Решение б/н Решение от 18 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

18.03.2021 г. № 003062-21 

         

На №  __________  от  ________________

 

 

 

МАОУ «Лобановская средняя школа»

614532, Пермский край, Пермский район, с. Лобаново, ул. Центральная, д. 8

Loban_school@mail.ru

Lobanovskaya.sch@ruopr.ru

 

ИП Ганьжин В.В.

614530, Пермский край, с. Фролы, ул. Вселенная д. 24, кВ. 19

<...>

 

Дело № 059/10/5-270/2021

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

«18»  марта  2021 г.                                                                                                                   г. Пермь

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а так же по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, направляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках  (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия»), в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>,  специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ИП Ганьжина В.В. – <...> (по доверенности), без участия МАОУ «Лобановская средняя школа» (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев обращение МАОУ «Лобановская средняя школа» (вх. № 003771) (далее – Заказчик) о включении сведений о ИП Ганьжина В.В. (ИНН 590409747522, 614530, Пермский край, с. Фролы, ул. Вселенная д. 24, кВ. 19) (далее – Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках),

 

УСТАНОВИЛА

09.03.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение МАОУ «Лобановская средняя школа», в котором указано, что ИП Ганьжина В.В.  уклонилось от исполнения договора.

В подтверждение указанного факта МАОУ «Лобановская средняя школа» представило решение Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-24660/20 от 05.02.2021 г.

Представитель ИП Ганьжина В.В. указывает на тот факт, что решение Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-24660/20 от 05.02.2021 г. не вступило в законную силу, поскольку ими была подана апелляционная жалоба. Кроме того, представитель ИП Ганьжина В.В. представил на обозрение Комиссии доказательства факта, что МАОУ «Лобановская средняя школа» чинило препятствия для надлежащего исполнения договора.

Подрядчик просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Изучив документы и материалы, предоставленные сторонами на рассмотрение обращения, Комиссии Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 г. №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее – Приказ № 164/13) на Комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых заказчиками в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (п. 1 Правил).

Таким образом, направлению в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по результатам закупки, либо о поставщиках, с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора.

При этом, согласно письма ФАС РФ №ИА/31163/14 от 04.08.2014 г. В ходе заседания Комиссии по рассмотрению обращений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) первоначальному рассмотрению подлежат действия заказчиков в части соблюдения порядка заключения договоров, установленного документацией о закупке. 

2.  14.06.2020 г. на сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, Заказчиком было размещено извещение № 32009236918 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг профессиональной уборке - клининговые услуги, техническое обслуживание зданий, в т.ч. внутренних систем отопления, водопровода, канализации, внутреннего электроснабжения в учреждениях заказчика. При проведении указанной закупки заказчик руководствовался Положением о закупке МАОУ «Лобановская средняя школа» (далее – Положение).

По результатам рассмотрения заявок участников, протоколом подведения итогов на участие в аукционе № 677/3 от 02.07.2020 г. (опубликован в ЕИС 02.07.2020 г.) участник ИП Ганьжина В.В. был признан победителем, было решено заключить договор с ИП Ганьжина В.В. (ИНН 590409747522, 614530, Пермский край, с. Фролы, ул. Вселенная д. 24, кВ. 19).

Согласно пункту 4.1.1 Положения, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола (а при конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом, – со дня подписания такого протокола). В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии, оператора электронной площадки.

Пунктом 4.1.5 Положения предусмотрено, что договор по результатам конкурентной закупки на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте договора и предложенных участником закупки, с которым заключается договор, при осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 4.1.10 Положения, по результатам конкурентной закупки заказчик передает победителю закупки проект договора без своей подписи.

Участник закупки, с которым заключается договор, подписывает и передает его заказчику либо в случае наличия разногласий по проекту договора передает заказчику протокол разногласий.

При этом участник закупки, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта договора, соответствующим извещению об осуществлении закупки, и (или) документации о закупке, и (или) своей заявке на участие в закупке, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения протокола разногласий заказчик рассматривает такой протокол разногласий и передает доработанный проект договора либо повторно передает проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью протоколе разногласий замечания участнику закупки, или частично содержащиеся с которым заключается договор, без своей подписи. Участник закупки, с которым заключается договор, при получении от заказчика доработанного проекта договора либо проекта договора с указанием отдельном документе причин отказа учесть полностью содержащиеся в протоколе разногласий замечания подписывает договор и в или частично передает его заказчику. Заказчик подписывает договор в срок, установленный пунктом 4.1.1 настоящего Положения.

При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме передача и подписание проекта договора, протокола разногласий и договора заказчиком и участником закупки, с которым заключается договор, осуществляются на электронной площадке с использованием электронной подписи лиц, имеющих право действовать от имени соответственно заказчика и участника закупки, с которым заключается договор.

Так, договор на оказание услуг профессиональной уборки – клининговые услуги, техническое обслуживание зданий, в том числе внутренних систем отопления, водопровода, канализации внутреннего элекетроснабжения в зданиях «Лобановская средняя школа и ее филиалов» был заключен сторонами 16.07.2020 г. (далее – Договор).

Цена договора составила 2 023 420 руб. Срок оказания услуг с 01 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года.

Пунктом 4.5.1 Положения устанавливается, что расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.5.15 Положения, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им договора, включается в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федерального законом 223-ФЗ.

Решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-24660/20 от 05.02.2021 г. договор на оказание услуг профессиональной уборки – клининговые услуги, техническое обслуживание зданий, в том числе внутренних систем отопления, водопровода, канализации внутреннего элекетроснабжения в зданиях «Лобановская средняя школа и ее филиалов» от 16.07.2020, заключенный между муниципальным автономным общеобразовательным учреждением "Лобановская средняя школа" и индивидуальным предпринимателем Ганьжиным Виталием Викторовичем считается расторгнутым.

В данном решении указано, что оно может, обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Подрядчиком на обозрение Комиссией антимонопольного органа были представлены доказательства подачи и приема арбитражным судом апелляционной жалобы 17.03.2021 г. Также представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока (от 15.03.2021 г.)

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.

Исходя из части 2 статьи 259 АПК РФ срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42.

Таким образом, при рассмотрении настоящего обращения Комиссией антимонопольного органа было установлено, Подрядчиком реализуется свое право на апелляционное обжалование в порядке статьи 259 АПК РФ, предварительно восстанавливая пропущенный срок в порядке части 3 статьи 259 АПК РФ.

Кроме того, ИП Ганьжиным В.В. на обозрение Комиссии антимонопольного органа были представлены материалы, свидетельствующие о том, что Заказчик чинил препятствия для надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Договору. Доказательств обратного не представлено.

Заказчиком в адрес подрядчика было направлено соглашение о расторжении договора от 17.09.2020 г.. Представитель ИП Ганьжиным В.В. при рассмотрении жалобы пояснил, что Подрядчик отказался подписывать данное соглашение, поскольку намеревался исполнить настоящие обязательства в полном объеме.

Также, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в решении Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-24660/20 от 05.02.2021 г. не была дана мотивированная оценка представленным доказательствам, а именно:

- соглашению о расторжении договора от 17.09.2020 г.;

- письмо Заказчика от 23.09.2020 г.;

- письмо и претензии Подрядчика от 01.10.2020 г.;

- объяснительные сотрудников Подрядчика, которые не смогли попасть на территорию Заказчика для исполнение обязательств по Договору (от 02.10.2020 г.).

Указанные в совокупности действия Подрядчика свидетельствуют об наличии намерения в полном объеме исполнить договор.

Также Комиссия антимонопольного органа приняла ко вниманию следующий факт.

Как следует из решения Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-24660/20 от 05.02.2021 г., 13.12.2019 в МАОУ «Лобановская средняя школа» были проведены проверки контрольно-счетной палатой Пермского края (акт от 13.12.2019) и Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (акт от 14.08.2020).

В связи с выявлением контролирующими органами множественных нарушений в административно-хозяйственной деятельности школы, было принято решение о проведении служебного расследования. Комиссия в части заключенного договора с ИП Ганьжиным В.В. по результатам закупки обнаружила следующее:

- документацией о проведении электронного аукциона п. 4.2 в качестве обоснования выбора метода осуществления закупки указана ссылка на п. 3.7 Положения о закупке, который регламентирует осуществление закупки путем запросов котировок. В данном случае Заказчик не имел права на проведение запроса котировок в связи тем, что начальная (максимальная) цена закупки превышает 800 тысяч рублей, разрешенных при проведении данного способа закупки. В связи с тем, что в преамбуле документации (п. I) указан что закупка проводится в соответствии с 223-ФЗ и Положением о закупках Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лобановская средняя школа» (далее -Положение) ссылка на иной вид закупки вводит потенциальных участников закупки в заблуждение относительно способа проведения закупки и формата подачи заявки, что дает заказчику дополнительный формальный повод для отклонения «нежелательных» участников закупки. Еще одним фактом подтверждающим намерение запутать участников закупки является размещение данного аукциона в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru. далее - ЕИС) под наименованием «иной способ закупки».

- включение в состав закупки клининговых услуг, услуг по обслуживанию инженерных систем, водоотведения, электроснабжения ограничило конкуренцию, снизило количество участников закупки при выгодных условиях оказания услуг;

- в составе документации не установлено обеспечение исполнения договора, что при начальной (максимальной) цене свыше 3 миллионов рублей для заказчика является фактором риска и не защищает его интересы. Данный факт также свидетельствует о возможности сговора представителя заказчика и «предпочтительного» участника закупки;

- несоответствии информации о необходимом объеме оказания услуг в техническом задании;

- отсутствие требований к сотрудникам исполнителя, таких как наличие медицинской книжки и отсутствия судимости по статьям Уголовного кодекса связанных с преступлениями против личности.

Таким образом, Заказчиком при проведении указанной закупки были допущены серьезные нарушения, которые привели к некорректному заключению договора с ИП Ганьжиным В.В.

Желая предотвратить указанные нарушения МАОУ «Лобановская средняя школа» направило соглашение о расторжении договора от 17.09.2020 г. Из этого следует, что Заказчиком была предпринята инициация расторжения договора с целью устранения имеющихся нарушений.

Неподписание ИП Ганьжиным В.В. данного соглашения свидетельствует о намерении исполнить договор надлежащим образом.

Таким образом, ИП Ганьжин В.В. намеревался исполнить заключенный договор с Заказчиком, Комиссия антимонопольного органа не находит умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения договора и приведших к расторжению договора, в судебном порядке.

Ограничения в экономической деятельности, вводимые на основании ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в реестр недобросовестных поставщиков, имеют признаки публично-правовой ответственности, в обязательный предмет доказывания по настоящему спору входят обстоятельства, однозначно свидетельствующие о недобросовестном поведении поставщика, выразившемся в умышленных действиях, направленных на уклонение от исполнения договора.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 30.07.2001   и от 21.11.2002 № 15-П разъяснил, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Комиссия Пермского УФАС России, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, установила, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, не отвечающей принципу соразмерности наказания.

Следует также отметить, что включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в реестр недобросовестных поставщиков бремя негативных последствий включения в данный реестр участник закупки несет не перед заказчиком, а фактически перед государством, кроме этого в рассматриваемой ситуации отсутствует компенсаторная функция.

При указанных обстоятельствах Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для включения сведений об ИП Ганьжине В.В. (ИНН 590409747522) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.

В связи с чем, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2014 г. № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

По результатам рассмотрения обращения МАОУ «Лобановская средняя школа» (вх. № 003771) о включении сведений о ИП Ганьжина В.В. (ИНН 590409747522, 614530, Пермский край, с. Фролы, ул. Вселенная д. 24, кВ. 19) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», отказать в признании уклонившимся, сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков не направлять.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                       <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   <...>

 

 

 

                                                                                                                                                            <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны