенного нарушения для неопределенного круга потребителей.

Как следует из Определения Верховного суда Российской Федерации по делу
№ А64-2941/2016 от 20.12.2017 г.,
для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции после 05.01.2016 г.) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

В соответствии с частью 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация-организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В силу части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении, потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Для признания организации в качестве теплоснабжающей необходимо наличие у нее произведенного или приобретенного ресурса для продажи его потребителям, а также нахождение в ее владении на законном основании необходимого оборудования.

Доказательствами, подтверждающими статус теплоснабжающей организации, являются документы, свидетельствующие о наличии на каком-либо законном праве у организации источника тепловой энергии, либо (при отсутствии такого) договоры о приобретении тепловой энергии в целях ее дальнейшей продажи потребителям и документы, свидетельствующие о наличии у организации тепловых сетей, с помощью которых обеспечивается передача такой тепловой энергии до потребителей.

С учетом изложенных выше условий, ПАО «Т Плюс» соответствует статусу теплоснабжающей организации.

По смыслу норм Закона о теплоснабжении система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована несколькими способами: теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенными (то есть имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению; теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, заключает договор поставки тепловой энергии с иной теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация - покупатель тепловой энергии.

Следовательно, Закон о теплоснабжении прямо не предусматривает обязательного наличия непосредственно присоединенной сети с потребителем для признания организации теплоснабжающей.

При этом указанный Закон предполагает возможность возникновения структуры договорных связей, когда теплопринимающие установки потребителя имеют опосредованное присоединение к теплосетям теплоснабжающей организации.

С учетом изложенных норм, принадлежность на праве собственности ООО «ПСК» (единственным учредителем которого является ПАО «Т Плюс») тепловых сетей, предназначенных для передачи тепловой энергии и теплоносителя от ТЭЦ-6, принадлежащей ПАО «Т Плюс», до теплопотребляющих установок многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ «Курчатова, 1А», по адресу г. Пермь, ул. Курчатова, 1А, не свидетельствует об отсутствии у ПАО «Т Плюс» технологической возможности поставлять тепловую энергию (мощность) и теплоноситель таким потребителям и заключать с ними договоры теплоснабжения.

Кроме того, Комиссия учитывает наличие фактически сложившихся отношений по теплоснабжению между ТСЖ «Курчатова, 1А» и ПАО «Т Плюс». Общество осуществляет теплоснабжение многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Курчатова, 1А. Данный факт подтверждается актами поданной-принятой тепловой энергии (№ 7405031825/7U00 от 30.11.2017; № 7405035759/7U00 от 31.12.2017; № 7405002330/7U00 от 31.01.2018; № 7405005818 от 28.02.2018; № 7405009642/7U00 от 31.03.2018), представленными в Управление ТСЖ «Курчатова, 1А».

Из письменных пояснений ПАО «Т Плюс» (исх. № 51000-06-21/42 от 06.06.2018 г.) следует, что в силу ст. 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации, которой на территории г. Перми в соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения города Перми на период до 2032 года, утвержденной Приказом Минэнерго  РФ от 20.05.2016 № 430, является ООО «ПСК». ПАО «Т Плюс» в соответствии с п.2, 3 ч. 2 ст. 15 Закона о теплоснабжении имеют право заключать договоры теплоснабжения с потребителями, а не обязанность.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что после присвоения ООО «ПСК» статуса единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), на территории левобережной части г. Перми сложилась следующая ситуация.

ООО «ПСК», в соответствии с положениями ст. 15 Закона о теплоснабжении обязано заключать договоры теплоснабжения с любым обратившимся лицом, в зоне действия ЕТО. При этом на территории г. Перми в зоне действия ЕТО -  ООО «ПСК» отсутствует единый тариф на передачу тепловой энергии.

Комиссией установлено, что у ряда потребителей имеются действующие правоотношения по поставке тепловой энергии с ПАО «Т Плюс», в том числе ТСЖ «Курчатова, 1А». Однако надлежащего оформления данные правоотношения не имеют.

  В силу п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. №124 , управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

  В силу п.п. «б» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №  354, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно п. 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. №808 договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:

договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;

ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

порядок расчетов по договору;

порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

С учетом изложенных норм, в отсутствие договора теплоснабжения собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Курчатова, 1А лишены возможности надлежащим образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства урегулировать правоотношения с теплоснабжающей организацией.

Из рассмотренных обстоятельств, усматривается, что указанные действия ПАО «Т Плюс» ущемляют интересы неопределенного круга потребителей – собственников (и иных законных владельцев) жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу г. Пермь, ул. Курчатова, 1А.

Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела № 148-18-А о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает, что доводы ПАО «Т Плюс» об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ПАО «Т Плюс» по п. 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия занимающего доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии ПАО «Т Плюс» по уклонению от заключения договора теплоснабжения в отношении многоквартирного дома,  находящегося в управлении ТСЖ «Курчатова, 1А»,
    с нарушением
    Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", противоречащими п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Заместитель председателя комиссии

Н.А. Хаснуллин

Члены Комиссии

Г.А. Ужегова

Е.В. Самарина

Н.М. Ермакова

Связанные организации

Связанные организации не указаны