Решение (комиссия) №5268/24 р ж ООО «Май-М» на Кондратовская СОШ от 21 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Май-М» (вх. № 6539/24)
«14» мая 2024 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель Руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
до объявленного перерыва, в присутствии представителя ООО «Май-М» <...> (по доверенности), представителей МАОУ «Кондратовская средняя школа» <...>, <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу (вх. № 6539/24) Общества с ограниченной ответственностью «Май-М» (ИНН: 5903996871 ОГРН: 1145958020273) (далее – Заявитель, ООО «Май-М») на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кондратовская средняя школа» (ИНН: 5948014028 ОГРН: 1025902396167) (далее – Заказчик, МАОУ «Кондратовская средняя школа»), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по организации питания обучающихся в МАОУ «Кондратовская средняя школа» (извещение № 32413495785 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
27.04.2024 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к нарушению Заказчиком порядка организации и проведения закупки.
Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 4568/24 от 27.04.2024 г.), содержащее установленные ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
2. 11.04.2024 г. Заказчиком на официальном сайте РФ в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413495785 (далее – Извещение) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по организации питания обучающихся в МАОУ «Кондратовская средняя школа».
Дата окончания срока подачи заявок – 02.05.2024 г.
Дата рассмотрения заявок – не позднее 06.05.2024 г.
Дата подведения итогов закупки – 07.05.2024 г.
Ознакомившись с положениями Извещения и Документации, Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
-
Установление избыточных требований к составу заявки в части предоставления копий свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации в сфере детского питания в рамках показателя оценки «Наличие необходимых трудовых ресурсов для исполнения договора»;
-
Установление необоснованного требования к составу заявки в части предоставления исполненного договора/контракта в рамках показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом договора».
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, а также все документы, имеющие значение для рассмотрения настоящей жалобы.
2.1. В части довода Заявителя об установлении избыточных требований к составу заявки в части предоставления копий свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации в сфере детского питания в рамках показателя оценки «Наличие необходимых трудовых ресурсов для исполнения договора», Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В п. 2.12.1 Положения о закупке указано, что критерием оценки заявок на участие в закупке может быть – квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом закупки, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пп. 4).
В документации о закупке может быть установлен перечень документов, представляемых участниками закупки для оценки заявок на участие в закупке по критериям такой оценки (п. 2.12.2).
Приложение № 5 к Документации о закупке содержит Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (далее – Порядок оценки), где в рамках критерия «Квалификация участников закупки» установлен детализирующий показатель оценки «Наличие специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование в сфере общественного питания: повар 4 разряда и выше, и прошедших курсы повышения квалификации в сфере детского питания».
Для подтверждения соответствия указанному критерию участникам закупки в составе заявки необходимо представить следующее:
-
копии дипломов/аттестатов/свидетельств сотрудников, имеющих высшее или среднее специальное образование в сфере общественного питания повара 4 разряда и выше;
-
копии трудовых книжек сотрудников или трудовых договоров, или выписки из электронных трудовых книжек, договоров гражданско-правового характера, содержащих отметку о наличии трудовых отношений работника и работодателя;
-
копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации в сфере детского питания, полученные за последние три года;
-
согласие сотрудника на обработку персональных данных.
Таким образом, для подтверждения соответствия указанному критерию участник должен представить в составе заявки как документы, подтверждающие наличие высшего или среднего специального образования в сфере общественного питания, так и копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации в сфере детского питания, полученные за последние три года.
Как отмечается в Определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 г. № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчик руководствуется требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным с учетом собственных потребностей.
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке.
Таким образом, заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, при условии, что такие требования не повлекут за собой необоснованное ограничение конкуренции.
Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В свою очередь Комиссия антимонопольного органа отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.
В настоящем случае, установленный Заказчиком критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Требование Заказчика о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации в сфере детского питания, обусловлено, прежде всего, спецификой предмета обжалуемой закупки – оказание услуг по организации питания обучающихся в образовательной организации. Законодательство содержит специальные нормативно-правовые акты применительно к сфере организации питания обучающихся в образовательных организациях, которые предъявляют дополнительные требования к лицам, осуществляющим деятельность в указанной сфере.
Кроме того, из Технического задания (Приложение № 1 к Документации о закупке) следует, что питание необходимо организовать также для детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает в некоторых случаях разработку специального меню, что невозможно без наличия специальных знаний.
Таким образом, установление Заказчиком в Порядке оценки требования о предоставлении необходимых документов для подтверждения соответствия критерию направлено исключительно на выявление лучшего предложения и связано с особенностями предмета закупки.
Признавая указанный довод необоснованным, Комиссия Пермского УФАС России также отмечает, что оспариваемый критерий не является условием допуска к участию в обжалуемом конкурсе, а учитывается только при оценке заявок участников. Непредставление участником в составе заявки информации и документов в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок, применяемых к участникам закупки не является основанием для отклонения заявки (пп. 13 п. 1.2 раздел 9 Документации о закупке).
2.2. В части довода Заявителя об установлении необоснованного требования к составу заявки в части предоставления исполненного договора/контракта в рамках показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом договора», Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе содержит в рамках критерия «Квалификация участников закупки» детализирующий показатель оценки «Общее количество исполненных участником закупки договоров».
В рамках данного показателя оценки участнику закупки требуется представить исполненные договоры/контракты.
Заявитель в жалобе отмечает, что требование о предоставлении договора/контракта, исполненного в полном объеме ограничивает конкуренцию для тех участников, которые имеют долгосрочные договоры/контракты, исполненные в части к моменту обжалуемой закупки.
Вместе с тем, как уже ранее было отмечено Комиссией антимонопольного органа, Закон о закупках предоставляет заказчикам право сформировать свою систему закупок, установить критерии и порядок оценки, благодаря которым Заказчик сможет выявить наиболее предпочтительное предложение, отвечающее потребностям Заказчика, при условии отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
Установление указанного требования, а именно, наличие исполненных договоров, связано с потребностью Заказчика минимизировать риски в части неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, предоставляет Заказчику дополнительные гарантии надлежащего исполнения обязательства, позволяет добиться целей проведения закупки.
Само по себе предъявление Заказчиком указанного требования не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о необоснованности указанного довода.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу (вх. № 6539/24) Общества с ограниченной ответственностью «Май-М» (ИНН: 5903996871 ОГРН: 1145958020273) на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кондратовская средняя школа» (ИНН: 5948014028 ОГРН: 1025902396167), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по организации питания обучающихся в МАОУ «Кондратовская средняя школа» (извещение № 32413495785 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной;
-
Снять ограничения, наложенные Письмом Пермского УФАС России (исх. № 4568/24 от 27.04.2024 г.).
Заместитель Председателя Комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
<...> | |
|
|
<...> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп.<...>
Тел.8 (342)235-10-36
2024-5783