Решение б/н жалоба ООО «Медтрейд» (вх. № 009836) на действия ГАУ ПК «Кра... от 2 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
ООО «Медтрейд»
info@cmtrade.ru
ГАУ ПК «Краевой центр закупок»
chepkasov@kcz-perm.ru
Закупочная комиссия ГАУ ПК «Краевой центр закупок»
chepkasov@kcz-perm.ru
Электронная торговая площадка
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
ko@sberbank-ast.ru
Дело № 059/07/3-658/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Медтрейд» (вх. № 009836)
«29» июня 2021 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва,
рассмотрев жалобу ООО «Медтрейд» (вх. № 009836) (далее – Заявитель), на действия ГАУ ПК «Краевой центр закупок» (ИНН: 5902049807), Закупочной комиссии ГАУ ПК «Краевой центр закупок» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинского оборудования (извещение № 32110177880, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
09.06.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к неправомерному неподписанию договора, заключаемого по итогам закупки (далее – Договор), со стороны Заказчика.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке ГАУ ПК КЦЗ (далее – Положение), Извещением о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение), Документацией об аукционе в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 09.04.2021 г., дата окончания подачи заявок – 26.04.2021 г., дата подведения итогов закупки – 28.04.2021 г.
Согласно Протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 7-5/2 от 27.04.2021 г., Заявитель был признан победителем рассматриваемой закупки.
Заявитель, усмотрев в действиях Заказчика нарушение установленного порядка заключения Договора, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает, что Заказчиком нарушен срок подписания Договора.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3.2 Закона о закупках, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (Аналогичное правило установлено пунктом 4.1.1 Положения).
Согласно подпункту 2 пункта 1 раздела 15 главы 2 Документации, договор по результатам закупки заключается на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте договора и предложенных участником закупки, с которым заключается договор, при осуществлении закупки.
В силу подпункта 11 пункта 1 раздела 15 главы 2 Документации, заказчик подписывает договор в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.
Протокол подведения итогов аукциона в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 7-5/2 от 27.04.2021 г. был опубликован на сайте www.zakupki.gov.ru 27.04.2021 г. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик не подписал Договор в установленный срок (до 17.05.2021 г.).
Из пояснений Заказчика следует, что причиной неподписания Договора явилось обнаружение Заказчиком информации о возбуждении уголовного дела по факту дачи взятки в отношении должностного лица Заявителя в рамках спорной закупки, в связи с чем, Заказчик полагает, что данные обстоятельства могут нарушить интересы Заказчика, связанные с заключением и исполнением Договора. При этом факт неподписания договора Заказчиком не оспаривается.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения в совокупности и взаимосвязи приходит к выводу, что поскольку Протокол подведения итогов аукциона в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 7-5/2 от 27.04.2021 г. был опубликован на сайте www.zakupki.gov.ru 27.04.2021 г., договор подлежал заключению не ранее 07.05.2021 г. и не позднее 17.05.2021 г. Вместе с тем в материалах жалобы отсутствуют доказательства заключения Договора.
Таким образом, Заказчик, в нарушение пункта 15 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 4.1.1 Положения, подпункта 11 пункта 1 раздела 15 главы 2 Документации не заключил с Заявителем Договор в установленный срок.
2.1. Далее, из анализа представленных в материалы жалобы пояснений Заказчика, в том числе письма ООО «ДжиИ Хэлскеа», являющегося производителем Аппарата рентгеновского OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx), который в соответствии с Техническим заданием может быть поставлен в качестве эквивалента к Аппарату палатному рентгенографическому АПР-"ОКО" по ТУ 9442-029-11150760-2009, а также поступивших в Пермское УФАС России от ООО «Медтрейд» дополнений к жалобе (вх. № 011115), указывающих на нарушения Заказчиком установленных требований при формировании Документации, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 5 раздела 4 главы 2 Документации установлено, что описание предмета закупки, количество товара указаны в Приложении 2 «Техническое задание», в Приложении 3 «Проект договора». Как указано в подпункте 5 пункта 3 раздела 9 главы 2 Документации, в заявке на участие в закупке должна быть указана информация в отношении установленных в Техническом задании (Приложение 2 к документации) товаров с учетом положений, указанных в Приложении 4 к документации «Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе».
Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации, установлены сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, являющегося предметом Договора, заключаемого по итогам закупки – Заказчиком к поставке предлагается Аппарат палатный рентгенографический АПР-"ОКО" по ТУ 9442-029-11150760-2009 или эквивалент - Аппарат рентгеновский OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx).
Согласно представленному письму ООО «ДжиИ Хэлскеа», требования, указанные в Техническом задании, к Аппарату рентгеновскому OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx), не соответствуют фактическим сведениям о качестве, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) данного товара по следующим показателям:
№ |
Наименование характеристики (показателя) |
Единица измерения |
Значение характеристики (показателя), установленное Документацией |
Фактическое значение характеристики (показателя) Optima XR220amx |
2. Рентгеновский излучатель |
||||
2.4 |
Угол мишени анода |
градусы |
не более 12 |
14 |
2.7 |
Максимальная входная мощность при работе на минимальном фокусном пятне |
кВт |
не менее 22 |
10 |
2.8 |
Максимальная входная мощность при работе на максимальном фокусном пятне |
кВт |
не менее 50 |
30 |
2.9 |
Теплоемкость анода |
кДж |
не менее 100 |
60 |
2.10 |
Теплоемкость трубки в сборе |
кДж |
не менее 900 |
540 |
2.12 |
Общая фильтрация |
Мм Al |
не менее 2,3 |
0,9 |
3. РПУ |
||||
3.2 |
Выходная мощность РПУ |
кВт |
не менее 40 |
15 |
3.4 |
Минимальный охват диапазона изменения анодного напряжения |
кВ |
не менее От 40 до 150
|
От 50 до 125 |
3.6 |
Минимальный охват диапазона изменения анодного тока |
мА |
не менее От 10 до 500 |
От 25 до 300 |
3.7 |
Минимальный охват диапазона изменения количества электричества |
мА с |
не менее От 0,1 до 250 |
От 0,2 до 630 |
3.8 |
Минимальный охват диапазона изменения времени эквспозиции |
Сек. |
не менее От 0,001 до 6,3 |
От 0,004 до 6,0 |
5. Штативное устройство аппарата |
||||
5.1 |
Вынос излучателя по горизонтали относительно вертикальной стойки |
сантиметров |
не менее 109
|
100 |
5.2 |
Минимальный охват диапазона вертикального перемещения излучателя (от пола) в рабочем положении |
сантиметров |
не менее От 60 до 200 |
От 62,5 до 200 |
5.7 |
Габариты аппарата в транспортном состоянии (ВхШхГ) |
мм |
Не более 1490х650х1560 |
1940х559х1246 |
5.8 |
Габариты аппарата в рабочем состоянии (ВхШхГ) |
мм |
Не более 2300х650х2000 |
1940х559х1246 |
5.9 |
Максимальный угол подъема кронштейна с рентгеновской трубкой |
Град. |
Не менее 120 |
Не применимо, поскольку кронштейн телескопический |
5.10 |
Тормоз колес выполнен в виде ножной педали |
|
Наличие |
Не применимо, моторизованный тормоз |
5.11 |
Вес штатива |
кг |
Не более 240 |
Не применимо, поскольку кронштейн телескопический |
7. Плоскопанельный детектор для рентгенодиагностики |
||||
7.5 |
Тип сцинтиллятора |
|
На основе гадолиния |
На основе цезия |
7.7 |
Размеры детектора Д х Ш х В |
сантиметров |
Не более 50 х 48 х 2,2 |
58 х 45,2 х 2,4 |
7.8 |
Масса детектора |
кг |
Не более 4,0 |
4,53 |
7.10 |
Размер матрицы детектора |
пиксели |
Не более 2300х2800 |
2022х2022 |
7.11 |
Шаг пикселя |
мкм |
Не более 150 |
200 |
7.14 |
Цикл получения изображения |
Сек. |
Не более 5 |
15 |
8. Автоматизированное рабочее место рентгенлаборанта |
||||
8.1 |
Объем оперативной памяти |
Гб |
Не менее 4 |
1 |
8.2 |
Объем запоминающего устройства |
Гб |
Не менее 500 |
170 |
8.4 |
Размер диагонали экрана сенсорной панели |
дюйм |
Не менее 17 |
15 |
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам:
В Техническом задании Заказчика к поставке предлагается Аппарат палатный рентгенографический АПР-"ОКО" по ТУ 9442-029-11150760-2009 или эквивалент - Аппарат рентгеновский OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx).
Комиссией установлено, что в отношении Аппарата рентгеновского OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx) в Техническом задании указаны значения характеристик (показателей), которые не соответствуют фактическим значениям характеристикам (показателей) данного товара.
Из этого следует, что потенциальный участник закупки, руководствуясь положениями Технического задания и намереваясь поставить Аппарат рентгеновский OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx), включит в состав заявки предложение о поставке Аппарата рентгеновского OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx), фактические значения характеристик (показателей) которого не будут соответствовать требованиям Заказчика.
В связи с этим, несмотря на то, что в Документации Заказчик предоставляет возможность потенциальным участникам закупки поставить Аппарат палатный рентгенографический АПР-"ОКО" по ТУ 9442-029-11150760-2009 или Аппарат рентгеновский OPTIMA XR с принадлежностями (вариант исполнения OPTIMA XR220amx), в действительности только Аппарат палатный рентгенографический АПР-"ОКО" по ТУ 9442-029-11150760-2009 будет соответствовать требованиям Заказчика. Из этого следует, что Заказчиком в Документации установлена мнимая возможность поставки эквивалентного товара, что вводит потенциальных участников в заблуждение в отношении того, какой именно товар необходимо поставить.
При этом Документация, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.
Из изложенного следует, что положения Документации в части Технического задания вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, установленного пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «Медтрейд» (вх. № 009836) на действия ГАУ ПК «Краевой центр закупок» (ИНН: 5902049807), Закупочной комиссии ГАУ ПК «Краевой центр закупок» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинского оборудования (извещение № 32110177880, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2.Установить в действиях ГАУ ПК «Краевой центр закупок» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 15 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3.Выдать ГАУ ПК «Краевой центр закупок» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...> (342) 235-10-36