Решение б/н Решение и предписание по делу № 248-12-а от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Оборонэнергосбыт»

                                                                                                          <…>

          

                           

ОАО «Пермэнергосбыт»

<…>

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                       г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "08" июня 2012г.

В полном объеме решение изготовлено "26" июня 2012г.

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии: - <…>;

Членов Комиссии:          - <…>;

 - <..>,

 

<…>,

рассмотрев дело № <…> по признакам нарушения ОАО «Пермэнергосбыт» (<…>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении заявителя сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (ответчика),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (исх. от 12.03.2012 г. № ИС-04/120; вх. от 16.03.2012 г. № 3320-12) ОАО «Оборонэнергосбыт» о неправомерном включении в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии сбытовой надбавки со стороны ОАО «Пермэнергосбыт».

ОАО «Пермэнергосбыт» нарушение не признало, в обоснование своей позиции пояснило, что Постановлением РЭК Пермского края от 04.06.2011 г. ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с определением границ зоны деятельности по границам балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», в рамках административных границ Пермского края.

Предельные уровни нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность), поставленную ОАО «Оборонэнергосбыт» по договору купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности) <…>, подлежат расчету в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1179.   

 

Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 78-Р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны РФ.

Исходя из указанного Распоряжения, ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны РФ.

В целях обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны на территории Пермского края ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с ОАО «Пермэнергосбыт» договор купли-продажи электрической энергии и мощности от <…>.

На основании пп. «д» п. 36 и п. 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, Постановлением РЭК Пермского края от 04.08.2011 г. № 44-э ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с определением зон деятельности.

Постановлением РЭК Пермского края от 30.03.2007 г. № 4 «О гарантирующих поставщиках Пермского края» ОАО «Пермэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Пермского края.

Присвоение статуса гарантирующего поставщика нормативными правовыми актами РЭК Пермского края не прекращает действия Распоряжения 78-Р.

ОАО «Оборонэнергосбыт» определен именно поставщиком электроэнергии, соответственно является и энергосбытовой организацией.

 

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1179 были приняты Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).

Для определения соответствия ОАО «Оборонэнергосбыт» признакам, указанным в абз. 11 п. 2 Правил № 1179 необходимо выполнение ряда условий:

  1. деятельность по продаже электроэнергии;
  2. наличие соответствующих потребителей;
  3. отсутствие факта покупки электроэнергии на оптовом рынке.  

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Таким образом, включение в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» сбытовой надбавки гарантирующего поставщика – ОАО «Пермэнергосбыт» противоречит законодательству РФ.

ОАО  «Оборонэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком по отношению к своим потребителям применяет только свою сбытовую надбавку. Учитывая, что ОАО «Пермэнергосбыт» при расчетах применяет сбытовую надбавку, которая не учтена в составе сбытовой надбавки ОАО «Оборонэнергосбыт», то последнее вынуждено относить расходы, связанные с оплатой сбытовой надбавки Ответчика за счет собственных средств.     

 

При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим

          Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

          Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

          В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

          Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 10 Закона о защите конкуренции, согласно пункту 10 части 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 На основании подпункта «д»» п. 36 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".

Исходя из абзаца 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1179 до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".

В соответствии с пунктами 106, 108.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 стоимость электрической энергии (мощности), приобретаемой потребителями (покупателями) у гарантирующих поставщиков в 2012 году, рассчитывается по нерегулируемой цене, определенной путем сложения средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) , установленной коммерческим оператором оптового рынка на соответствующий расчетный период (месяц), и платы за регулируемые услуги, включающей тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи  и тарифы на иные услуги, подлежащие в соответствии с действующим законодательством государственному регулированию.  

       

На основании изложенного Комиссия сделала следующие выводы:

 

          ОАО «Пермэнергосбыт» - Гарантирующий поставщик электрической энергии в границах Пермского края, имеет на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии (ОКВЭД  40.13.2) долю более 50%  в границах Пермского края, следовательно, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии.

        В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 78-Р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны РФ.

        Исходя из указанного Распоряжения, ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило соответствующие государственные контракты на поставку электроэнергии с Министерством обороны РФ.

        ОАО «Пермэнергосбыт» осуществляет продажу электрической энергии и мощности на основании договора купли-продажи электрической энергии и мощности от     <…> с ОАО «Оборонэнергосбыт» с целью обеспечения электроэнергией объектов Министерства обороны на территории Пермского края.

        ОАО «Пермэнергосбыт» необоснованно включило в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» своей сбытовой надбавки.

        На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

  РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях открытого акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении заявителя сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (ответчика).

2. Выдать Открытому акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» предписание:

Открытому акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» прекратить нарушение части 1 статьи 10, в том числе  пункта 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем включения в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении заявителя сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (ответчика), а именно: не применять свою сбытовую надбавку при расчетах стоимости электроэнергии с ОАО «Оборонэнергосбыт».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                                         <…>

 

    <…>           

<…>

ОАО «Пермэнергосбыт»

<…>

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 248-12-а

                                                                                                            

«27» июня 2012 г.                                                                                                           г. Пермь

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе: Председателя Комиссии:   - <…>, заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:    <…>,

 

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании    решения  от  «08» июня 2012 г. по делу № 248-12-а по признакам нарушения ОАО «Пермэнергосбыт» (<…>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Открытому акционерному обществу «Пермэнергосбыт» прекратить  нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

а именно:

- не включать в сумму составляющих предельного уровня нерегулируемых цен при расчете стоимости электроэнергии в отношении ОАО «Оборонэнергосбыт»;

- в срок до 27.07.2012 г. сообщить в Пермское УФАС России об исполнении указанного предписания. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта  по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.

 

Председатель комиссии                                                                                      <…>

 

Члены комиссии                                                                                                  <…>

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны