Решение б/н Решение от 14 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
________________№_________________
На № __________ от ________________
|
ООО «Пермпрофи»
614000, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 12, оф. 110
Permprofi59@yandex.ru
ИП Красиков Ю.К.
614053, г. Пермь, ул. Кувинская, 21
y3105@mail.ru
ООО «ВИД»
614047, г. Пермь, ул. Азотная, 54а
vidperm@bk.ru
МАОУ «СОШ №30» г. Пермь
614056, г. Пермь, ул. Красноуральская, 37
gcon56@mail.ru
Закупочная комиссия
МАОУ «СОШ №30» г. Пермь
614056, г. Пермь, ул. Красноуральская, 37
gcon56@mail.ru
Электронная торговая площадка
«Универсальная электронная торговая площадка»
info@estp.ru
support@estp.ru
Дело № 059/07/3-1367/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобам ООО «Пермпрофи» (вх. № 020711),
ИП Красикова Ю.К. (вх. № 021230), ООО «ВИД» (вх. № 021271)
«14» декабря 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «Пермпрофи» - <...> (по доверенности), ООО «ВИД» - <...>(предъявлен паспорт <...> МАОУ «СОШ №30» г. Пермь – <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО «Пермпрофи» (вх. № 020711 от 27.11.2020 г.), ИП Красиков Ю.К. (вх. № 021230 от 04.12.2020 г.), ООО «ВИД» (вх. № 021271 от 07.12.2020 г.) (далее – заявители) на действия МАОУ «СОШ №30» г. Перми (ИНН: 5906031818), Закупочной комиссии МАОУ «СОШ №30» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений, услуг по уборке прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания, услуг по обслуживанию здания в МАОУ «СОШ № 30» г. Перми (извещение № 32009667089, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
В период с 27.11.2020 г. – 07.12.2020 г. в Пермское УФАС России поступили жалобы ООО «Пермпрофи» (вх. № 020711 от 27.11.2020 г.), ИП Красиков Ю.К. (вх. № 021230 от 04.12.2020 г.), ООО «ВИД» (вх. № 021271 от 07.12.2020 г.), доводы которых указывают на наличие в Документации некорректного критерия допуска до участия «наличие у участника конкурса опыта оказания услуги и деловой репутации».
При рассмотрении жалобы, представителем ООО «ВИД» также было заявлено о некорректной оценке собственной заявки и заявки победителя.
Заказчик с доводами жалоб не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобы, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке МАОУ «СОШ № 30» г. Пермь (далее – Положение) и Документацией об открытом конкурсе в электронной форме на право заключить договор оказание услуг по уборке помещений, услуг по уборке прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания, услуг по обслуживанию здания в МАОУ «СОШ № 30» г. Перми (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 11.11.2020 г., дата окончания приема заявок – 27.11.2020 г., дата подведения итогов - 01.12.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 4 в документации о конкурентной закупке должны быть требования к участникам такой закупки и требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Так, подпунктом 13 пункта 11.1 Документации предусмотрено, чтобы у участника конкурса имелся опыт оказания услуги и деловой репутации.
При этом, пп. 5 п. 15.5 Документации установлено, что в составе заявки, для подтверждения данного требования, необходимо приложить следующие документы:
а) не менее одного договора, контракта с ценой не менее, чем 5 000 000, 00 рублей с образовательными учреждениями заключенного в рамках 223-ФЗ или 44-ФЗ, соответствующего следующим требованиям:
- участник конкурса по такому договору, контракту выступает исполнителем;
- предметом такого договора, контракта является, в том числе, оказание услуги, являющейся предметом договора;
- такой договор, контракт заключен в период с 2019 г по 2020 г (до даты размещения извещения о закупке);
- к моменту подачи заявки на участие в конкурсе такой договор, контракт исполнен участником не менее чем на 6 месяцев;
б) дополнительные соглашения к такому договору, контракту в случае внесения в него изменений;
в) документы о приемке услуги по такому договору, контракту;
г) все копии документов необходимо заверить руководителем организации – основного заказчика или копий извещений и протоколов, подтверждающих размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ЕИС). В случае заключения договоров (контрактов) по результатам торгов в электронной форме прилагаются распечатки информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которых были заключены данные договоры (контракты);
(сохранять документы по каждому договору/контракту в отдельном архиве).
Согласно пункту 16.3 Документации, заявка на участие в конкурсе отклоняется и участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях:
1) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным в п. 15.4 – 15.7 настоящей документации;
2) предоставления участником конкурса в заявке на участие в конкурсе недостоверных сведений;
3) несоответствия участника конкурса требованиям установленным в п. 11.1 настоящей документации.
Отклонение заявки на участие в конкурсе и отказ в допуске к участию в конкурсе по другим основаниям не допускаются.
Таким образом, в случае отсутствия у участника договоров с ценой не менее, чем 5 000 000, 00 рублей с образовательными учреждениями заключенного в рамках 223-ФЗ или 44-ФЗ по комплексному обслуживанию здания он в соответствии с пп. 3 п. 16.3 Документации подлежит отклонению.
Проанализировав указанное требование Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 14.3. Положения, при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, такие как:
1) наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
3) наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;
4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
В силу пункта 14.4. Положения, дополнительные требования должны быть выражены в измеряемых показателях. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, не предусмотренные настоящим Положением.
При этом пунктом 22.5. Положения предусмотрено, что в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с п.14.3 настоящего Положения такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок.
Подпунктом 13 пункта 11.1 Документации предусмотрено, чтобы у участника конкурса имелся опыт оказания услуги и деловой репутации.
При этом, пунктом 17.3 Документации установлено, что оценка заявок на участие в конкурсе происходит, в частности по такому критерию как «квалификация участника». Она проводится на основании предложений об опыте оказания услуги и деловой репутации, содержащихся в заявках на участие в конкурсе. Значимость данного критерия составляет 60%.
Из этого следует, что требование к участнику закупке, выражающееся в наличии у участника конкурса опыта оказания услуги и деловой репутации, одновременно является и дополнительным требование и критерием оценки заявок, что противоречит пункту 22.5 Положения.
Это в свою очередь образует нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, поскольку заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. При формирования Документации заказчик (организатор торгов) не вправе отступать от императивных требований Положения и Закона о закупках.
Таким образом, довод о наличии в Документации некорректного критерия допуска до участия «наличие у участника конкурса опыта оказания услуги и деловой репутации» является обоснованным.
При данных обстоятельствах, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на внесения изменений в закупочную документацию и продления срока подачи заявок на участие в закупке.
В связи с данным фактом, доводы ООО «ВИД» о некорректной оценке собственной заявки и заявки победителя оставлены без рассмотрения, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобы ООО «Пермпрофи» (вх. № 020711 от 27.11.2020 г.), ИП Красиков Ю.К. (вх. № 021230 от 04.12.2020 г.), ООО «ВИД» (вх. № 021271 от 07.12.2020 г.) (далее – заявители) на действия МАОУ «СОШ №30» г. Перми (ИНН: 5906031818), Закупочной комиссии МАОУ «СОШ №30» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений, услуг по уборке прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания, услуг по обслуживанию здания в МАОУ «СОШ № 30» г. Перми (извещение № 32009667089, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованными;
- Установить в действиях МАОУ «СОШ №30» г. Перми нарушение ч. 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 22.5 Положения о закупке МАОУ «СОШ №30» г. Перми.
- Выдать МАОУ «СОШ №30» г. Перми обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.