Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 261-16-Р от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 261-16-Р

 

20 июня 2016 года                                                                                                             г. Пермь

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Кудрявцева М.А., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Ужегова Г.А., начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

Самарина Е.В., специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев материалы дела № 261-16-Р о размещении рекламы финансовых услуг ООО МФО «Микрозаймы населению» в газете «Северная звезда» (выпуски № 6 (8928) от 05.02.2016 г., № 8 (8930) от 19.02.2016 г., № 10 (8932) от 04.03.2016 г., № 12 (8934) от 18.03.2016 г.)., распространяемой на территории Чердынского р-на Пермского края, с содержанием: «Микрозаймы – населению деньги до зарплаты и пенсии Низкая процентная ставка, Без залога Без поручителей, Без справок о доходах 1,3 % в день за 15 минут занять деньги стало просто и быстро г. Чердынь, ул. Романовская, 14 (гостиница «Уют») тел. 8 (34240) 2-88-85, 8-912-782-60-44; п. Ныроб, ул. Пузакова, 14В, 2-й эт. (м-н «Магнит») тел. 8-902-794-00-90 Реклама ОГРН 1145958019492» с признаками нарушения требований ч. 1, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

  • в присутствии директора ООО МФО «Микрозаймы населению» Шихова П.В. (на основании Устава, предъявлен паспорт);
  • в отсутствие представителя Прокуратуры Чердынского района (в материалах дела № 261-16-Р имеются доказательства надлежащего уведомления данного лица о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Пермского УФАС России поступило обращение прокуратуры Чердынского района (исх. № 2-4-16 от 15.04.2016г., вх. № 005356 от 18.04.2016 г.) о проведении проверки размещения рекламы финансовых услуг ООО МФО «Микрозаймы населению» с признаками нарушения требований ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Из материалов жалобы следует, что в газете «Северная звезда» (выпуски № 6 (8928) от 05.02.2016 г., № 8 (8930) от 19.02.2016 г., № 10 (8932) от 04.03.2016 г., № 12 (8934) от 18.03.2016 г.) распространялась информация со следующим содержанием: «Микрозаймы - населению деньги до зарплаты и пенсии Низкая процентная ставка, Без залога Без поручителей, Без справок о доходах 1,3 % в день за 15 минут занять деньги стало просто и быстро г. Чердынь, ул. Романовская, 14 (гостиница «Уют») тел. 8 (34240) 2-88-85, 8-912-782-60-44; п. Ныроб, ул. Пузакова, 14В, 2-й эт. (м-н «Магнит») тел. 8-902-794-00-90 Реклама ОГРН 1145958019492».

Заявитель полагает, что рассматриваемые рекламные материалы размещены с нарушением требований ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», так как в них имеется указание на одно из условий оказания финансовой услуги, при этом иные условия, влияющие на расходы, которые может понести потенциальный заемщик при получении займа, в рекламе отсутствуют.

Представитель ответчика на рассмотрении настоящего дела с нарушением законодательства РФ о рекламе не согласился, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под объектом рекламирования понимается товар (услуга), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. удовлетворяет всем перечисленным выше признакам, объектом рекламирования в данном случае являются услуги по предоставлению займов.

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 Согласно ч. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, микрофинансовые организации являются финансовыми организациями.

ООО МФО «Микрозаймы населению» зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций, номер регистрационной записи 651403357005171.

  В силу ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии, с письмом ФАС России от 31.07.2014г. № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг», к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Реклама с содержанием «Микрозаймы - населению деньги до зарплаты и пенсии Низкая процентная ставка, Без залога Без поручителей, Без справок о доходах 1,3 % в день за 15 минут занять деньги стало просто и быстро г. Чердынь, ул. Романовская, 14 (гостиница «Уют») тел. 8 (34240) 2-88-85, 8-912-782-60-44; п. Ныроб, ул. Пузакова, 14В, 2-й эт. (м-н «Магнит») тел. 8-902-794-00-90 Реклама ОГРН 1145958019492» имеет указание на одно из условий оказания финансовой услуги, а именно процентную ставку в день, при этом иные условия, влияющие на расходы, которые может понести потенциальный заемщик при получении займа в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем, согласно «Правилам предоставления микрозаймов Обществом с ограниченной ответственностью «Микрозаймы населению» (далее – Правила), утв. Приказом учредителя ООО «Микрозаймы населению» №4 от 01.01.2016г., Правила определяют порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения, порядок заключения договора микрозайма, иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

Как следует из п. 6.3 Правил, процент за пользование микрозаймом устанавливается в размере: 1,3 в день от суммы займа за каждый день пользования займом. Значение полной стоимости займа, определенное с учетом требований действующего законодательства, составляет 474,5 % годовых (что составляет 1,3 % в день).

Согласно п. 7.1 Положения, микрозаймы выдаются на сумму от 1 000 до 5 000 рублей.

Исходя из п. 6.1 Правил, микрозаймы выдаются на срок от 3-х до 16-ти дней.

В соответствии с вышеизложенным, у ООО «Микрозаймы населению» определены условия выдачи микрозаймов, однако, в рассматриваемой рекламе эти условия должным образом не отражены.

Таким образом, рассматриваемый рекламный материал не содержит всех условий, влияющих на расходы заемщика при получении займа, следовательно, размещен с нарушением ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рассматриваемая реклама не содержит необходимого указания на организационно правовую форму лица, оказывающего услуги, следовательно, размещена в нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Как следует из п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов, представленных Прокуратурой, а также МАУ «Пресс-служба «Северная звезда», рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МФО «Микрозаймы населению» (ОГРН 1145958019492, ИНН 5948995684, 614506, Пермский район, дер. Кондратово, ул. Культуры, д. 6 корп. А кв. 91).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, частей 1 и 2 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 508,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу, рекламодателем которой является ООО МФО «Микрозаймы населению», размещенную в газете «Северная звезда» (выпуски № 6 (8928) от 05.02.2016 г., № 8 (8930) от 19.02.2016 г., № 10 (8932) от 04.03.2016 г., № 12 (8934) от 18.03.2016 г.) со следующим содержанием: «Микрозаймы - населению деньги до зарплаты и пенсии Низкая процентная ставка, Без залога Без поручителей, Без справок о доходах 1,3 % в день за 15 минут занять деньги стало просто и быстро г. Чердынь, ул. Романовская, 14 (гостиница «Уют») тел. 8 (34240) 2-88-85, 8-912-782-60-44; п. Ныроб, ул. Пузакова, 14В, 2-й эт. (м-н «Магнит») тел. 8-902-794-00-90 Реклама ОГРН 1145958019492», поскольку в ней нарушены требования ч. 1, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ООО МФО «Микрозаймы населению» предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО МФО «Микрозаймы населению» предписание о прекращении нарушения ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Решение изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 261-16-Р/ 1

 

20 июня 2016 года                                                                                                 г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Кудрявцева М.А., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Ужегова Г.А., начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

Самарина Е.В., специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 20.06.2016 г. по делу № 261-16-Р в отношении ООО МФО «Микрозаймы населению» о признании ненадлежащей рекламы, рекламодателем которой является ООО МФО «Микрозаймы населению», размещенной в газете «Северная звезда» (выпуски № 6 (8928) от 05.02.2016 г., № 8 (8930) от 19.02.2016 г., № 10 (8932) от 04.03.2016 г., № 12 (8934) от 18.03.2016 г.) со следующим содержанием: «Микрозаймы - населению деньги до зарплаты и пенсии Низкая процентная ставка, Без залога Без поручителей, Без справок о доходах 1,3 % в день за 15 минут занять деньги стало просто и быстро г. Чердынь, ул. Романовская, 14 (гостиница «Уют») тел. 8 (34240) 2-88-85, 8-912-782-60-44; п. Ныроб, ул. Пузакова, 14В, 2-й эт. (м-н «Магнит») тел. 8-902-794-00-90 Реклама ОГРН 1145958019492», с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО МФО «Микрозаймы населению» в десятидневный срок со дня получения настоящего Предписания, прекратить нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно не допускать размещение рекламы финансовых услуг без указания наименования или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
  2. Об исполнении п. 1 предписания ООО МФО «Микрозаймы населению» сообщить в антимонопольный орган до 15.07.2016 г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 261-16-Р/ 2

 

20 июня 2016 года                                                                                                 г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Кудрявцева М.А., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Ужегова Г.А., начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

Самарина Е.В., специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 20.06.2016 г. по делу № 261-16-Р в отношении ООО МФО «Микрозаймы населению» о признании ненадлежащей рекламы, рекламодателем которой является ООО МФО «Микрозаймы населению», размещенной в газете «Северная звезда» (выпуски № 6 (8928) от 05.02.2016 г., № 8 (8930) от 19.02.2016 г., № 10 (8932) от 04.03.2016 г., № 12 (8934) от 18.03.2016 г.) со следующим содержанием: «Микрозаймы - населению деньги до зарплаты и пенсии Низкая процентная ставка, Без залога Без поручителей, Без справок о доходах 1,3 % в день за 15 минут занять деньги стало просто и быстро г. Чердынь, ул. Романовская, 14 (гостиница «Уют») тел. 8 (34240) 2-88-85, 8-912-782-60-44; п. Ныроб, ул. Пузакова, 14В, 2-й эт. (м-н «Магнит») тел. 8-902-794-00-90 Реклама ОГРН 1145958019492», с нарушением требований ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО МФО «Микрозаймы населению» в десятидневный срок со дня получения настоящего Предписания, прекратить нарушение ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно не допускать размещение рекламы финансовых услуг (услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа) без указания всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) и влияющих на нее, в соответствии с требованиями Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», если такая реклама  содержит хотя бы одно условие, влияющее на стоимость кредита (займа).
  2. Об исполнении п. 1 предписания ООО МФО «Микрозаймы населению» сообщить в антимонопольный орган до 15.07.2016 г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии                                                                           М.А. Кудрявцева

 

Члены комиссии                                                                                       Г.А. Ужегова

 

                                                                                                                      Е.В. Самарина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны