Решение (комиссия) №1687/24 р ж ООО «Школьное питание» на МАОУ СОШ 1, Кунгур (43) от 16 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Школьное питание» (вх. № 1683-ЭП/24, 1682-ЭП/24)

 

«13» февраля 2024 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель Руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

после объявленного перерыва в присутствии представителя Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 <...> (по доверенности), без участия представителя ООО «Школьное питание» (надлежащим образом уведомлен).

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Школьное питание» (вх. № 1683-ЭП/24, 1682-ЭП/24) (ИНН: 4345448055 ОГРН: 1164350067309) (далее – Заявитель, ООО «Школьное питание») на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 (ИНН: 5917102901 ОГРН: 1025901893082) (далее – Заказчик, МАОУ СОШ № 1), Закупочной комиссии (далее – Комиссия) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации горячего питания школьников (извещение № 32413211243 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.02.2024 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к нарушению Заказчиком порядка организации и проведения закупки.

Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 1177/24 от 06.02.2024 г.), содержащее установленные ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. 24.01.2024 г. Заказчиком на официальном сайте РФ в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413211243 (далее – Извещение) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации горячего питания школьников.

Дата окончания срока подачи заявок – 01.02.2024 г.

Дата рассмотрения заявок – не позднее 03.02.2024 г.

Дата подведения итогов закупки – 04.02.2024 г.

Ознакомившись с положениями Извещения и Документации, Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к следующему:

  1. Установление избыточных требований к составу заявки в части необходимости предоставления копий медицинских книжек и справок об отсутствии судимости в отношении специалистов, указанных в Критериях и порядке оценки.

  2. Заказчиком не представлены ответы на запросы участников закупки о разъяснении положений Документации.

  3. Заказчик не разместил в составе Документации обоснование начальной (максимальной) цены договора.

Заказчик с доводами жалобы согласен в части, представил письменные возражения, а также все документы, имеющие значение для рассмотрения настоящей жалобы.

2.1. В части довода об установлении избыточных требований к составу заявки в части необходимости предоставления копий медицинских книжек и справок об отсутствии судимости в отношении специалистов, указанных в Критериях и порядке оценки, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Положение о закупке в п. 2.10.1 предусматривает право заказчика установить к участникам закупки, в том числе следующие требования:

- соответствие участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки;

Из материалов дела следует, что Критериями и порядком оценки заявок (Приложение № 5 к Документации) установлен Критерий «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». В частности, для подтверждения обеспеченности трудовыми ресурсами участник закупки может представить сведения о работниках следующих профессий:

- технолог;

- заведующий производством;

- повар 5 разряда;

- повар 4 разряда;

- повар 3 разряда.

Для оценки заявки по данному показателю в составе заявки должны быть представлены, в том числе на всех сотрудников копии медицинских книжек и справок об отсутствии судимости.

Приказ Минздрава России от 18.02.2022 г. № 90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа» содержит положение, в соответствии с которым медицинская книжка формируется работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, выполняющим следующие виды работ:

- работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций);

- работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей.

Из анализа изложенного следует, что трудовая деятельность специалистов, указанных в Критериях и порядке оценки, а именно, технолога, заведующего производством, повара 5 разряда, повара 4 разряда, повара 3 разряда, осуществляется, во-первых, в образовательной организации, а во-вторых, непосредственно на пищеблоке, где они имеют контакт с пищевыми продуктами, в связи с чем указанные специалисты должны иметь медицинскую книжку, на что прямо указывают положения законодательства.

Кроме того, ст. 351.1 Трудового кодекса РФ закрепляет, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 части второй ст. 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.

Верховный Суд в Определении от 07.12.2012 г. № 52-КГПР12-2 подчеркнул, что исходя из буквального толкования ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, данное ограничение (запрет) распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал таких организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что наличие медицинской книжки и справки об отсутствии судимости у лиц, занятых в сфере образования продиктовано спецификой данной сферы деятельности. Заказчик, руководствуясь правом самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки, исходит, в первую очередь, из своих потребностей, а также требований, установленных положениями законодательства. На основании изложенного, довод Заявителя следует признать необоснованным.

2.2. В части довода о том, что Заказчиком не представлены ответы на запросы участников закупки о разъяснении положений Документации, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки.

Согласно ч. 2, 3 ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в ч. 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Документацией в разделе 6 (далее – Раздел) предусмотрено право любого участника направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения, документации о закупке.

Указанным Разделом установлен срок направления такого запроса и предоставления разъяснения в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках. В Документации также указана дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений извещения и документации: 28.01.2024 г. (08:00 время местное).

Из анализа материалов, представленных электронной торговой площадкой, следует, что запросы о разъяснении положений Документации поступили 25.01.2024 г., 26.01.2024 г., 31.01.2024 г.

Заказчик направил ответ на запрос, поступивший 25.01.2024 г. Запрос от 31.01.2024 г., поступил по истечении срока, установленного Документацией, и правомерно был оставлен без ответа.

Вместе с тем, запрос от 26.01.2024 г. был направлен в установленный законом и Документацией срок, однако Заказчик ответ не предоставил.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что Заказчиком нарушены п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, а также положения раздела 6 Документации, так как не был представлен ответ на запрос участника закупки, поступивший в установленный Документацией срок. Следовательно, довод Заявителя является обоснованным.

В письменных пояснениях Заявитель также указал на то, что Заказчик установил «сжатые» сроки для направления запросов о разъяснении положений Документации, что не позволило участникам закупки надлежащим образом ознакомиться с содержанием Документации.

Ознакомившись с указанным доводом, исследовав материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пп. а п. 1 ч. 3 ст. 3.4 Закона о закупках заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса в электронной форме не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 миллионов рублей.

Документацией установлено, что конкурс проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Извещение размещено на сайте единой информационной системы 24.01.2024 г. Окончание срока подачи заявок – 01.02.2024 г. НМЦД в рамках обжалуемой закупки установлена в размере 19 043 545, 93 руб. Из чего следует вывод, что Заказчик действовал в соответствии с пп. а п. 1 ч. 3 ст. 3.4 Закона о закупках и не нарушил сроки размещения Извещения.

2.3. В части довода о том, что Заказчик не разместил в составе Документации обоснование начальной (максимальной) цены договора, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Из пояснений представителя МАОУ СОШ № 1 следует, что указанный документ, действительно, не был размещен в составе Документации, однако был размещен на сайте единой информационной системы как ответ на запрос участника о предоставлении указанного документа.

Из анализа материалов, представленных электронной торговой площадкой, следует, что документ, содержащий обоснование НМЦД (Приложение № 2) отсутствует в составе Документации. Вместе с тем указанный документ размещен в качестве ответа на запрос участника закупки.

Из анализа изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что Заказчик нарушил положения п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, не разместив в составе Документации обоснование НМЦД. Таким образом, указанный довод следует признать обоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте – Торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В настоящем случае Комиссия исходит из необходимости выдачи соответствующего предписания, поскольку выдача предписания обеспечит восстановления прав и законных интересов Заявителя как потенциального участника закупки.

 

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Школьное питание» (вх. № 1683-ЭП/24, 1682-ЭП/24) (ИНН: 4345448055 ОГРН: 1164350067309) на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 (ИНН: 5917102901 ОГРН: 1025901893082), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации горячего питания школьников (извещение № 32413211243 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной;

  2. Установить в действиях МАОУ СОШ № 1 нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, положения раздела 6 Документации.

  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

  4. Снять ограничения, наложенные Письмом Пермского УФАС России исх. № 1177/24 от 06.02.2024 г

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

<...>  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

Тел.8 (342)235-10-36

 

 

2024-1884

 

 

Связанные организации

МАОУ СОШ № 1
ИНН 5917102901, ОГРН 1025901893082
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Школьное питание"
ИНН 4345448055, ОГРН 1164350067309