Решение №15281/22 В Пермское УФАС России поступило обращение гр. Б. с жалобой ... от 20 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 059/05/24-1055/2022

28 декабря 2022 года г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<…>, и.о. заместителя руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>, начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…>, специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации

рассмотрев дело № 059/05/24-1055/2022 в отношении ООО «Медиа-агентство КУЛИЧ» (ОГРН 1115902002699, ИНН 5902878040, юридический адрес: 614015, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 14, офис 537), ООО «Варикоза нет» (ОГРН 1175958030490, ИНН 5902044502, юридический адрес: 614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 141, офис 17) по факту распространения рекламы с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

- в присутствии генерального директора ООО «Медиа-агентство КУЛИЧ» - <…> (выписка из ЕГРЮЛ, предъявлен паспорт).

- в присутствии представителя ООО «Варикоза нет» - <…>.

Согласно сервису «Отслеживание почтовых отправлений» АО «Почта России» письмо с определение об отложении рассмотрения дела № 059/05/24-1055/2022 направлено по юридическому адресу ООО «Варикоза нет» (614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 141, офис 17, ШПИ 80108077294318) и на 07.12.2022 г. имеет отметку «Вручение адресату».

Следовательно, ООО «Варикоза нет» считается надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Ходатайств об отложении рассмотрения дела № 059/05/24-1055/2022 не поступало.

УСТАНОВИЛА:

В Пермское УФАС России (далее также – Управление) поступило обращение гр. Б. (вх. № 15453-ЭП/22 от 11.10.2022 г.) с жалобой на рекламу в социальной сети «В Контакте» на странице сообщества «Пермь Активная» по адресу: https://vk.com/permactive?w=wall-30210603_2800911, содержащей следующую информацию:

«Вы пенсионер, врач или учитель?

Не пропустите скидки и подарки от клиники «Варикоза нет»!

В начале октября мы отмечали Всемирный день пожилого человека, Международный день врача и День учителя. Клиника лазерной хирургии «Варикоза нет» от души поздравляет всех причастных и дарит пенсионерам, врачам и учителям скидку 15% на лазерное лечение варикоза.

Индивидуально, бережно, в любом возрасте

Лазерное лечение — воздействие лазером на больную вену через проколы, без разрезов. Ткани ноги не страдают, обезболивание — только местное. Ложиться в больницу не нужно, процедуры амбулаторные, через час можно идти домой. Перед лазерными манипуляциями все пациенты проходят ЭКГ, чтобы убедиться в безопасности лечения для сердца.

Для всех пациентов в октябре: диагностика варикоза за 790 рублей. Возможна скидка 100%!

На первичном приеме врач-флеболог проведет визуальный осмотр, выяснит симптомы проявления заболевания и выполнит УЗИ вен обеих ног. Учитывая особенности больных вен, глубину их залегания и наличие осложнений, врач назначит индивидуальную программу лечения.

А ещё при лазерном лечении в октябре, клиника «Варикоза нет» возвращает деньги за первичную консультацию*!

Записывайтесь на прием по тел. 8 (342) 254-02-01 или на сайте varikozanet.online.

Пермь, ул. Екатерининская, 141 vk.com/varikozanet_perm

Лицензия Л041-01167-59/00364692 от 22.09.2017г.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста

*Если она состоялась с 1 по 31 октября 2022 года», а также изображение:

 

Факт размещения указанной информации и порядок ее распространения установлен в ходе проведенного сотрудниками Пермского УФАС России осмотра интернет-сайта, результаты которого зафиксированы актом № 152 от 12.10.2022 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу ст. 2 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (медицинские услуги, оказываемые клиникой лазерной хирургии «Варикоза нет»), формирование и поддержание интереса к нему, и продвижению на рынке.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Номенклатура медицинских услуг утверждена Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н (далее также – Приказ).

Согласно п. 3 Приказа Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: «А» и «В», построенные по иерархическому принципу.

Раздел «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Раздел «B» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В разделе «А» обозначают определенный тип медицинской услуги.

Согласно п. 4.1 Приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» код А04 обозначает регистрацию звуковых сигналов, издаваемых или отражающихся органами или тканями с их последующей расшифровкой и описанием, в том числе УЗИ в соответствии с типом и разделом медицинской услуги.

Рассматриваемая реклама содержит предупреждения, предусмотренное ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, однако оно не соответствует требованиям указанной нормы в силу следующего.

С учетом параметров монитора был произведен замер площади распространяемой рекламы: 22,9 см * 24,6 см, то есть 563,34 см2. Следовательно, площадь предупреждения должна составлять 563,34 см2* 5% = 28,17 см2.

Размер имеющегося предупреждения составил: 7,5 см * 1,7 см, то есть 12,75 см2, что составляет примерно 2,26 % от площади распространяемой рекламы, что не соответствует требованиям Закона о рекламе.

Таким образом, в рассматриваемом случае установлено нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.

Исходя из п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из информации, размещенной в общем доступе в сети «Интернет» на сайте https://varikozanet.online/, по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 141 располагается клиника «Варикоза нет», деятельность в которой осуществляет ООО «Варикоза нет» (ОГРН 1175958030490, ИНН 5902044502, юридический адрес: 614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 141, офис 17). Указанное юридическое лицо осуществляет деятельность больничных организаций на основании лицензии № Л041-01167-59/00364692 от 22.09.2017 г. на медицинскую деятельность.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, размещенной в социальной сети «В Контакте» - https://vk.com/permactive официальный сайт владельца группы «Пермь Активная» - http://perm-active.ru/, что подтверждается актом мониторинга № 152 от 12.10.2022 г. В соответствии с информацией, размещенной на сайте http://perm-active.ru/, «Пермь Активная» является сетевым изданием, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-73959 выдано 19.10.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредителем сетевого издания «Пермь активная» является ООО «Медиа-агентство Кулич» (ОГРН 1115902002699, ИНН 5902878040, юридический адрес: 614015, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 14, офис 537).

На заседаниях Комиссии представители ООО «Варикоза нет» и ООО «Медиа-агентство Кулич» пояснили, что договорных отношений в части размещения рекламы между собой не имеют, информацией о лице, разместившем рекламу в социальной сети «В Контакте» в сообществе «Пермь Активная», не располагают.

В то же время из представленных документов следует, что ООО «Варикоза нет» размещало рекламу аналогичного содержания на собственном информационном ресурсе – официальном сайте Общества, а также в группах в социальных сетях, на основании договоров на оказание услуг по написанию текстов на сайт от 09.01.2018 г. и на оказание услуг по ведению групп в соцсетях от 30.04.2018 г. с ООО «Международное агентство рекламных технологий» (ООО «М.А.Р.Т.»).

Генеральный директор ООО «Медиа-агентства Кулич» указала, что Общество является рекламным агентством и осуществляет деятельность по созданию и/или ведению рекламных кампаний клиентов на любых рекламных площадках, в том числе в сети «Интернет». При этом, взаимоотношения с клиентами и контрагентами, как правило, оформляются в письменной форме и носят возмездный характер.

Относительно доводов представителей ООО «Варикоза нет» и ООО «Медиа-агентство Кулич» Комиссия отмечает следующее.

Понятие рекламы, данное в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, содержит перечень необходимых условий для признания информации таковой: наличие объекта рекламирования, т.е. товара, работы, услуги, хозяйствующего субъекта, которые выделяются какими-либо качественными характеристиками среди других товаров, работ, услуг, хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, распространение информации об объекте рекламирования неопределенному кругу лиц, т.е. для всех и каждого, и цель размещения информации – привлечение внимания и продвижение объекта рекламирования на товарном рынке. Иных условий Закон о рекламе не содержит. Следовательно, наличие либо отсутствие договорных отношений между Заказчиком – лицом, предлагающим товар, работу, услугу, и распространителем рекламы – рекламным агентством, владельцем рекламной конструкции, площадки в сети «Интернет» - не является обязательным, как и возмездность таковых.

Таким образом, сам по себе факт размещения информации, содержащей все условия для отнесения её к рекламе, достаточен для необходимости соблюдения требований, предъявляемых Законом о рекламе, равно как и распределение ответственности между рекламодателем и рекламораспространителем.

При этом, Закон о рекламе к рекламодателю относит как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Исходя из содержания рекламы, Комиссия делает вывод, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Варикоза нет» (ОГРН 1175958030490, ИНН 5902044502, юридический адрес: 614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 141, офис 17), поскольку информация привлекает внимание к услугам данного медицинского центра, выделяет его из ряда других, осуществляющих аналогичную деятельность, медицинских организаций, в том числе по критерию стоимости, содержит ссылку на официальный ресурс Общества - сайт https://varikozanet.online/.

В то же время рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 7 Закона о рекламе), то есть совершает действия по доведению такой информации до потребителя.

Согласно выписке из реестра зарегистрированных СМИ, представленной Управлением Роскомнадзора по Пермскому краю (вх. № 18467-ЭП/22 от 07.12.2022 г.), 19.10.2018 г. зарегистрировано СМИ сетевое издание «Пермь Активная». Доменное имя сайта в сети Интернет – perm-active.ru.

В силу п. 2.2 Устава редакции СМИ «Пермь Активная» (далее по тексту – Устав) учредителем и издателем сетевого издания является ООО «Медиа-агентство Кулич».

При этом, редакция не является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет деятельность как структурное подразделение Учредителя в рамках выполнения уставных задач Учредителя, в связи с чем не имеет самостоятельного баланса, расчетного и других счетов в банках, не имеет собственных печатей и штампов, не обладает обособленным имуществом.

На основании п. 3.1.14 Устава Учредитель имеет право на название сетевого издания (исключительные права на название сетевого издания) принадлежит Учредителю. Логотип сетевого издания может быть зарегистрирован Учредителем в качестве товарного знака в соответствии с законодательством РФ.

Обозначение «Пермь Активная» и логотип, представляющий собой указание первых букв наименования СМИ, используемые на официальном сайте сетевого издания (http://perm-active.ru/) и странице сообщества в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/permactive) являются идентичными, что воспринимается потребителями как используемые Учредителем СМИ сетевое издание «Пермь Активная», т.е. ООО «Медиа-агентство Кулич».

В соответствии с п.п. 6.1, 6.3 Устава, управление Редакцией осуществляют органы управления Учредителя и главный редактор в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством РФ, настоящим Уставом и иными документами Учредителя. Текущей деятельностью Редакции руководит главный редактор.

Приказом ООО «Медиа-агентство Кулич» о переводе работника на другую работу от 19.10.2018 г. главным редактором СМИ назначен <…>. Он же указан в качестве главного редактора на сайте «Пермь Активная» (http://perm-active.ru/) и контактного лица на странице сообщества «Пермь Активная» (https://vk.com/permactive).

В рамках рассмотрения дела <…> был направлен запрос (исх. № 13292/22 от 10.11.2022 г. с просьбой представить письменные пояснения об основаниях и порядке размещения на официальной странице группы «Пермь Активная» в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/permactive) рекламы клиники «Варикоза нет», однако ответ на указанный запрос не поступил.

Пунктом 3.1.7 Устава Учредитель осуществляет контроль за соответствием деятельности Редакции положениям законодательства.

Таким образом, ответственность за размещение рекламы, противоречащей законодательству РФ о рекламе, независимо от источника ее распространения, с использованием обозначения или логотипа «Пермь Активная» несет ООО «Медиа-агентство Кулич».

Согласно Правилам пользования сайтом ВКонтакте, размещенным в общем доступе по ссылке https://vk.com/terms (далее по тексту - Правила), Пользователь вправе создавать группы, публичные страницы и встречи (далее — Сообщества) для целей информирования других Пользователей о каких-либо событиях, мероприятиях, организациях, как коммерческих, так и некоммерческих (например, благотворительных), их создании и деятельности, иных интересующих Пользователей материалах (далее – Объекты обсуждения), и/или/либо возможного обсуждения их с другими Пользователями (в том числе путем создания фан-клубов, обмена мнениями, отзывами и так далее) (п. 5.13.1 Правил).

При создании и администрировании Сообщества, в том числе при регистрации поддоменного имени, используемого для адресации на страницу Сообщества, Пользователь подтверждает, что действует на законных основаниях (например, по доверенности), обладает всеми необходимыми правами и не нарушает своими действиями законные права и интересы третьих лиц и действующее законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о конкуренции и правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (п. 5.13.2 Правил).

Страница сообщества «Пермь Активная» (https://vk.com/permactive) в социальной сети «В Контакте» прошла процедуру верификации, т.е. проверку подлинности страницы со стороны Администрации социальной сети, которая подтверждает, что за ней стоит реальная персона или организация. Знак верификации имеется справа от имени или названия сообщества (https://vk.com/@officialpages-verification).

С учетом изложенного, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы следует признать учредителя и издателя сетевого издания «Пермь Активная» - ООО «Медиа-агентство Кулич» (ОГРН 1115902002699, ИНН 5902878040, юридический адрес: 614015, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 14, офис 537).

На момент рассмотрения Комиссией дела по существу, распространение рекламы прекращено, что подтверждается актом осмотра интернет-сайта № 183 от 21.12.2022 г., в связи с чем Комиссия считает возможным предписание об устранении нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе не выдавать.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, частей 1 и 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 г. № 1922,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг со следующим содержанием: «Вы пенсионер, врач или учитель? Не пропустите скидки и подарки от клиники «Варикоза нет»! В начале октября мы отмечали Всемирный день пожилого человека, Международный день врача и День учителя. Клиника лазерной хирургии «Варикоза нет» от души поздравляет всех причастных и дарит пенсионерам, врачам и учителям скидку 15% на лазерное лечение варикоза…», размещенную в социальной сети «В Контакте» в сообществе Пермь Активная», в том числе 10.10.2022 г., поскольку она нарушает требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. В связи с прекращением нарушения до рассмотрения дела по существу предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пермского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДИА-АГЕНТСТВО КУЛИЧ"
ИНН 5902878040, ОГРН 1115902002699
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВАРИКОЗА НЕТ"
ИНН 5902044502, ОГРН 1175958030490