Решение (комиссия) №1042/23 Дело № 059/10/5-45/2023 от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Дело № 059/10/5-45/2023


ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити»

61400, г. Пермь, ул. Г. Хасана, д. 9, оф. 501

marketing@argentum.pro


МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми,

Закупочная комиссия

МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми

614046, г. Пермь, ул. Василия Каменского, д. 8

dslider2021@mail.ru


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


«31» января 2023 г. г. Пермь


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также по рассмотрению сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), направляемых в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Пермского УФАС России), в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Белова А.Н., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Колмаков Р.О., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Карпова С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» Сергеева С.С., без участия представителя МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев обращение МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми (далее также — Заказчик) (ИНН 5903003636, ОГРН 1025900762910) (вх. № 1055-ЭП/23) о включении сведений об ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» (далее – Общество) (ИНН 5904065152, ОГРН 1025900918581) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с уклонением от заключения договора по результатам аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг охраны для МАДОУ «Лидер» г. Перми (извещение № 32211881544, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),


УСТАНОВИЛА:

25.01.2023 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило обращение Заказчика, в котором указано на уклонение участника закупки от заключения договора, в связи с непредставлением обеспечения исполнения договора в установленном размере.

1. Частью 2 ст. 5 Закона о закупках установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 ст. 5 Закона о закупках закреплено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган имеет право в пределах своей компетенции принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков);

В соответствии с п. 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Приказ) на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами.

В силу п. 2.1 Приказа, Комиссия территориального органа ФАС России (далее - Комиссия) проводит проверку сведений, направленных заказчиками, о включении в Реестр информации об участнике закупки (далее - Сведения) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки Сведений Комиссия дает соответствующее заключение.

2. 24.11.2022 г. на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг охраны для МАДОУ «Лидер» г. Перми (номер извещения – № 32211881544) (далее – Извещение).

При проведении указанной закупки Заказчик также руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми (далее – Положение), Документацией о закупке (далее – Документация).

Дата начала срока подачи заявок – 24.11.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 02.12.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 07.12.2022 г.

В соответствие с протоколом подведения итогов № 2 от 07.12.2022 г. ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» было признано победителем аукциона.

В соответствии с ч. 15 ст. 3 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствие с п. 4.2.1, 4.2.2 Положения Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения договора, которое может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

В силу п. 4.2.3 Положения в случае, если начальная (максимальная) цена договора, максимальное значение цены договора составляют более чем один миллион рублей и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, обеспечение исполнения договора предоставляется в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в Извещении об осуществлении закупки и Документации о закупке.

В случае если в Извещении об осуществлении закупки, Документации о закупке установлены требование обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора, договор заключается только после предоставления Заказчику такого обеспечения (п. 4.1.2 Положения).

Пунктом 4.1.11 Положения предусмотрено, что Победитель закупки считается уклонившимся от заключения договора в случае, если он в установленный срок не подписал договор, и (или) не передал Заказчику протокол разногласий по проекту договора, и (или) не предоставил обеспечение исполнения договора. Сведения об уклонении участника закупки от заключения договора вносятся в протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора.

Согласно п. 4.1.12 Положения, если Победитель закупки уклонился от заключения договора, сведения о нем включаются в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.

Согласно р. XIV «Обеспечение исполнения договора» Документации Заказчиком установлено обеспечение исполнения договора в размере 5 % от начальной максимальной цены договора – 82 770,00 рублей, а также условие об антидемпинговых мер, корреспондирующее п. 4.2.3 Положения.

В силу п. 3 р. XIV Документации Договор заключается только после предоставления участником безотзывной независимой гарантии, передачи Заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения договора, предусмотренного Документацией.

В случае непредставления обеспечения исполнения договора, Победитель признается уклонившимся от заключения договора (р. XV «Заключение договора» Документации).

Начальная (максимальная) цена закупки составляет 1 655 400,00 руб. (п. 11 р. II Документации).

Обеспечение исполнения договора составляет 82 770,00 руб. В случае предложения участником закупки цены договора на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, он должен представить обеспечение исполнения договора в полтора раза больше установленного размера обеспечения исполнения договора в Извещении и Документации (р. XIV Документации).

По результатам проведенной закупочной процедуры Заказчиком на электронной площадке был размещен проект договора для подписания победителем.

Победитель закупки в установленный Заказчиком срок на электронной площадке подписал договор и представил независимую гарантию.

23.12.2022 г. Заказчик опубликовал в ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения договора и принял решение об отказе заключения договора с Победителем закупки по причине непредставления обеспечения исполнения договора.

Из письменных пояснений Общества следует, что намерения уклониться от заключения договора не было, что подтверждается подписанным электронной цифровой подписью договором на электронной площадке, а также представлением независимой гарантии. При этом, Победитель отмечает, что Заказчик, имея сведения об ошибочной информации в гарантии не представил возможность Победителю внести изменения и разместить новую независимую гарантию или оплатить обеспечение исполнения договора денежными средствами на его счет.

В материалы дела от ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» представлен договор, подписанный 20.12.2022 г. электронной цифровой подписью.

Также в материалах дела содержится независимая гарантия ПАО «БАНК УРАЛСИБ» от 08.12.2022 г. № 991-4S1/1164178, выданная ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» на сумму 82 770,00 руб.

Согласно ч. 2 ст.5 Закона о закупках, уклонение лица от заключения договора является самостоятельным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из положений Закона о закупках и Правил включение лица в реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения этим лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, и, следовательно, выступает механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В соответствии правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 № ВАС-13566/12 необходимо принимать во внимание, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона.

При этом, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о намерении участника отказаться от заключения контракта, направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, а также существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков в рамках установленной процедуры (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 № 17АП-7696/2021-АК по делу № А60-8361/2021).

Анализируя изложенные обстоятельства Комиссия принимает во внимание, что ранее в Управлении рассматривалась жалоба ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» (вх. № 19756-ЭП/22) на действия МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми, доводы которой сводились к неправомерному отказу Заказчика от заключения договора с Победителем (дело № 059/07/3-1403/2022, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru).

По результатам рассмотрения жалобы Комиссия установила, что Заказчиком правомерно принято решение об отказе в заключении договора с ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» в связи с тем, что им было представлено обеспечение исполнение договора на сумму 82 770,00 руб., тогда как по условиям р. XIV Документации, Победитель должен был представить обеспечение в полтора раза больше, поскольку снизил свое ценовое предложение более чем на 25% от начальной максимальной цены договора.

Таким образом, в рассматриваемом Победитель закупки, не имея явного намерения уклониться от заключить договора, совершал действия, направленные на достижение указанной цели, в частности до момента подписания договора 08.12.2022 г. оформил в ПАО «БАНК УРАЛСИБ» независимую гарантию № 991-4S1/1164178 на сумму 82 770,00 руб. в целях обеспечения исполнения договора, подписал и разместил на электронной площадке проект договора с приложением независимой гарантии.

В антимонопольный орган от ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» были представлены сведения об опыте выполнения контрактов и договоров в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках за период с 2017 г по 2023 г. в количестве 196 шт., исполнение которых он осуществил (осуществляет) на день рассмотрения настоящего обращения.


Таким образом, учитывая факт получения независимой гарантии для обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам закупки № 32211881544, принимая во внимание то обстоятельство, что Победителем закупки было представлено обеспечение исполнение договора в размере менее установленного в XIV Документации, а также подписание проекта договора на электронной площадке и наличие продолжительного опыта работы, явное недобросовестное поведение Победителя при осуществлении действий, направленных на подписание договора и представление обеспечение исполнения обязательств по договору, отсутствует.

Из анализа совокупности изложенных обстоятельств Комиссия Пермского УФАС России не может прийти к выводу, что действия Победителя закупки являются явно недобросовестными.

Комиссия сообщает, что ни Законом о закупках, ни Правилами не предусмотрено безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Следует также отметить, что включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в реестр недобросовестных поставщиков бремя негативных последствий включения в данный реестр участник закупки несет не перед заказчиком, а фактически перед государством.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, принимая во внимание обстоятельства, в силу которых Участник закупки подписал договор и представил независимую гарантию, обеспечивающей исполнение договора в размере менее установленного в р. XIV Документации, пришла к выводу, что включение сведений об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является излишней санкцией, не отвечающей принципу соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия


ЗАКЛЮЧИЛА:


По результатам рассмотрения обращения МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми (ИНН 5903003636, ОГРН 1025900762910) (вх. № 1055-ЭП/23) сведения об ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» (ИНН 5904065152, ОГРН 1025900918581) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не включать.



Заместитель Председателя Комиссии




А.Н. Белова

Члены комиссии





Р.О. Колмаков



С.В. Карпова

Исп.Карпова С.В.

тел.8(342) 235-10-36


2023-1196


Связанные организации

МАДОУ «Детский сад «Лидер» г. Перми
ИНН 5903003636, ОГРН 1025900762910
ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити»
ИНН 5904065152, ОГРН 1025900918581