Решение б/н Дело о нарушении антимонопольного законодательства по призна... от 10 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_____________ № _____________

         

         На №__________ от ____________

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро»

614107, г. Пермь, ул. Грачева, 12

614068, г. Пермь, ул. Петропавловская, 88

e-mail: dir@perm-pb.ru

 

Министерство здравоохранения Пермского края

614000, г. Пермь, ул. Ленина, д.51

e-mail: info@minzdrav.permkrai.ru

 

Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края

614000, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 30а

e-mail: mizo@permkrai.ru

 

Индивидуальный предприниматель

Панова Виктория Александровна

614051, г. Пермь, ул. Юрша, 56-398

e-mail: viktoriya-panova@yandex.ru

ip.victoriapanova@gmail.com

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17.1-658/2022

 

«13» сентября 2022 года                                                                                                          г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» сентября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено «27» сентября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

после объявленного перерыва, в присутствии (до перерыва) представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» – <...> (по доверенности), представителей Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), ИП Пановой В.А. (предъявлен паспорт), представителя ИП Пановой В.А. – <...> (по доверенности), без участия Министерства здравоохранения Пермского края (направлено ходатайство о рассмотрении без участия),

рассмотрев дело № 059/01/17.1-658/2022 о нарушении антимонопольного законодательства  по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении ИП Пановой В.А. частей помещений, площадь которых превышает установленную Договором аренды № 1/21 от 08.06.2021 г., что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.07.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, Управление, Антимонопольный орган) поступили материалы, направленные из правоохранительных органов (вх. № 011513), указывающие, в том числе на возможное наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» (ОГРН 1105906000276, ИНН/КПП 5906096741/590601001) и индивидуального предпринимателя Пановой Виктории Александровны (ОГРН 317595800001795, ИНН 590604627525).

Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получение от них необходимых документы и информации, объяснений в письменной или устной форме, обращение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 - 17.1, 19 - 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

Частью 4 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.

В связи с изложенным Пермским УФАС России было инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» (далее – ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро», Учреждение) (ОГРН 1105906000276, ИНН/КПП 5906096741/590601001, адрес (место нахождения): 614107, Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, д.12), в том числе в лице Патологоанатомического отделения № 3 (адрес: Пермский край, г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2), Патологоанатомического отделения № 4 (адрес: Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, 12 (лит. С)), а также по месту нахождения администрации Учреждения: Пермский край, г. Пермь, ул. Петропавловская, 88 (Согласно Приказу Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 313-п от 21.09.2021 г.), а также внеплановой выездной проверки в отношении Индивидуального предпринимателя Пановой Виктории Александровны (далее – ИП Панова В.А., Предприниматель) (ОГРН 317595800001795, ИНН 590604627525, адрес (место регистрации): 614051, Пермский край, г. Пермь, ул. Юрша, д. 56, кв. 398) по месту осуществления деятельности: Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, 12 (лит. С), Пермский край, г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2 (Согласно Приказу Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 314-п от 21.09.2021 г.).

По результатам рассмотрения материалов, направленных из правоохранительных органов (вх. № 011513), анализа сведений, представленных в адрес антимонопольного органа ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» (вх. № 012461, вх. № 014898), ИП Пановой В.А. (вх. № 012178, вх. № 014968), а также по результатам проведения внеплановых выездных проверок на соответствие антимонопольному законодательству действий Учреждения и Предпринимателя установлено, в том числе следующее:

В соответствии с пунктами 5, 5.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан), организация оказания населения субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 № 880-п, установлено, что Министерство здравоохранения Пермского края является исполнительным органом власти Пермского края, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения и осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере охраны здоровья и оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, установленной действующим законодательством.

В силу пунктов 3.1.2.1, 3.1.2.14 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 № 880-п, к функциям Министерства здравоохранения Пермского края отнесены, в том числе: организация оказания населению Пермского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи, предусмотренной законодательством Пермского края для определенных категорий граждан, в том числе лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Пермского края от 18.09.2012 № 880-п Министерством здравоохранения Пермского края как отраслевым органом осуществляются функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений здравоохранения Пермского края в соответствии с установленными разграничениями.

Согласно ч. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На основании Распоряжения Правительства Пермского края от 21.11.2018 № 316-рп было создано государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро». Определено, что в отношении государственного бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя в соответствии с установленными разграничениями осуществляются Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и Министерством здравоохранения Пермского края как отраслевым органом.

Приложением № 1 к распоряжению Правительства Пермского края от 21.11.2018 № 316-рп предусмотрено, что целью деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» является оказание медицинских услуг населению Пермского края в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Пермского края в сфере здравоохранения. Основными видами деятельности Учреждения являются: работы и услуги в рамках первичной, в том числе первичной доврачебной, медико-санитарной помощи по гистологии; работы и услуги в рамках специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи по патологической анатомии.

Пунктами 2.1-2.2 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» (в редакциях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Пермского края № СЭД-34-01-06-1243 от 27.12.2018 г.), Приказом Министерства здравоохранения Пермского края № СЭД-34-01-06-452 от 28.06.2019 г.) (далее – Устав) предусмотрено, что целью деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание медицинских услуг населению Пермского края в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Пермского края в сфере здравоохранения, предметом деятельности Учреждения является осуществление медицинской деятельности на территории Пермского края.

Таким образом, Учреждение осуществляет деятельность во исполнение функций и полномочий органа государственной власти субъекта РФ, определенных в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Положении о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 № 880-п.

В соответствии с пунктом 1.9 Устава для осуществления уставной деятельности Учреждение в своем составе имеет следующие структурные подразделения и обособленные объекты на территории города Перми:

- 614030, Пермский край, г. Пермь, ул. Писарева, д. 56, литер Д;

- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Плеханова, д. 36, литер К;

- 614113, Пермский край, г. Пермь, ул. Автозаводская, д. 82, литер Н, Н1;

- 614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, д. 2, литер Л, Л1;

- 614107, Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, д. 12, литер С, С1, с, с1, с2, с3, с4;

- 614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Шоссе Космонавтов, д. 160.

Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что Учреждении в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением этого имущества.

25.11.2020 г. ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» обратилось в Министерство здравоохранения Пермского края и Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с просьбой согласовать передачу ИП Пановой В.А. недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, сроком на 3 года без проведения процедуры торгов на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края № 31-02-1-4-135 от 08.02.2021 г. (далее – Приказ № 31-02-1-4-135 от 08.02.2021 г.) было согласовано предоставление недвижимого имущества на вышеуказанных условиях.

В этой связи между ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» и ИП Пановой В.А. 08.06.2021 г. был заключен Договор аренды № 1/21 (далее – Договор). В соответствии с пунктом 6.1 Договора № срок действия договора составляет 3 года (с 08.06.2021 г. по 08.06.2024 г.). Пунктом 1.3 Договора № установлено, что имущество передается Предпринимателю для оказания ритуальных услуг. Согласно пунктам 1.1, 1.2 данного договора, на Арендодателя (Учреждение) возлагалась обязанность предоставить Арендатору (Предприниматель) во временное владение и пользование имущество, указанное в пункте 1.2 данного договора:

- часть нежилого помещения № 1 площадью 4,5 кв.м., часть нежилого помещения № 5 площадью 6,7 кв.м., часть нежилого помещения № 8 площадью 8,6 кв.м., расположенные на первом этаже в нежилом здании по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Автозаводская, 82, общей площадью 220,7 кв. м., с кадастровым номером 59:01:1713045:271;

- часть нежилого помещения № 8 площадью 3,9 кв.м., расположенного на первом этаже в нежилом здании по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2, общей площадью 270 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410760:596;

- часть нежилого помещения № 16 площадью 5,9 кв.м., часть нежилого помещения № 19 площадью 3,0 кв.м., расположенные на первом этаже в нежилом здании по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2, общей площадью 90,7 кв. м., с кадастровым номером 59:01:4410760:595;

- часть нежилого помещения № 1 площадью 4,0 кв.м., часть нежилого помещения № 2 площадью 3,6 кв.м., помещение № 7 площадью 9,4 кв.м., расположенные в нежилом здании по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Писарева, 56, общей площадью 172,6 кв.м., с кадастровым номером 59:01:2912575:47;

- часть нежилого помещения № 2 площадью 8,4 кв.м., часть нежилого помещения № 3 площадью 7,0 кв.м., часть нежилого помещения № 12 площадью 4,6 кв.м., расположенные на первом этаже нежилого патологоанатомического корпуса по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, 12, общей площадью 516,6 кв.м., с кадастровым номером 59:01:4311080:472;

- часть нежилого помещения № 4 (подвал) площадью 6,0 кв.м., часть нежилого помещения № 4 (1 этаж) площадью 8,6 кв.м., часть нежилого помещения № 1 площадью 5,3 кв.м., расположенные в нежилом здании патологоанатомического отделения с подвалом по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Плеханова, 36, общей площадью 215,1 кв.м., с кадастровым номером 59:01:4410097:112.

Согласно Акту приема-передачи от 08.06.2021 г. вышеуказанное имущество было передано Предпринимателю.

Из анализа пояснений ИП Пановой В.А. (вх. № 014968), содержащих указание на способы использования арендуемых частей помещений, а также пояснений, представленных ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» (вх. № 014898), отражающих способы использования частей помещений, которые ИП Пановой В.А. не были переданы, установлено, что, за исключением единственного случая (помещение № 7 Пермский край, г. Пермь, ул. Писарева, 56), Предпринимателем арендуется лишь часть помещений, в которых свою деятельность также осуществляет Учреждение.

В ходе проведения Инспекцией Пермского УФАС России осмотра помещений патологоанатомического отделения № 4 ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» (далее также – Отделение № 4), а именно: нежилого помещения № 2 (1 эт.), нежилого помещения № 3 (1 эт.), нежилого помещения № 12 (1 эт.), расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, 12, установлено, что помещение № 2 используется Учреждением и Предпринимателем в качестве коридора. В помещении № 3 осуществляется хранение тел и оказываются услуги по их косметической обработке. Помещение № 12 используется для вскрытия, бальзамирования. При этом, части помещений № 3, 12, которые используются Предпринимателем для осуществления хозяйственной деятельности, никак не отделены от остальных частей помещений, используемых Учреждением. Также было установлено, что в помещении № 3 инструменты, используемые Предпринимателем, находятся на территории, которая Предпринимателем не арендуется.   

Соответствующие выводы отражены в Протоколе осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица от 22.09.2021 г., составленного по адресу: г. Пермь, ул. Грачева, 12 (Патологоанатомическое отделение № 4), подписанном Заведующей патологоанатомического отделения № 4 ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» Забировой Э.Г.

По результатам проведенных проверок, согласно положениям статьи 25.6 Закона о защите конкуренции, были составлены: Акт проверки № 143 от 06.10.2021 г. (по результатам проверки в отношении ИП Пановой В.А.), Акт проверки № 142 от 06.10.2021 г. (по результатам проверки в отношении ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро»).

Согласно Акту проверки № 143 от 06.10.2021 г., обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки действий ИП Пановой В.А. на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, свидетельствуют о наличии в действиях Предпринимателя признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Согласно Акту проверки № 142 от 06.10.2021 г., обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки действий ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, свидетельствуют о наличии в действиях Учреждения нарушения статьи 16, статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

В силу части 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также - комиссия). Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о защите конкуренции комиссия принимает заключения об обстоятельствах дела, предупреждения, определения, решения, предписания.

По результатом рассмотрения докладной записки (№ 0416-21 от 26.10.2021 г.) Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю было согласовано возбуждение в отношении ИП Пановой В.А. и ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившимся в нарушении статей 16, 17.1 Закона о защите конкуренции.

Приказом временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 339-п от 01.11.2021 г. была создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-1131/2021 от 01.11.2021 г. дело назначено к рассмотрению на 23.11.2021 г. В качестве ответчиков привлечены ИП Панова В.А. и ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро».

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-1131/2021 в части нарушения ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» запретов, установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции было установлено следующее:

ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро», в частности, в возражениях на Акт проверки № 142 от 06.10.2021 г. (вх. № 019422 от 23.11.2021 г.), ссылалось на правомерность передачи в аренду имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и отсутствие нарушений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

ИП Пановой В.А. в рамках рассмотрения дела также указывала на несогласие с обстоятельствами, установленными в ходе проведения внеплановых выездных проверок и свидетельствующими об использовании ИП Пановой В.А. частей помещений, площадь которых превышает установленную Договором, и, соответственно, на отсутствие признаков нарушения положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-1131/2021 Комиссией Пермского УФАС России 21.07.2022 г. было принято решение о прекращении рассмотрения дела № 059/01/16-1131/2021 в отношении ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» и ИП Пановой В.А. в части нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием соответствующих нарушений с рассматриваемых Комиссией Пермского УФАС России действиях (бездействии)

Согласно статье 47.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел. Об объединении дел в одно производство или о выделении дела в отдельное производство антимонопольным органом выносится определение.

Определением о выделении дела в отдельное производство от 21.07.2022 г. дело по признакам нарушения ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении без проведения торгов ИП Пановой В.А. частей помещений, площадь которых превышает установленную Договором аренды № 1/21 от 08.06.2021 г., выделено в отдельное производство.

Определением о назначении дела № 059/01/17.1-658/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.07.2022 г. дело № 059/01/17.1-658/2022 назначено к рассмотрению на 24.08.2022 г. К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро», в качестве заинтересованных лиц – Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.

Из позиции Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (вх. № 012829 от 23.08.2022 г.) следует, что 21.12.2020 г. в адрес Министерства было направлено согласованное Министерством здравоохранения Пермского края обращение Учреждения о согласовании передачи в аренду без проведения торгов ИП Пановой В.А. имущества с целью использования данного имущества для оказания ритуальных услуг. Поскольку документы, представленные на рассмотрение Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, соответствовали действующему законодательству, Министерством был издан соответствующий приказ о согласовании передачи данного имущества (Приказ № 31-02-1-4-135 от 08.02.2021 г.).

Из позиции, представленной Министерством здравоохранения Пермского края (вх. № 012869), следовало, что Министерство здравоохранения Пермского края контроль за использованием и сохранностью недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, не осуществляет.

На заседании Комиссии Пермского УФАС России от 24.08.2022 г. представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» (далее также – Учреждение) ссылался на пояснения, представленные в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-1131/2021, в частности, на пояснения от 23.11.2021 г., указывал на несогласие с выводами Инспекции Пермского УФАС России, сделанными в результате осмотра помещений патологоанатомического отделения № 4 ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро», а именно: нежилого помещения № 2 (1 эт.), нежилого помещения № 3 (1 эт.), нежилого помещения № 12 (1 эт.), расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, 12.

Представители Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее также – Министерство) озвучили позицию, которая также была представлена в материалы дела в письменной форме (вх. № 012829).

На вопрос Председателя Комиссии представители Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края сообщили, что порядок контроля за передачей и использованием имущества, переданного в аренду, регламентируется Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2011 № 954-п «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений Пермского края».

Также представители Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края сообщили, что проверки проводятся в соответствии с утверждаемым планом. Проверка Учреждения не была запланирована ни в текущем, ни в предыдущем году.

Отвечая на вопрос Председателя Комиссии представители Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края сообщили, что после возбуждения настоящего дела проверки в отношении Учреждения не были инициированы.

Комиссия, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, приняла решение об отложении рассмотрения настоящего дела до 08.09.2022 г., а также о привлечении ИП Пановой В.А. в качестве заинтересованного лица. В соответствии с Определением от 24.08.2022 г. ИП Панова В.А. привлечена в качестве заинтересованного лица по делу № 059/01/17.1-658/2022.

07.09.2022 г. в адрес Пермского УФАС России поступил Акт выездного осмотра недвижимого имущества Пермского края от 09.08.2022 г. (вх. № 013544), направленный Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, согласно которому, площадь занимаемых ИП Пановой В.А. помещений соответствует Приказ № 31-02-1-4-135 от 08.02.2021 г. и Договору.

В рамках заседания Комиссии Пермского УФАС России от 08.09.2022 г. представители Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края: прокомментировали представленные в материалы дела документы, а именно Акт выездного осмотра недвижимого имущества Пермского края от 29.08.2022 г., пояснили, что был проведен осмотр имущества, переданного ИП Пановой В.А., каких-либо нарушений со стороны ИП Пановой В.А. выявлено не было. Представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Клиническое патологоанатомическое бюро» ссылался на пояснения, представленные ранее. Представитель ИП Пановой В.А. указывал на то, что в рассматриваемом случае имеются основания для прекращения производства, поскольку отсутствуют нарушения при использовании переданного в аренду имущества, так как ИП Панова В.А. не превышает пределы арендуемой площади.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства рассматриваемого дела, оценив в совокупности и взаимосвязи материалы, полученные в ходе проведения выездных проверок ИП Пановой В.А. и ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро», материалы, направленные в Пермское УФАС России, представленные пояснения лиц, участвующих в деле, а также принимая во внимание обстоятельства рассмотрения дела № 059/01/16-1131/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков определяет Закон о защите конкуренции (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В силу пункта 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем следует учитывать, что перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте статье 4 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 г. № 14686/10 по делу № А13-10558/2008).

В силу пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого отдельного помещения (здания, строения, сооружения, помещения) в совокупности.

В порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Из проведенного анализа конкуренции за период с 2019-2021 гг. следует, что предметом договоров, заключаемых в отношении в отношении государственного и (или) муниципального имущества является предоставление во временное владение и пользование имущества, закрепленного за одной из сторон на праве оперативного управления.

Согласно условиям Договора, помимо помещения № 3, площадь которого составляет 7,0 кв.м., в нежилом патологоанатомическом корпусе, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Грачева, 12, в аренду Предпринимателю переданы также часть нежилого помещения № 2 площадью 8,4 кв.м., часть нежилого помещения № 12 площадью 4,6 кв.м. Таким образом, общая площадь передаваемых частей нежилых помещений составляет 20 кв.м.

Инспекцией Пермского УФАС России в ходе осмотра помещений при проведении выездной проверки было установлено, что в помещении № 3 инструменты, используемые Предпринимателем, находятся на территории, которая Предпринимателем не арендуется.

Вместе с этим, с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия Пермского УФАС России не может прийти к выводу, что само по себе фактическое размещение движимого имущества, а именно инструментария, принадлежащего Предпринимателю и используемого последним для осуществления хозяйственной деятельности, на территории, которая не передана по договору аренды, указывает на нарушение Учреждением запретов, установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих систематическое предоставление Предпринимателю частей помещений, площадь которых превышает установленную Договором, при котором последний имеет возможность их беспрепятственного использования, тем самым искусственно увеличивая площадь помещений, установленную Договором, что могло бы свидетельствовать о наличии в действиях Учреждения признаков нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, Комиссия обращает внимание, что Договор заключен без проведения конкурентной процедуры, что означает невозможность предоставления в аренду имущества, общая площадь которого превышает 20 кв.м.

С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа не может прийти к выводу о нарушении Учреждением ограничений, установленных пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, которое также могло бы привести к созданию условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 059/01/17.1-658/2022 в отношении ГБУЗ ПК «Клиническое патологоанатомическое бюро» в связи с отсутствием соответствующих нарушений с рассматриваемых Комиссией Пермского УФАС России действиях (бездействии).

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                               <...>

 

 

                                                                                                                                               <...>

           

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

 

<...>, тел. (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны