Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Уралинвест» (вх. №19871-14) от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                       

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Уралинвест» (вх. №19871-14)

                               

15.12.2014 г.                                                                                                                            г. Пермь

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Уралинвест» (вх. № 19871-14) (далее – заявитель) на действия ПМУП «Полигон» (далее – предприятие, заказчик, организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок на оказание услуг по разработке и сопровождению природоохранной документации, извещение № 31401742820, размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru (далее – закупка, торги),

УСТАНОВИЛА:

03.12.2014 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении торгов.

В жалобе указано, что:

- услуги (работы), являющиеся предметом торгов не связаны между собой ни функционально не технически;

- документация к закупке содержит заведомо невыполнимые условия оказания услуги условия, создающие участнику запроса котировок преимущественные условия участия в торгах;

- в документации о закупке нет требований к объёму и качеству работ (услуг), предусмотренных п. 7 технического задания;

- договор на оказание услуг, подлежащий заключению по результатам торгов, не соответствует документации, в части предмета закупки, порядка оплаты и технического задания.

Учитывая изложенное заявитель просит признать в действиях организатора торгов нарушение требований законодательства и РФ и выдать предписание, направленное на устранение допущенного нарушения.

Организатор торгов с доводами заявителя не согласен указывает на законность и обоснованность процедуры закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

27.11.2014 г. ПМУП «Полигон» на официальном сайте закупок в сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по разработке и сопровождению природоохранной документации.

  Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

На момент размещения извещения о торгах на официальном сайте было размещено Положение о закупке предприятия в редакции от 26.11.2014 г., утверждённое приказом руководителя предприятия 25.11.2014 г. №39 (Положение № 1130016175, версия 9).

Таким образом, у заказчика отсутствовали основания для применения к указанной закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

05.12.2014 г., т.е. в день проведения торгов, заказчиком на официальном сайте размещён протокол запроса котировок № 31401742820-01 из анализа которого следует, что на участие в торгах поступила единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям документации о закупке.

Таким образом, организатор торгов не предъявлял к участникам закупки требований о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

Также следует отметить, что протокол размещён в сроки, установленные п. 3.5 Положения о закупке.

26.11.2014 г. заказчиком на официальном сайте размещён план закупок предприятия на 2014 г., в п. 29 которого указана настоящая закупка путём проведения в ноябре 2014 г. запроса котировок на сумму 2400000 руб.

Выше указано, что извещение о проведении торгов размещено заказчиком 27.11.2014г., т.е. за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в торгах (04.12.2014 г.). В тот же день на официальном сайте размещена закупочная документация.

Из анализа извещения, закупочной документации следует, что в них указаны все сведения, предусмотренные ч.ч. 9, 10 ст. 4 Закона о закупках, Положением о закупках, в т.ч. способ закупки, наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), место выполнения работ, проект договора и т.д.

При этом, вопреки доводам заявителя в закупочной документации также содержится информация об объёме и качестве работ, предусмотренных в п. 7 технического задания. В пунктах 7.1-7.4 указаны нормативная база, в соответствии с которой необходимо оказать услугу (выполнить работу), цель работы и результат работ.

Таким образом, заказчик в установленные сроки разместил на официальном сайте действующее Положение о закупках, План закупок предприятия на 2014 г., извещение о торгах и аукционная документация с проектом договора, итоговый протокол закупки.

Учитывая вышеизложенное Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для признания в действиях организатора торгов нарушений Закона о закупках.

В то же время ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, при рассмотрении настоящей жалобы Комиссии Пермского УФАС России необходимо провести проверку действий (бездействия) заказчика на соответствие положениям ст. 17 Закона о защите конкуренции, т.е. установить привели или могли ли привести указанные действия (бездействие) к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем рынке (рынке оказания услуг).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право оказание предприятию услуг оказание услуг по разработке и сопровождению природоохранной документации.

 

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст.1 ГК РФ).

Целью регулирования настоящего Федерального закона является, в т.ч. расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия и развитие добросовестной конкуренции (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно п. 11.11 Положения о закупках предприятия победителем запроса котировок признаётся поставщик, чьё предложение соответствует запросу и содержит лучшие ценовые условия.

То есть запрос котировок является конкурентным способом закупки, при котором выбор лица, с которым предприятием будет заключен соответствующий договор, ставится в прямую зависимость от предложений иных лиц – участников закупки, которым, в свою очередь, право на осуществление указанных самостоятельных действий (подача заявок) гарантировано Законом о закупках, Положением о закупках. Сокращение числа участников закупки и как следствие сокращение числа подлежащих рассмотрению ценовых предложений свидетельствует об ограничении соперничества хозяйствующих субъектов при проведении запроса котировок.

Следует отметить, что перечень запретов, установленный ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим, кроме того, согласно данной статье запрещаются не только действия, которые приводят к ограничению конкуренции, но и те действия, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Следовательно, при установлении возможности ограничения конкуренции отсутствует необходимость устанавливать конкретных хозяйствующих субъектов, которым предоставляются определенные преимущества. В данном случае необходимо определять хозяйствующих субъектов, которые получат определенные преимущества, путем определения свойств, присущих указанным субъектам.

Согласно положений закупочной документации одним из обязательных условий участия в закупке является представление в составе заявки копии аттестата аккредитации лаборатории. Данный аттестат необходим исключительно для  мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду (п. 27 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703).

В то же время предметом торгов является не только право на оказание услуг по мониторингу состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду, но и по разработке:

- проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; программы производственного экологического контроля окружающей природной среды;

- порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;

- документации для получения лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности;

- проекта санитарно-защитной зоны для полигона ТБО ПМУП «Полигон».

То есть имеет место ситуация при которой значительная часть работ (услуг), являющихся предметом торгов (6 пунктов из 7 Технического задания) ни как не связана с обязательным требованием к участникам торгов об обязательном предоставлении в составе заявки копии документа об аккредитации лаборатории.

При этом, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым особо отметить, что из буквального толкования п. 14 раздела «Документы, составляющие заявку на участие в закупке», п. 7 раздела «Требования к участникам закупки», абз. 1 раздела «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» закупочной документации следует, что отсутствие в составе заявки копии аттестата об аккредитации лаборатории свидетельствует о не соответствии участника закупки, его заявки требованиям указанной документации и является основанием для не допуска до участия в закупке.

Таким образом, в данном случае определённые преимущества участия в торгах получают лица, имеющие аттестат аккредитации испытательной лаборатории.

Учитывая изложенное Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ПМУП «Полигон» нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создание участнику запроса котировок, или нескольким участникам запроса котировок преимущественных условий участия в запросе котировок на оказание услуг по разработке и сопровождению природоохранной документации, (извещение № 31401742820) путём установления обязательного требования о наличии в составе заявки копии аттестата аккредитации лаборатории (п. 14 раздела «Документы, составляющие заявку на участие в закупке», п. 7 раздела «Требования к участникам закупки», абз. 1 раздела «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке»), что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении запроса котировок.

Комиссия Пермского УФАС России считает возможным в данном случае предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции не выдавать, т.к. ни заявитель ни иные лица – потенциальные участники торгов не обращались к организатору торгов за получением соответствующих разъяснений. Также антимонопольным органом учтено, что закупка признана несостоявшейся; сведения об отказе кому-либо из претендентов в допуске к торгам, в т.ч. в связи с отсутствием в составе заявки вышеуказанного аттестата отсутствуют.

Иные доводы жалобы, в частности о наличии в документации к закупке невыполнимых требований, а также не соответствии договора, заключаемого по результатам закупки с положениями документации о закупке Комиссией Пермского УФАС России отклоняются, поскольку заявляя их заявитель никак не обосновал, что наличие данных обстоятельств привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в т.ч. невозможности подачи заявки. Ссылаясь на сроки предоставления отдельных государственных услуг, заявитель не учёл, что они являются максимальными. Более того, правом на определение предмета договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг обладает исключительно заказчик (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках). Участникам торгов лишь предоставлено право согласиться с этими условиями, либо отказаться от права участия в торгах.

           Учитывая изложенное, на основании ст. 18.1 Закона о защите конкуренции  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Уралинвест» (вх. № 19871-14) на действия ПМУП «Полигон» при организации и проведении запроса котировок на оказание услуг по разработке и сопровождению природоохранной документации, извещение № 31401742820, размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru обоснованной.

2. Признать в действиях ПМУП «Полигон» нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создание участнику запроса котировок, или нескольким участникам запроса котировок преимущественных условий участия в запросе котировок на оказание услуг по разработке и сопровождению природоохранной документации, (извещение № 31401742820) путём установления обязательного требования о наличии в составе заявки копии аттестата аккредитации лаборатории (п. 14 раздела «Документы, составляющие заявку на участие в закупке», п. 7 раздела «Требования к участникам закупки», абз. 1 раздела «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке»), что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении запроса котировок.

3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.

                                                                                                                        

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны