Решение б/н Решение от 30 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
____________ № ____________________
На № __________ от ________________
|
ИП Михеев Д.С.
<...>
МАДОУ «Полазненский детский сад № 2»
618703, г. Добрянка, пгт. Полазна, ул. Дружбы, д. 17Б
asmohnutina-prb@mail.ru
Закупочная комиссия МАДОУ «Полазненский детский сад № 2»
618703, г. Добрянка, пгт. Полазна, ул. Дружбы, д. 17Б
asmohnutina-prb@mail.ru
Электронная торговая площадка
ООО «РТС-тендер»
ko@rts-tender.ru
Дело № 059/07/3-1093/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе ИП Михеева Д.С. (вх. № 016269)
«29» сентября 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей МАДОУ «Полазненский детский сад № 2» - <...> (предъявлен паспорт <...> <...> (по доверенности), без участия ИП Михеева Д.С., после объявленного перерыва;
рассмотрев жалобу ИП Михеева Д.С. (вх. № 016269) (далее – заявитель) на действия МАДОУ «Полазненский детский сад № 2», Закупочной комиссии МАДОУ «Полазненский детский сад № 2» (далее – организатор торгов) при организации и проведении аукциона с двумя частями заявок на ремонт сети горячего водоснабжения (извещение № 32009417898, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
14.09.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное незаключении договора по результатам закупки с ИП Михеевым Д.С.
Заказчик с доводами жалобы согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Полазненского детского сада № 2» от 10.09.2020 г. (далее – Положение) и Документацией об аукционе с двумя частями заявок в электронной форме (далее – Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 20.08.2020 г., дата окончания подачи заявок – 07.09.2020 г., дата подведения итогов закупки – 10.09.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.6.13 Положения предусмотрено, что в случае если при проведении аукциона не поступило ни одно предложение о цене договора, либо было сделано единственное предложение о цене договора аукцион в электронной форме для целей настоящего Положения признается несостоявшимся.
В силу пп. 11 п. 3.2.2. Положения, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующем случае - признание конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке подана только одна заявка на участие в закупке, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, либо в связи с тем, что было сделано единственное предложение о цене договора, либо в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке. В случае если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке подана только одна заявка на участие в закупке, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, либо в связи с тем, что было сделано единственное предложение о цене договора договор может быть заключен на основании настоящего подпункта с единственным участником такой закупки только на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке и предложенных единственным участником закупки при осуществлении конкурентной закупки. В случае если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, договор может быть заключен на основании настоящего подпункта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) только на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора.
В соответствии с пунктом 4.10 Документации, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, или не подана ни одна заявка на участие в нем, или комиссией принято решение о допуске только одной первой части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся. В пункте 5.2.1 Документации указано, что в случае если при проведении аукциона не поступило ни одно предложение о цене договора, аукцион в электронной форме для целей настоящего Положения признается несостоявшимся. Указанные положения Документации не являются тождественными условиям, предусмотренным Положением.
Протоколом рассмотрения заявки единственного участника аукциона № 32009417898/ 1850183/1 от 10.09.2020 г. установлено, что ИП Михеева Д.С. являлся единственным участником аукциона. В соответствии с подпункт 3.16.13 части 3.6 Раздела 3 Положения аукцион был признан несостоявшимся. На основании случая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) пп. 11 п. 3.2.2 ч. 3.2 Раздела 3 Положения о закупе товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ «Полазненский детский сад 2» было принято решение не заключать договор с единственным участником аукциона.
Комиссия Пермского УФАС России проанализировав указанные материалы жалобы, пришла к выводу, что у организатора торгов отсутствовало безусловное право на отказ от заключения договора с единственным поставщиком в данном случае, поскольку это право не было предусмотрено Документацией (оно было отражено лишь в Положении). Более того, данное право было включено организатором торгов в Положение лишь 10.09.2020 г. – после даты окончания приема заявок и до подведения итогов закупки.
Из пояснений организатора торгов следует, что 22.07.2020г. МАДОУ «Полазненский детский сад №2» получил от Управления Капитального Строительства г. Добрянки локально-сметный расчет на смену сети ГВС с указанием суммы в размере 592 676,0 4 (Пятьсот девяносто две тысячи шестьсот семьдесят шесть) рублей 04 коп. После чего, на совещании руководителей образовательных учреждений Добрянского городского округа в Администрации г. Добрянки, проводимого 13.08.2020 г., начальником Управления образования АДГО было объявлено о том, что МАДОУ «Полазненский детский сад №2» выделены денежные средства на ремонт сети ГВС в сумме 592 676,04 (Пятьсот девяносто две тысячи шестьсот семьдесят шесть рублей 04 коп.), а так же было заявлено о необходимости приступить к торгам.
С учетом получения прямого указания от уполномоченных лиц Администрации и наличия официального локально-сметного расчета па работы по смене сети ГВС, МАДОУ «Полазненский детский сад №2» начал проводить закупку. Однако, позже, 21.08.2020г. в личной беседе (посредством мессенджера) с заместителем начальника УО АДГО было выявлено, что локально-сметный расчет отправлен на корректировку/дефектовку в Управление Капитального Строительства г. Добрянка.
Организатор торгов пояснил, что о данном изменении МАДОУ «Полазненский детский сад №2» предварительно уведомлен не был. Скорректированная смета в адрес МАДОУ «Полазненский детский сад №2» от УКС г. Добрянка поступила только 09.09.2020г. и была на сумму 328 814 (триста двадцать восемь тысяч восемьсот четырнадцать) рублей, при этом объем в указанной смете уменьшен не был, в качестве объяснения - отсылка на устаревшую программу, в которой осуществлялся предыдущий расчет.
В связи с наступлениями указанных обстоятельств, организатор торгов в срочном порядке внес изменения в Положения (10.09.2020 г.), относительно права незаключать договор с единственным поставщиком, в предусмотренных Положением случаях (пп. 3.6.13, пп. 11 п. 3.2.2 Положения), однако соответствующее внесение изменений в Документацию произведено не было.
Данный юридический факт образует нарушение пп. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, в частности организатором торгов нарушаются принципы справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку в соответствии с нормами Положения от 18.08.2020 г., с таким участником обязаны были заключить договор.
Таким образом, довод о неправомерном незаключении договора по результатам закупки с ИП Михеевым Д.С является обоснованным. В связи с этим Комиссия антимонопольного органа считает необходимым выдать предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ИП Михеева Д.С. (вх. № 016269) на действия МАДОУ «Полазненский детский сад № 2», Закупочной комиссии МАДОУ «Полазненский детский сад № 2» при организации и проведении аукциона с двумя частями заявок на ремонт сети горячего водоснабжения (извещение № 32009417898, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
- Установить в действиях МАДОУ «Полазненский детский сад № 2» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать МАДОУ «Полазненский детский сад № 2» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.