Решение б/н Решение от 20 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Промтранс-Авто»

614077, г. Пермь, ул. Аркадия Гайдара, 8Б, оф. 404

info@promtrans-perm.ru

 

АО «УНИИКМ»

614014, г. Пермь, ул. Новозвягинская, 57

uniikm@yandex.ru   

 

Закупочная комиссия АО «УНИИКМ»

614014, г. Пермь, ул. Новозвягинская, 57

uniikm@yandex.ru   

 

Электронная торговая площадка

АО «Сбербанк-АСТ»                               

ko@sberbank-ast.ru

 

Дело № 059/07/3-408/2021

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Промтранс-Авто» (вх. № 005859)                 

«15» апреля 2021 г.                                                                                                                   г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ООО «Промтранс-Авто» -<...> (по доверенности), представителей АО «УНИИКМ» – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Промтранс-Авто» (вх. № 005859) (далее – заявитель) на действия АО «УНИИКМ», Закупочной комиссии АО «УНИИКМ», (ИНН: 5906092190) (далее – организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на перевозку автомобильным транспортом работником АО «УНИИКМ». (извещение № 32110077046, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.04.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, в которой указано на неправомерное признание заявки не соответствующей требованиям закупочной документации запроса котировок в электронной форме на перевозку автомобильным транспортом работников АО «УНИИКМ» и последующее отклонение от стадии рассмотрения первых частей заявок участников.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «УНИИКМ» (далее – Положение), Извещением о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение) и Документацией по запросу предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на перевозку автомобильным транспортом сотрудников АО «УНИИКМ» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 12.03.2021 г., дата окончания подачи заявок – 24.03.2021 г., дата подведения итогов закупки – 01.04.2021 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть требования к участникам такой закупки, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок такой оценки.

Пунктом 12 Извещения установлено, что подробное описание Товаров, работ, услуг, а также сведения и условия о проведении запроса предложений содержатся в Документации (Приложение №1 к Извещению).

Как указано в п. 1.1 Документации, заявка Участника закупки отклоняется Закупочной комиссией в следующих случаях:

1) непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке;

2) нарушение требований, установленных в документации о закупке к содержанию заявки;

3) несоответствие участника закупки, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, требованиям, установленным в извещении о закупке, документации о закупке;

4) несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;

5) несоблюдение требований, установленных в документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;

6) несоответствие цены заявки требованиям извещения о закупке, документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦД;

7) наличие в составе заявки недостоверных сведений.

В соответствии с разделом 2 Документации, требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара (работ, услуг), требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) указаны в Техническом задании (Приложение № 2 к извещению о проведении процедуры закупки).

В данном разделе указано, что участник должен принять во внимание, что заявка участника состоит их двух частей и ценового предложения, при этом: а) первая часть заявки содержит предложение в отношении предмета закупки; б) вторая часть заявки содержит сведения об участнике, о соответствии его требованиям, установленным документацией о закупке, о предложении участника о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора. В случае нарушения указанных требований заявка подлежит обязательному отклонению. В целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав первой части заявки Техническое предложение (Форма 1 Приложение № 3 к извещению о проведении процедуры закупки).

В указанном разделе перечислены основания для признания заявки на участие в запросе предложений несоответствующей требованиям и условиям документации по запросу предложений: не отвечают требованиям к оформлению заявки участника; не отвечают требованиям Закупочной документации; содержат предложения по существу не отвечающие коммерческим или договорным требованиям Закупочной документации; подавшие их Участники не соответствуют требованиям Закупочной документации.

23.03.2021 Заявитель подал заявку (присвоен № 1610), Протоколом Закупочной комиссии №81 33К/2021 заявка признана не соответствующей требованиям документации запроса предложений в электронной форме, Заявитель был отклонен от стадии рассмотрения первых частей заявок.

Для разъяснения причин отклонения заявки Заявитель обратился к Заказчику, направив письмо с соответствующим требованием. На основании данного письма было проведено заседание дирекции по закупкам от 5 апреля 2021 года. В протоколе № 4 Д3/2021 заседания дирекции по закупкам было проведено сравнение описания товаров, работ, услуг (по Документации – ТРУ), требуемых в Техническом задании с описанием товаров, работ, услуг, заявленных в техническом предложении Заявителя. Дирекция по закупкам пришла к следующему выводу: «Участник в заявке принял на себя обязательства по перевозке автомобильным транспортом работников «УНИИКМ», однако в описании ТРУ указал готовность поставить ПАЗ-3205 в количестве 1 шт. и ПАЗ-3205 в количестве 1 шт. При указанных обстоятельствах следует, что Участником были предложены в составе заявки ТРУ, не соответствующие требованиям технического задания».

Заявитель в жалобе указывает на неправомерность отклонения заявки ввиду того, что Заказчиком не установлены четкие правила по заполнению заявки, следовательно, у Заявителя была возможность заполнить заявку в том виде, в котором он посчитал необходимым. Заявитель подчеркивает, что из самой заявки следует, что заявка подается в рамках осуществляемой Закупки и из Заявки явно усматривается намерение осуществить перевозку автомобильным транспортом работником АО «УНИИКМ», а не осуществить поставку товара.

На обозрение Комиссии Пермского УФАС России были представлены: Техническое задание (приложение №2 к Извещению), Форма №1 (приложение №3 к Извещению), в соответствии с которой заполняется Техническое предложение, предоставляемое в первой части заявки, заявка Заявителя.

Одним из требований к указанному Техническому предложению является необходимость предоставления в нём сведений, содержащих описание товаров, работ, услуг, в соответствии с Техническим заданием.

