Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройтехнология» (вх. № 15038-12 от ... от 12 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе  ООО «Стройтехнология» (вх. № 15038-12 от 23.10.2012 г.) 

о нарушении законодательства о размещении заказов

 

30 октября 2012г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Стройтехнология» (далее – Заявитель) на действия Городской комиссии по размещению заказов для муниципальных нужд (далее – Аукционная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по реконструкции здания МБДОУ «Детский сад № 125» по ул.Л.Толстого, 27 в г.Березники (извещение № 0156300046612000414),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно извещению № 0156300046612000414 МУ «Управление капитального строительства г.Березники» (далее – Заказчик) проводился открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по реконструкции здания МБДОУ «Детский сад № 125» по ул.Л.Толстого, 27 в г.Березники.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Аукционной комиссии.

 

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с  ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии «Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.

 

Согласно протоколу заседания комиссии по подведению итогов проведения открытого аукциона в электронной форме от 18.10.2012 г., вторая часть заявки ООО «Технология-М» признана соответствующей требованиям и  условиям документации об открытом аукционе в электронной форме, участник размещения заказа соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и документации об открытом аукционе в электронной форме.

1.Частью 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего закона.

При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1 ч.1 ст.11 Закона  о размещении заказов).

В соответствии с п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона  о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме;

В данном случае Заказчиком установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального  строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п.1 Раздела 5 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме»).

В названном разделе документации о торгах Заказчиком установлено требование о наличии у участника размещения заказа копии свидетельства СРО, содержащей допуск к видам работ поименованным в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» п.33  -  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п.33 Жилищно-гражданское строительство.

В соответствии  ч. 1.1 ст. 55.8  Градостроительного кодекса РФ (в редакции N 240-ФЗ от 27.07.2010) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 6 или 7 ст. 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

В  соответствии ч.10.1  ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ (в редакции N 240-ФЗ от 27.07.2010) свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера взноса, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, указанного в частях 6 и 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

В  соответствии  с ч.3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (в редакции N 240-ФЗ от 27.07.2010), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Представляемая в составе заявки на участие в открытом аукционе, копия свидетельства, выданная саморегулируемой  организацией о допуске к определенным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если предметом работ является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должна содержать следующее наименование вида работ: работы по организации строительства.

В соответствии с ч. 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (в редакции N 240-ФЗ от 27.07.2010), в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Из смысла приведенных выше норм Градостроительного кодекса РФ следует, что при наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, наименования работ по организации строительства, данное свидетельство должно содержать ограничение суммы, на которую член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, а также отметку о внесении взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Отметка о внесении взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в зависимости от стоимости работ по контракту, предусмотрена Приказом Ростехнадзора от 13.11.2010 г. № 1042. Данная форма свидетельства введена в действие 28.01.2011 г.

Таким образом, в случае установления в документации о торгах требования  о наличии в свидетельстве СРО п. 33, Заказчику, с учетом начальной (максимальной) цены контракта,  следовало установить ограничение суммы, на которую член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству.

При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч. 5 ст.41.6 Закона о размещении заказов.

Комиссией установлено, что в составе заявки на участие в открытом аукционе ООО «Технология-М» представлена копия свидетельства, выданного 18.11.2010 г. саморегулируемой организацией о  допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которая в перечне наименования видов работ содержит работы по организации строительства, однако не содержит отметку о внесении взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Согласно выписке, представленной НП «Стройгарант» (№ 20 от 26.10.2012 г.), выдавшего свидетельство СРО ООО «Технология-М», данный хозяйствующий субъект внес взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в размере 300 000,00 руб.

В соответствии с ч.7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса  РФ, вступившей в силу с 02.08.2010, установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:

1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;

2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;

3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;

4) шесть миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;

5) девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;

6) тридцать миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.

Таким образом, ООО «Технология-М» вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору не превышает десять миллионов рублей.

 С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет  46 462 888, 74 руб., ООО «Технология-М» не соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ.

Вместе  с тем, Комиссия отмечает следующее.

В ч.1 ст. 41.11 Закона о размещении заказов обозначено, что Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 настоящего Федерального закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Поскольку аукционная документация не содержала требования об ограничении суммы, на которую член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, в действиях Аукционной комиссии,  рассматривающей заявки на соответствие требованиям документации о торгах, нарушений требований Закона  о размещении заказов не может быть установлено.

       2. В соответствии с требованиями аукционной документации (п.1 Раздела 5), участник размещения заказа должен предоставить копию действующего свидетельства СРО о допуске  к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданное саморегулируемой организацией, на  следующие виды работ:

1)  III. Виды работ по строительству, реконструкции

и капитальному ремонту

5. Свайные работы

 5.4. Устройство забивных и буронабивных свай

6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций

6.1. Опалубочные работы

6.2. Арматурные работы

6.3.Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций

7.Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций

7.1.Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений

7.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин

10. Монтаж металлических конструкций

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений

12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования

12.12.Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования

15.3.Устройство и демонтаж газоснабжения

23. Монтажные работы

23.2. Монтаж лифтов

24. Пусконаладочные работы

24.2 Пусконаладочные работы лифтов

24.5.Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов

20.12.  «Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты».

   2) копию лицензии МЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в т.ч.:

- монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранной сигнализации;

- монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.

В случае отсутствия лицензии МЧС Подрядчик вправе  привлечь по договору организацию, имеющую данную лицензию, при этом Участник размещения заказа должен иметь допуск:

       33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

    33.3. Жилищно-гражданское строительство.

   В п.19 Раздела 3  «Сведения о предмете закупки» документации о торгах», установлено, что подрядчик обязан выполнять все работы, предусмотренные Контрактом, лично, и не вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), за исключением работ, на которые требуется лицензия МЧС. Аналогичное требование содержится  в п.2.1.2 проекта муниципального контракта.

Таким образом, несмотря на положения п.19 Раздела 3, п.2.1.2 проекта контракта, из документации следует, что участнику размещения заказа в составе второй части заявки следует представить свидетельство СРО, содержащее как допуски к конкретным видам работ, так и п. 33 и лицензию  МЧС.

Как указано выше, Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на соответствие требованиям, установленным в  документации о торгах.

Комиссией установлено, что в составе второй части заявки ООО «Технология-М»  не представлена копия лицензии МЧС.

Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, признавшей вторую часть заявки ООО «Технология-М» на участие в торгах соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, имеется нарушение требований ч. 1 ст.41.11 Закона  о размещении заказов.

Вместе  с тем, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно письму ФАС России от 23.05.2011 г. № ИА/19714, лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.

В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Положения  ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс), определяющие понятие лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства указаны выше.

    Как указано выше, Приказ № 624 содержит  п. 33 -  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

    Наличие данного пункта позволяет лицу, организующему строительство, привлекать для  выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, например, лицензией МЧС.

  Как установлено выше, подрядчик должен выполнить  работы своими силами, однако, в случае отсутствия лицензии МЧС, участник размещения заказа должен представить свидетельство СРО, содержащее п. 33.

Требования, предъявляемые ко второй части заявки обозначены в ч. 6 ст. 41.8 Закона  о размещении заказов.

В соответствии с ч.7 ст.41.8 Закона  о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.

Поскольку Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки наряду со свидетельством СРО, содержащим п.33, копии лицензии МЧС, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.

Комиссия отмечает, что нарушения, допущенные Аукционной комиссией при рассмотрении вторых частей заявок, явились следствием нарушений, допущенных Заказчиком при формировании документации о торгах.

 

На основании статей 17, 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Стройтехнология» на действия Городской комиссии по размещению заказов для муниципальных нужд при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по реконструкции здания МБДОУ «Детский сад № 125» по ул.Л.Толстого, 27 в г.Березники (извещение № 0156300046612000414) обоснованной в части неправомерного признания второй части заявки ООО «Технология-М» соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

           2. Признать в действиях МУ «Управление капитального строительства г.Березники» выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч.5 ст.41.6 Закона  о размещении заказов.

           3. Признать в действиях Городской комиссии по размещению заказов для муниципальных нужд выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.1 ст.41.11 Закона  о размещении заказов.

            4.Признать в действиях МУ «Управление капитального строительства г.Березники» выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч.7 ст.41.8 Закона  о размещении заказов.

            5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МУ «Управление капитального строительства г.Березники», членов Городской комиссии по размещению заказов для муниципальных нужд к административной ответственности за нарушение  требований Закона о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны