Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Прикамский промышленный комплекс» (вх... от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                            

 

 

 

                                                                     

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Прикамский промышленный комплекс» (вх. №20525-14)

                               

24.12.2014 г.                                                                                                                            г. Пермь

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Прикамский промышленный комплекс» (вх. № 20525-14) (далее – заявитель) на действия АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов"  (далее – заказчик, организатор торгов, институт) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку едкого натрия для нужд АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов", извещение №  31401743499 опубликовано 27.11.2014г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) в сети Интернет (далее – закупка, торги)

УСТАНОВИЛА:

12.12.2014 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении торгов.

Заявитель указывает, что его заявка была отклонена от участия в торгах, т.к. на момент подачи заявки ООО «Прикамский промышленный комплекс» было зарегистрировано в качестве юридического лица менее года.

Установление в закупочной документации такого условия допуска к торгам заявитель считает незаконным и ограничивающим конкуренцию, также просит учесть, что цена, содержащаяся в его заявке ниже цен, указанных в заявках иных участников торгов.

 

Учитывая изложенное, заявитель просит признать в действиях заказчиков факт нарушения действующего законодательства и выдать предписание, направленное на устранение допущенных нарушений.

Организатор торгов с доводами заявителя не согласен указывает на законность и обоснованность процедуры закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

  Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи (ч. 5 ст. 4 Закона о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при проведении закупок заказчик – акционерное общество обязано руководствоваться, в т.ч. утверждённым советом директоров Положением о закупках, в котором  должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Таким образом, в рамках рассмотрения настоящей жалобы необходимо установить факт и сроки размещения заказчиком информации, размещение которой является обязательным.

12.03.2014 г. на официальном сайте размещено Положение о закупках заказчика, утверждённое решением совета директоров АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (протокол №1 от 29.01.2014 г.). Статьёй 21 Положения предусмотрена возможность осуществления закупок способом котировочной сессии.

27.11.2014 г. на официальном сайте заказчиком размещены извещение о торгах, техническое задание, проект договора, форма котировочной заявки. Анализ указанных документов свидетельствует, что требования ч.ч. 9, 10 ст. 4 Закона о закупках, ст. 24 Положения о закупках заказчиком соблюдены.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 утверждены, в т.ч. требования к форме плана закупки товаров (работ, услуг), в п.п. 11 п. 1 которых установлено, что План закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и должен содержать, в т.ч. сведения о способе закупки.

25.09.2014 г. на официальном сайте заказчиком размещён план закупок товаров (работ, услуг) АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" на 2014 г. с указанием закупки, являющейся предметом торгов (п. 47). Однако в нарушение указанных норм данный план не содержит информации о способе закупки едкого натрия в декабре 2014 г.

Таким образом, все обязательные для размещения на официальном сайте сведения заказчиком не размещены.

В части доводов заявителя по существу жалобы Комиссия Пермского УФАС России отмечает следующее.

Подпунктом 6 п.12 информационной карты (приложение №1 к извещению о торгах), п. 6 ч. 4.3 ст. 4 документации о закупке установлено требование к участникам торгов об обязательной регистрации в качестве, в т.ч. юр. лица не менее чем 1 год до момента подачи заявки.

Представитель организатора торгов на заседании Комиссии Пермского УФАС России пояснил, что данное требование установлено в закупочной документации на основании п. 3          ч. 3 ст. 7 Положения о закупках, согласно которого кроме требований, указанных в частях 1 и 2 настоящий статьи, заказчик вправе установить иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

При этом, организатор торгов не представил никаких документов и представитель не смог дать никаких пояснений по вопросу каким образом, срок регистрации участника торгов в качестве юридического лица связан с его квалификацией по предмету закупки.

По мнению антимонопольного органа о квалификации участников торгов, в том числе может свидетельствовать количество договоров поставки товара, являющегося предметом торгов, объём товара, поставка которого осуществлена участником торгов, в т.ч. за год, отзывы лиц, которым осуществлялась поставка и т.п. Комиссия отмечает, что сам по себе срок регистрации организации в качестве юр. лица доказательством наличия, либо отсутствия у участника торгов необходимой квалификации являться не может, поскольку хозяйствующий субъект при наличии годичного срока регистрации (либо менее) может обладать большим опытом поставки товара (заключить и исполнить большее количество соответствующих договоров) чем иные лица, хотя и зарегистрированные ранее, но поставку товара, являющегося предметом торгов не осуществляющие.

Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, в рассматриваемом случае для обеспечения соперничества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке поставки едкого натрия, организатор торгов обязан был обеспечить равные условия доступа к торгам всем без исключения заинтересованным лицам, вне зависимости от срока регистрации указанных лиц в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При этом, как указано выше хозяйствующий субъект (потенциальный участник торгов) может и не иметь длительного срока регистрации, однако, обладать необходимым опытом.

В то же время, утверждение п.п. 6 п.12 информационной карты (приложение №1 к извещению о торгах) предоставляет очевидное преимущество участия в Торгах лицам, зарегистрированным в качестве юридического лица, либо индивидуального предпринимателя более года.

Следует отметить, что перечень запретов, установленный ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим, кроме того, согласно данной статье запрещаются не только действия, которые приводят к ограничению конкуренции, но и те действия, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Следовательно, при установлении возможности ограничения конкуренции отсутствует необходимость устанавливать конкретных хозяйствующих субъектов, которым предоставляются определенные преимущества. В данном случае необходимо определять хозяйствующих субъектов, которые получат определенные преимущества, путем определения свойств, присущих указанным субъектам.

В частности, к таким свойствам может быть отнесен срок регистрации участника торгов.

Выше указано, что преимущественные условия созданы тем участникам, которые зарегистрированы более чем за год до проведения процедуры закупки. Таким образом, участники, которым созданы преимущественные условия, установлены.

Кроме прочего, антимонопольным органом учтено, что:

- заявитель обладает опытом поставки едкого натрия (договор поставки №67-2014 от 17.11.2014 г.);

- цена товара, указанная в его заявке ниже цены, предложенной ООО «ПКФ «УралРеаХим» (победителя торгов);

- 12.12.2014 заказчиком и ООО «ПКФ «УралРеаХим» заключен договор №057-02/464.

           Учитывая изложенное, на основании ст. 18.1 Закона о защите конкуренции  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Прикамский промышленный комплекс» (вх. № 20525-14) на действия АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку едкого натрия для нужд АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов", извещение №  31401743499 опубликовано 27.11.2014г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) в сети Интернет обоснованной.

2. Признать в действиях АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" факт нарушения ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", п.п. 11 п. 1 требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, а также ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26. 07. 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий участия в торгах лицам, зарегистрированным сроком не менее одного года до даты подачи заявок на участие в торгах, что привело, либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению соперничества хозяйствующих субъектов на отдельном товарном рынке (на рынке поставки химической продукции).

3. В связи с наличием договора, заключенного сторонами по результатом указанной закупки, предписание не выдавать.

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны