Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 296-16-Р от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 296-16-Р

 

22 августа  2016 года                                                                                                        г. Пермь

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 августа  2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Кудрявцева М.А., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Ужегова Г.А., начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

Денисова Ю.А., специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев материалы дела № 296-16-Р о размещении рекламы финансовых услуг ООО МКК «Капуста Прикамье» в помещении здания по адресу: Пермский край, с. Карагай, ул. Кирова, д. 2б следующего содержания: «Вам срочно нужны деньги? Займы от 1 000 до 10 000 рублей на срок от 3 до 28 дней. Без залога, без поручителей. За 15 минут. Тел. 8-912-880-43-70, Карагай, ул. Кирова 2Б, Автостанция» с признаками нарушения требований ч. 1, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

-  в отсутствии представителя ООО МКК «Капуста Прикамье» (в материалах дела № 296-16-Р имеются доказательства надлежащего уведомления данного лица о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела);

-  в отсутствие представителя Прокуратуры Карагайского района  (в материалах дела № 296-16-Р имеются доказательства надлежащего уведомления данного лица о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела).

Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Пермского УФАС России поступило обращение прокуратуры Карагайского

района  (исх. № 2-5-2016 от 14.04.2016г., вх. № 005838 от 25.04.2016 г.) о проведении проверки размещения рекламы финансовых услуг ООО МКК «Капуста Прикамье» с признаками нарушения требований ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Из материалов жалобы следует, что в помещении, занимаемом микрокредитной компанией по адресу: Пермский край, с. Карагай, ул. Кирова, д. 2б (по договору № З-АРЕ-15-24 субаренды части нежилого помещения от 01.01.2016г., заключенному между ООО «АВ-Запад» (арендодатель) и ООО МКК «Капуста Прикамье» (арендатор)), размещена  информация со следующим содержанием: «Вам срочно нужны деньги? Займы от 1 000 до 10 000 рублей на срок от 3 до 28 дней. Без залога, без поручителей. За 15 минут. Тел. 8-912-880-43-70, Карагай, ул. Кирова 2Б, Автостанция».

Заявитель полагает, что рассматриваемые рекламные материалы размещены с нарушением требований ч.1,ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», так как в них не содержится наименование организации, оказывающей финансовые услуги, также имеется указание на несколько условий оказания финансовой услуги, при этом иные условия, влияющие на расходы, которые может понести потенциальный заемщик при получении займа, в рекламе отсутствуют.

ООО МКК «Капуста Прикамье» на рассмотрение настоящего дела представителя не направило, представило письменные пояснения.

ООО МКК «Капуста Прикамье» полностью признало факт нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе (вх. № 008632 от 22.06.2016г.). Также были представлены все запрошенные документы, кроме справки о финансовом состоянии организации за 2015г. и образца рекламы финансовых услуг, распространяемой на 01.08.2016г. (вх. № 008632 от 22.06.2016г., вх. № 010536 от 27.07.2016г.)

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под объектом рекламирования понимается товар (услуга), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. удовлетворяет всем перечисленным выше признакам, объектом рекламирования в данном случае являются услуги по предоставлению займов.

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 Согласно ч. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, микрофинансовые организации являются финансовыми организациями.

ООО МКК «Капуста Прикамье» (ОГРН 1141840011004, ИНН 1840033719) зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций, номер регистрационной записи 651403394006136.

  В силу ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии, с письмом ФАС России от 31.07.2014г. № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг», к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Реклама с содержанием «Вам срочно нужны деньги? Займы от 1 000 до 10 000 рублей на срок от 3 до 28 дней. Без залога, без поручителей. За 15 минут. Тел. 8-912-880-43-70, Карагай, ул. Кирова 2Б, Автостанция» имеет указание на несколько условий оказания финансовой услуги, а именно сумму и срок займа, при этом иные условия, влияющие на расходы, которые может понести потенциальный заемщик при получении займа в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем, согласно «Правилам предоставления потребительских займов Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Капуста Прикамье» (далее – Правила), утв. Приказом генерального директора ООО МКК «Капуста Прикамье» № 64 от 01.07.2016г., Правила определяют порядок подачи заявки на предоставление потребительских займов и порядок ее рассмотрения, порядок заключения договора потребительского займа, иные условия, установленные внутренними документами микрокредитной компании и не являющиеся условиями договора потребительского займа.

Как следует из п. 4.5 Правил, процентная ставка устанавливается Индивидуальными условиями Договора займа и определяется в % годовых. Размеры начисленных процентов за пользование займом установлены Договором займа.

Согласно п. 4.1 Положения, минимальная сумма займа составляет 1000 (одна тысяча) рублей. Максимальная сумма займа составляет 10 000 (десять тысяч) рублей.

Исходя из п. 4.2 Правил, срок, на который выдается займ, составляет от 1 до 30 дней.

В соответствии с вышеизложенным, у ООО МКК «Капуста Прикамье» определены условия выдачи займов, однако, в рассматриваемой рекламе эти условия должным образом не отражены.

Таким образом, рассматриваемый рекламный материал содержит указание на сумму и срок займа, но не содержит остальных условий, влияющих на расходы заемщика при получении займа, а именно: процентную ставку годовых, следовательно, размещен с нарушением ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рассматриваемая реклама не содержит наименование лица, оказывающего финансовые услуги, следовательно, размещена в нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Как следует из п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов, представленных Прокуратурой, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Капуста Прикамье» (ОГРН 1141840011004, ИНН 1840033719, 617832, Пермский край, Чернушинский район, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 40).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, частей 1 и 2 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 508,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу, рекламодателем которой является ООО МКК «Капуста Прикамье», размещенную в помещении, занимаемом микрокредитной компанией,  по адресу: Пермский край, с. Карагай, ул. Кирова, д. 2б  со следующим содержанием: «Вам срочно нужны деньги? Займы от 1 000 до 10 000 рублей на срок от 3 до 28 дней. Без залога, без поручителей. За 15 минут. Тел. 8-912-880-43-70, Карагай, ул. Кирова 2Б, Автостанция», поскольку в ней нарушены требования ч.1, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ООО МКК «Капуста Прикамье» предписание о прекращении нарушения ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

М.А. Кудрявцева

Члены Комиссии

Г.А. Ужегова

 

Ю.А.Денисова

 

Ю.А. Денисова, (342) 235-12-85
 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 296-16-Р

 

22 августа 2016 года                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Кудрявцева М.А., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Ужегова Г.А., начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

Денисова Ю.А., специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 22.08.2016 г. по делу № 296-16-Р о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в помещении, занимаемом микрокредитной компанией по адресу: Пермский край, с. Карагай, ул. Кирова, д. 2б, со следующим содержанием: «Вам срочно нужны деньги? Займы от 1 000 до 10 000 рублей на срок от 3 до 28 дней. Без залога, без поручителей. За 15 минут. Тел. 8-912-880-43-70, Карагай, ул. Кирова 2Б, Автостанция», с нарушением требований ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО МКК «Капуста Прикамье» в десятидневный срок со дня получения настоящего Предписания, прекратить нарушение ч. 3  ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно не допускать размещение рекламы финансовых услуг (услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа) без указания всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) и влияющих на нее, в соответствии с требованиями Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», если такая реклама  содержит хотя бы одно условие, влияющее на стоимость кредита (займа).
  2. Об исполнении п. 1 предписания ООО МКК «Капуста Прикамье» сообщить в антимонопольный орган до 14.09.2016 г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии                                                                           М.А. Кудрявцева

 

Члены комиссии                                                                                       Г.А. Ужегова

 

                                                                                                                      Ю.А.Денисова

 

 

 

 

 

Ю.А.Денисова  

(342) 235-12-85

Связанные организации

Связанные организации не указаны