Приложение № 3 (Техническое предложение)

 

№ п\п

Наименование ТРУ

Характеристики ТРУ (конкретные показатели, соответствующие требованиям Заказчика)

Страна происхождения ТРУ

Ед. изм.

Кол-во

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

При этом по результатам анализа Технического задания Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что оно не содержит положений, позволяющих надлежащим образом определить, какая именно информация должна быть представлена Участником закупки в составе Технического предложения, заполняемого по Форме №1, а именно в разделе № 1 «Описание товаров, работ, услуг».

Так, в Техническом предложении Заявителя, чья заявка была отклонена Закупочной комиссией, в графе № 2 - «Наименование ТРУ» (см. по таблице) указано наименование транспортного средства, осуществляющего перевозки.

В то время как в Техническом предложении единственного допущенного участника (присвоен № 7981) в графе № 2 - «Наименование ТРУ» указан маршрут перевозок.

Следовательно, исходя из действий Закупочной комиссии по признанию заявки участника, указавшего в Техническом предложении конкретный маршрут следования без наименования транспортного средства, соответствующей требованиям Документации, Комиссия Пермского УФАС России делает вывод, что в графе № 2 - «Наименование ТРУ», по мнению Заказчика, указанию подлежит маршрут, а не наименование транспортного средства.

Однако, из анализа Приложения № 3 (Техническое предложение) и Технического задания невозможно установить, что именно следует потенциальным участником понимать (а в последствии и отражать в Техническом предложении) под наименованием товаров, работ, услуг («ТРУ»).

Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по перевозке автомобильным транспортом работников АО «УНИИКМ». Перевозка работников АО «УНИИКМ» осуществляется по определенным маршрутам следования, определенным видом транспорта, что именуется, как выполнение работ по перевозке автомобильным транспортом работников АО «УНИИКМ».

Заявитель жалобы в техническом предложении указал, что согласие: «поставить товар, выполнить работы, оказать услуги в соответствии с требованиями документации на условиях, предусмотренных документацией по проведению запроса предложений на право заключения договора на перевозку автомобильным транспортом работников АО «УНИИКМ».

В случае рассмотрения графы № 2 - «Наименование ТРУ» в совокупности с графой № 4 - «Страна происхождения ТРУ», требующей указание страны происхождения транспортного средства (в понимании Комиссии антимонопольного органа), то под «ТРУ» в Техническом предложении возможно понимать само транспортное средство.

Таким образом, при наличии неопределенности при формировании потенциальным участником Технического предложения невозможно однозначно установить, что требуется указать в графе № 2 - «Наименование ТРУ»: конкретный маршрут следования, транспортное средство, осуществляющее маршрут следования, или наименование фактически выполняемых работ - работы по перевозке автомобильным транспортом работников АО «УНИИКМ».

Кроме того, в графах № 5 «Ед. изм.» и № 6 «Кол-во» Технического предложения необходимо указать единицу измерения и количество, однако, ни Приложением № 3 (Техническое предложение), ни Техническим заданием не конкретизируется, что именно требуется к указанию в Техническом предложении участника (какие единицы).

Так, Заявителем в Техническом предложении в качестве единиц измерения указано: «шт.», а в показателе количества указано: «1». В то время как в Техническом предложении единственного допущенного участника в качестве единиц измерения указано: «час», а в показателе количества указано: «4,5».

Обязанность Заказчика по подготовке документации обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании требований Заказчика.

Таким образом, документация о проведении закупки должна содержать четкие, исчерпывающие требования, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования требований закупочной документации.

В связи с тем, что Заказчиком ненадлежащим образом сформированы требование к Техническому предложению участников закупки, представляемому в первой части заявки, в отсутствии утвержденной Заказчиком инструкции по заполнению Технического предложения, Комиссия Пермского УФАС России не может сделать однозначный вывод о несоответствии заявки требованиям Документации.

Вместе с тем Комиссия антимонопольного органа полагает, что несовершенства Документации должны толковаться в пользу участника закупки.

Далее, как указывает Заказчик, из Технического предложения, направленного Заявителем, не следует, что Заявитель намерен оказывать услуги по перевозке, являющиеся предметом закупки.

Однако, Комиссия Пермского УФАС России полагает важным отметить, что Заявитель в Техническом предложении указывает на своё согласие поставить товар, выполнить работы, оказать услуги в соответствии с требованиями документации на условиях, предусмотренных документацией по проведению запроса предложений на право заключения договора на перевозку автомобильным транспортом работников АО «УНИИКМ». При этом сведения, вносимые в таблицу, содержащуюся в Приложении №3 к Документации (форма 1), не свидетельствуют о иных намерениях участников запроса предложений.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что с одной стороны Документация вводит в заблуждение участников закупки в части оформления заявок, предоставляя Заказчику возможность при рассмотрении заявок участников исходить из субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске такой заявки к участию в закупке, с другой стороны заявка заявителя содержит, помимо прочего, – согласие на оказание закупаемой услуги в соответствии со всеми требованиями документации. Из совокупности данных фактов, действия закупочной комиссии влекущих отклонение заявки по формальным основаниям не отвечает принципу «равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки» (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках) и как следствие являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Промтранс-Авто» (вх. № 005859) на действия АО «УНИИКМ», Закупочной комиссии АО «УНИИКМ», (ИНН: 5906092190) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на перевозку автомобильным транспортом работником АО «УНИИКМ». (извещение № 32110077046, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2.Установить в действиях АО «УНИИКМ», Закупочной комиссии АО «УНИИКМ» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 и ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать АО «УНИИКМ», Закупочной комиссии АО «УНИИКМ» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                   <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны