Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 261-15-а от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 261-15-а

 

« 16 » июня 2015 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена «08» июня 2015 г.

 В полном объеме решение изготовлено «16» июня 2015 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее - Комиссия):

Председатель Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев дело № 261-15-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Кунгура ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в установлении в границах г. Кунгура правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также возложении на хозяйствующих субъектов обязанности по прохождению дополнительных разрешительных процедур (аттестация торговых объектов, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ) для осуществления торговой деятельности на территории г. Кунгура, путем принятия Постановления от 09.04.2014 г. № 227 «Об утверждении правил размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кунгура»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, согласно ст. 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Пермским УФАС России в действиях Администрации города Кунгура установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закон о защите конкуренции, ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела признал, представил письменные пояснения.

 

Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы ответчика, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Постановлением Администрации г. Кунгура от 09.04.2014г. № 227 утверждены Правила размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кунгура (далее – Правила).

В разделе V Правил установлено, что архитектурные решения проектов нестационарных торговых объектов: павильонов, киосков, сезонных (летних) кафе утверждаются уполномоченным органом администрации г. Кунгура – Комитетом по градостроительству и ресурсам администрации г. Кунгура Пермского края и должны включать типовой проект павильона с паспортом отделки фасада в цветном изображении и схемой планировочной организации земельного участка. Владельцы нестационарных торговых объектов обязаны обеспечивать соответствие внешнего вида нестационарного торгового объекта утвержденному архитектурному решению.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: режим работы; количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

В соответствии со ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается:

понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации);

принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих: введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Анализ вышеизложенных норм позволил Комиссии Пермского УФАС России сделать вывод, что на территории г. Кунгура к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность с использованием НТО, помимо прочего предъявляются требования об обязательном участии в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, в части соответствия внешнего вида и устройства указанных торговых объектов требованиям, установленным исключительно нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

По мнению антимонопольного органа, указанные требования являются дополнительным «административным барьером», установление которого не соответствует цели развития торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров, и, как следствие, законным признано быть не может.

Таким образом, на территории г. Кунгура имеет место принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта, результатом которого стало либо может стать установление в границах г. Кунгура правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установление не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (нестационарным торговым объектам), в т.ч. путём возложения на хозяйствующих субъектов обязанности по прохождению дополнительных разрешительных процедур (аттестация торговых объектов, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ).

В связи с этим, в действиях Администрации города Кунгура антимонопольным органом установлен факт нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции», ст. 15 Закона о торговле, выразившегося в установлении в границах г. Кунгура правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также возложении на хозяйствующих субъектов обязанности по прохождению дополнительных разрешительных процедур (аттестация торговых объектов, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ) для осуществления торговой деятельности на территории г. Кунгура, путем принятия Постановления от 09.04.2014 г. № 227 «Об утверждении правил размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кунгура».

Вместе с тем, Комиссией Пермского УФАС России приняты во внимание последующие действия Администрации города Кунгура по исключению раздела V из Правил (Постановление Администрации города Кунгура от 19.05.2015 г. № 406 «О внесении изменений в постановление администрации города Кунгура от 09.04.2014 № 227 «Об утверждении правил размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кунгура).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Кунгура факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в установлении в границах г. Кунгура правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также возложении на хозяйствующих субъектов обязанности по прохождению дополнительных разрешительных процедур (аттестация торговых объектов, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ) для осуществления торговой деятельности на территории г. Кунгура, путем принятия Постановления от 09.04.2014 г. № 227 «Об утверждении правил размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кунгура».

 

2. Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Администрации города Кунгура в связи с добровольным устранением фактов нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                  Д.Е. Баранов

 

 

                                                                                                                                              П.И. Литвинов

 

 

                    

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Литвинов Павел Игоревич,

тел.: (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны