Решение б/н Решение от 31 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
____________ № ____________________
На № __________ от ________________
|
ООО «ПМК»
614056, г. Пермь, ул. Переездная, 2
pmkpk@yandex.ru
АО «ОДК-Пермские моторы»
614010, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, д. 93, к. 61
pmz@pmz.ru
Kilina-EMi@pmz.ru
Закупочная комиссия АО «ОДК-Пермские моторы»
614010, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, д. 93, к. 61
pmz@pmz.ru
Kilina-EMi@pmz.ru
Электронная торговая площадка
ООО «ЭТП»
info@mail.etprf.ru
Для сведения:
Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах
rezhim@prokurorperm.ru
Дело № 059/07/3-864/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ПМК» (вх. № 013037)
«29» июля 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «ПМК» - <...>(по доверенности), АО «ОДК-Пермские моторы» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО «ПМК» (вх. № 013037) (далее – заявитель) на действия АО «ОДК-Пермские моторы», Закупочной комиссии АО «ОДК-Пермские моторы» (далее – организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рукавов (извещение № 32009216125, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на некорректную оценку заявки победителя, в части предложенной цены (без учета НДС).
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение) и Извещением об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку рукавов (далее – Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 05.06.2020 г., дата начала подачи заявок - 05.06.2020 г., дата окончания подачи заявок – 16.06.2020 г., дата подведения итогов закупки – 02.07.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 29 Информационной карты определено, что единственным критерием оценки заявок является «Цена договора или цена за единицу продукции». Порядок оценки и сопоставления заявок по указанному критерию приведен в Приложении №2 к информационной карте. Приложением 2 порядок оценки по критерию определяется в следующем порядке: формулы расчета для указанного критерия не применяются. Оценка и сопоставление заявок осуществляется простым сопоставлением числовых значений ценовых предложений по математическим правилам по мере уменьшения для заказчика степени выгодности предложения о цене договора, при этом сравнение цен заявок производится по предложенной цене договора, с учетом всех налогов и сборов в соответствии с законодательством (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки). Победителем закупки признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением, и содержит наиболее низкую цену договора. В случае если несколько участников представили заявки с одинаковыми ценами заявок, победителем закупки признается участник, заявка которого поступила раньше. Из этого следует, что организатор торгов производит одновременное сравнение между ценами с учетом НДС и ценами без учета НДС.
При проведении закупки с номером 32009216125 (НМЦ - 1 555 487 рублей 20 копеек) поступило 3 (три) заявки: ООО «ПМКПК» (ид. номер <...> ) с предложенной ценой 1 355 268,00 с НДС, ООО "С-ИНЖИНИРИНГ-ПРО" (ид. номер <...> ) с предложенной ценой 1 379 448,00 с НДС, ИП Петухова Ксения Александровна (ид. номер <...> ) с предложенной ценой 1 226 000,00 без НДС, все участники были допущены к участию в закупке, отклоненных заявок нет.
В ходе рассмотрения поданных участниками заявок в отношении участника ИП Петухова Ксения Александровна сделан дозапрос (ид. номер <...> ). В документах, приложенных в составе заявки, были выявлены разночтения. В заявке (форма 1) цена была прописана без НДС, в коммерческом предложении (форма 2) цена с НДС. Для корректного формирования протокола рассмотрения и подведения итогов закупки были запрошены сведения с целью уточнения системы налогообложения.
На основании пп. в п. 4.12.9 Извещения при наличии разночтений в установленные сроки ИП Петуховой Ксенией Александровной был дан ответ на дозапрос и приложены запрашиваемые документы. Согласно предоставленным документам участник прописал, что применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС на основании пункта 2 статьи 346 НК РФ.
17 июля 2020 года на ЭТП был размещен протокол рассмотрения и подведения итогов закупки (идентификационный номер <...> -09), согласно которому участником, занявшим первое место по итогам ранжировки, признан участник ИП Петухова Ксения Александровна с идентификационным номером 154014 и предложенной ценой договора 1 226 000,00 рублей 00 копеек.
Организатором торгов на обозрение Комиссии Пермского УФАС России представлены заявки всех участников конкурса. Из анализа заявки ИП Петуховой К.А. следует, что она оценена корректно в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6.5.6 Положения, под запросом котировок понимается конкурентный способ закупки, проводимый в форме торгов и исключительно заказчиками I группы, при котором победителем закупки признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении, и содержит наиболее низкую цену договора.
Пунктом 10.13.4 Положения предусмотрено, что при проведении закупки способом аукцион / редукцион, запрос котировок / запрос цен в извещении, документации о закупке устанавливается один из перечисленных в подп. 10.13.2(1) Положения ценовых критериев оценки; установление иных критериев оценки не допускается.
При этом, в соответствии с пунктом 10.13.2 Положения, критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми:
(1) к ценовым критериям оценки относятся:
(а) цена договора или цена за единицу продукции;
(б) расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание приобретаемой продукции;
(в) стоимость жизненного цикла продукции при проведении закупки на заключение договора жизненного цикла.
Согласно пунктам 10.13.8 и 10.13.9 Положения, при определении порядка оценки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» заказчик, при условии возможности и экономической эффективности применения налогового вычета, вправе в извещении, документации о закупке предусмотреть порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС. Если заказчик не имеет права применять налоговый вычет НДС, а также в случаях, когда у заказчика отсутствует однозначная информация о наличии права применить налоговый вычет НДС, либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, то порядок оценки заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС не может быть установлен в извещении, документации о закупке и в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений должны использоваться цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством. Информация об использовании в качестве единого базиса оценки цен без НДС указывается в извещении, документации о закупке.
В силу пункта 10.13.10 Положения, при проведении процедуры аукциона / редукциона, запроса котировок нормы п. 10.13.8 – 10.13.9 Положения не применяются.
В Положении также отражены специальные нормы, регламентирующие порядок оценки при проведении запроса котировок. Так, пунктом 12.2.7 Положения предусмотрено, что при проведении запроса котировок / запроса цен извещение о закупке должно содержать сведения, предусмотренные п. 12.2.3, 12.3.6 Положения, в частности, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе содержание и значимость (весомость) каждого критерия оценки, наличие подкритериев оценки и их значимость (весомость), а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок в соответствии с рекомендациями по оценке (Приложение 6).
Приложение №6 к Положению является Методическими рекомендациями по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке.
Пунктом 2.3.2. Приложения №6 к Положению предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок / запросе цен осуществляется путем ранжирования участников закупки, прошедших отборочную стадию закупки и допущенных к участию в закупке, в порядке возрастания цены, предложенной ими в заявке на участие в закупке, начиная с наименьшей (исходя из используемого единого базиса оценки (с НДС/без НДС) при проведении запроса цен), при этом:
1) участнику запроса котировок, предложившему наименьшую цену договора, присваивается первый номер <...> и он признается победителем закупки;
2) участнику запроса цен, предложившему наиболее выгодную для заказчика цену договора (наименьшую цену договора, исходя из используемого единого базиса оценки (с НДС/без НДС)), присваивается первый номер <...> и он признается победителем закупки.
При этом пунктом 2.3.5 Приложения №6 к Положению регламентируется порядок проведения процедуры запроса цен. При проведении процедуры запроса цен ЗК осуществляет определение победителя процедуры закупки путем выявления наиболее выгодного для заказчика предложения о цене договора согласно подп. 2.1.2 - 2.1.7 Рекомендаций по оценке после приведения предложений участников закупки к единому базису оценки без учета НДС (в случае, если в документации о закупке установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» без учета НДС).
Следовательно, одновременное сравнение предложенных участниками цен, как с учетом НДС, так и без учета НДС не нарушает Закон о закупках или Положение, поскольку оценка заявок с применением единого базиса оценки происходит лишь в случае проведения процедуры запроса цен. Следовательно, Закупочной комиссией была проведена верная оценка заявки ИП Петуховой К.А., ею был избран победитель, предложивший наименьшую цену, вне зависимости от учета НДС, как этого и требует пункт 2.3.2 Приложения № 6 к Положению и Приложение № 2 к Информационнойкарте.
Из указанного следует, что заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.
По итогам проведенной закупки, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.
Схожая позиция отражена в Письме ФАС России от 22.08.2018 г. № АД/66562/18.
Таким образом, доводы которые указывают на некорректную оценку заявки победителя являются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ПМК» (вх. № 013037) на действия АО «ОДК-Пермские моторы», Закупочной комиссии АО «ОДК-Пермские моторы» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рукавов (извещение № 32009216125, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.