Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Торговая компания «СтройГеометрия» (в... от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                        РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Торговая компания «СтройГеометрия» (вх. №19319-14)

                               

09.12.2014 г.                                                                                                                            г. Пермь

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии,

 

рассмотрев жалобу ООО «Торговая компания «СтройГеометрия» (вх. № 19318-14) (далее – заявитель) на действия Краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Дубровский психоневрологический интернат» (далее – учреждение, заказчик, организатор торгов) при организации и проведении запроса коммерческих предложений на перепланировку 2-го этажа здания Голубевского отделения КГАСУСОН «Дубровский ПНИ», расположенного по адресу: Пермский край, Оханскй район, с. Дуброво, ул. Голубева, д.19, извещение № 31401697161 опубликовано 14.11.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках - http://zakupki.gov.ru (далее – закупка, торги),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.11.2014 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении торгов.

В частности в жалобе указано, что:

- размещенный на официальном сайте закупок план закупок учреждения не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в т.ч. в части способа и цены настоящей закупки;

- заказчик, в нарушение требований законодательства о защите конкуренции, намеренно исключил из Положения о закупках Учреждения, нормы о выборе способа закупок в зависимости от цены;

- заказчиком установлены требования к участникам торгов, установление которых не предусмотрено Положением о закупках Учреждения (нарушение законодательства о закупках);

- документация о закупке содержит противоречия, не позволяющие однозначно установить способ закупки;

- в документации о закупке указано на организацию и проведение настоящей закупки, в соответствии Положением о закупке учреждения, утратившим силу;

- заказчик не продлил срок приёма заявок на участие в торгах, при внесении изменении в извещение о торгах.

Учитывая изложенное заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание, направленное на устранение допущенных нарушений.

Организатор торгов с доводами заявителя не согласен указывает на законность и обоснованность процедуры закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

  Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым наблюдательным советом Положением о закупках, в котором  должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Действующее Положение о закупках заказчика утверждено протоколом заседания Наблюдательного совета  Учреждения от 12.11.2014 г.  № 5 и размещено на официальном сайте торгов 13.11.2014 г. Пунктами 8.2.2, 11.1 Положения предусмотрен способ проведения закупок путём проведения запроса коммерческих предложений., т.е. способ осуществления закупок без проведения торгов и в сокращенные сроки, при котором информация о потребностях Заказчика в товарах, работах, услугах доводится до неограниченного круга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, и победителем признается лицо, которое по заключению Комиссии предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок. При осуществлении закупки путем запроса коммерческих предложений Комиссия вправе объявить процедуру проведения закупки несостоявшейся или завершить процедуру закупки без заключения договора по ее результатам в любое время, не возмещая участникам закупок понесенные ими расходы в связи с участием в процедуре запроса предложений.

Таким образом, в рассматриваемом случае организатор торгов объявил и провёл закупку по способу, предусмотренному Положением о закупках Учреждения.

Поскольку ни действующее законодательство не содержит ограничений на включение данного способа закупок в способы закупок, утверждаемые Положением о закупках, ни Положение о закупках не содержит ограничений на применение данного способа закупок Учреждением (в т.ч. в части начальной цены закупки, работ, являющихся предметом настоящих торгов), Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для признания обоснованными доводов заявителя в указанной части.

Антимонопольным органом учтено, что сроки, установленные ч. 1 ст. 4 Закона о закупках заказчиком соблюдены.

14.11.2014 г. на официальном сайте заказчиком размещены извещение о проведении торгов, закупочная документация, в которых последним днём приёма заявок указано 21.11.2014 г., что соответствует п. 11.3 Положения о закупках Учреждения.

18.11.2014 г. на официальном сайте заказчиком размещены изменения, внесённые в извещение и документацию от 14.11.2014 г. (внесены изменения в приложения 4, 5 документации; в разделе 13 проекта договора заполнены банковские реквизиты заказчика) При этом, срок окончания приёма заявок на участие в торгах не изменялся и с момента размещения изменений стал составлять 3 дня.

Представитель организатора торгов уточнил, что внесение изменений было вынужденной мерой, в т.ч. в связи с отсутствием в первоначальном извещении достаточных сведений для внесения обеспечения заявки на участия в торгах.

Выше указано, что недопустимы действия организатора торгов, результатом которых стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции при проведении закупок.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения договора на выполнение работ, являющихся предметом закупки.

При этом, в силу п. 11.3 Положения о закупках всем без исключения претендентам – потенциальным участникам торгов гарантировано право на ознакомление с полной информацией о закупке (п. 11.4) и принятие решений на участие в закупке в течение установленного 5-ти дневного срока.

По мнению Комиссии Пермского УФАС России сокращение указанного срока до 3 дней свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку могло иметь результатом сокращение числа участников торгов и как следствие ограничение, устранение, недопущение конкуренции между ними.

Антимонопольным органом учтено, что иных сроков размещения извещений о проведении запроса коммерческих предложений Положением о закупках не предусмотрено. Нет в Положении о закупках и нормы предусматривающей возможность пересмотра данных сроков в документации о закупке. Более того, Законом о закупках установлено, что в документацию включаются сведения, которые определены Положением, а не наоборот (ч. 10 ст. 4).

Признавая в действиях учреждения факт нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган также считает необходимым отметить, что отдельные недочёты допущенные при подготовке и размещении первоначального извещения не были устранены и после размещения изменений. В частности в закупочной документации указано, что извещение о проведении закупки размещено на официальных сайтах, согласно требований недействующей на тот момент редакции Положения о закупках (от 07.10.2013 г.); в приложении 6 к закупочной документации содержится требование о составлении заявки  в соответствии с некой документацией о запросе цен, либо конкурсной документаций.

Наличие указанных недочётов явно не направлено на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и не способствует развитию конкуренции между ними, в связи с чем признать данные недочёты (в совокупности с нарушением сроков размещения извещения о закупке) малозначительными не представляется возможным.

Согласно п.п. 7 п. 11.4 Положения о закупках извещение о проведении запроса коммерческих предложений должно содержать требования к участникам закупок в соответствии с разделом 3 настоящего Положения.

Требования раздела 3 Положения носят общий характер для всех закупок и включают в себя, в т.ч. требования к платежеспособности и правоспособности участников, их добросовестности, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков и т.п.

Следовательно, вне зависимости от способа закупки любой участник торгов указанным требованиям должен соответствовать, что в свою очередь должно подтверждаться соответствующими документами, приложенными к заявке.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России отклоняет доводы заявителя о несоответствии п. 13 приложения 1 к закупочной документации требованиям раздела 11 Положения о закупках.

Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и                                сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к                       форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные Порядок и Требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 №932 (далее также – Порядок, Требования).

Помимо прочего Требованиями установлено, что план закупок должен содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (п.8).

Согласно п. 5 Правил план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Анализ вышеизложенных норм позволяет сделать вывод, что для соблюдения требований действующего законодательства учреждение обязано было до даты проведения закупки разместить на официальном сайте план закупок с указанием в нем закупки способом – запрос коммерческих предложений на право заключение договора по предмету перепланировка 2-го этажа здания Голубевского отделения КГАСУСОН «Дубровский ПНИ», расположенного по адресу: Пермский край, Оханскй район, с. Дуброво, ул. Голубева, д.19 с начальной ценой договора 1441406, 00 руб.

Между тем, такой закупки в размещённом на официальном сайте плане закупок учреждения на 2014 г. нет.

В нарушение положений указанных Порядка и Требований заказчик включил в размещённый на официальном сайте план закупок на 2014 г. (в ред. от 12.11.2014 г.) закупку на перепланировку 2-го этажа, способом – запрос коммерческих предложений, с начальной (максимальной) ценой 3483170 руб.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях учреждения нарушения п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Доводы организатора торгов о возможности корректировки плана закупок и отсутствии в Порядке нормы, исключающей возможность данной корректировки после проведения соответствующей закупки (за исключением случаев проведения торгов) отклоняются, поскольку как указано выше, вне зависимости от способа закупки формирование плана непосредственно связано со сроками проведения закупочных процедур.

Внесение же изменений в план закупок после их проведения не сможет и не будет иметь никакого практического значения ни для заказчика ни для заинтересованных в заключении договора потенциальных подрядчиков и фактически будет свидетельствовать о формальности процедуры его формирования, размещения  и корректировки.

Антимонопольный орган исходит из целей (ст. 1) и принципов (ст. 3) Закона о закупках, которые в рассматриваемой ситуации могут быть достигнуты лишь путём своевременного и полного размещения информации, в т.ч. о планируемых закупках, их способах, цене, предмете и т.п.

Поскольку в материалы жалобы представлен договор, подписанный сторонами по результатам проведения закупки, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным предписание не выдавать.

           Учитывая изложенное, на основании ст. 18.1 Закона о защите конкуренции  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Торговая компания «СтройГеометрия» (вх. № 19319-14) на действия Краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Дубровский психоневрологический интернат» при организации и проведении запроса коммерческих предложений на перепланировку 2-го этажа здания Голубевского отделения КГАСУСОН «Дубровский ПНИ», расположенного по адресу: Пермский край, Оханскй район, с. Дуброво, ул. Голубева, д.19, извещение № 31401697161 опубликовано 14.11.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках - http://zakupki.gov.ru обоснованной.

2. Признать в действиях Краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Дубровский психоневрологический интернат» нарушение:

- п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенное путём неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте (в плане закупок на 2014 г. отсутствует закупка соответствующая начальной цене закупки);

- ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26. 07. 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в ограничении, устранении, недопущении конкуренции при проведении закупки, путём размещения извещения о запросе коммерческих предложений (изменения в указанное извещение) по № 31401697161 с нарушением сроков, установленных п. 11.3 Положения о закупках Учреждения от 12.11.2014 г.  № 5.

 

                                                                                                                         

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны