Решение б/н ООО «ВИД» (вх. № 000995) (далее – заявитель) на действия МАО... от 2 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ВИД» (вх. № 000995)

 

«02» февраля 2021 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей МАОУ «СОШ №108»  –<...> (по доверенности), без участия ООО «ВИД» (надлежащим образом уведомлено),

рассмотрев  жалобу ООО «ВИД» (вх. № 000995) (далее – заявитель) на действия МАОУ «СОШ №108», Закупочной комиссии МАОУ «СОШ №108» (далее – организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, уборки прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания МАОУ «СОШ № 108» г.Перми (извещение № 32009856660, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

УСТАНОВИЛА:

 

22.01.2020 в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «ЕТК», доводы которой указывают на неправомерную отмену закупки за пределами срока, установленного Законом о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на доводы жалобы, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках МАОУ "СОШ №108" (далее – Положение) и Конкурсной документацией на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания в МАОУ «СОШ № 108» г. Перми (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 28.12.2020 г., дата окончания приема заявок – 15.01.2021 г., дата подведения итогов - 19.01.2021 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ч. 5, 6, 7 статьи 3.2 Закона о защите конкуренции, а также согласно пп. 5.5, 5.6, 5.7 Положения, Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

В своих возражениях Заказчик объясняет отмену закупки после окончания срока подачи заявок тем, что на стадии подведения итогов Закупочная комиссия выявила техническую ошибку, при размещении конкурса в электронной форме в перечне документов прикрепленных в ЕИС было подкреплено техническое задание, которое на 2021 год не соответствует санитарным требованиям, а именно:

В данном техническом задании не указана инструкция по проведению дезинфекции помещений при коронавирусе в соответствии с требованиями Роспотребнадзора в учреждениях образования (отсутствует важные требование по дезинфекции помещений в период перемен и личной гигиене работников, отсутствуют особенности проведения профилактических мероприятий при снитарной обработке). Помимо этого в связи с неблагополучной ситуацией по коронавирусной инфекции все уборщицы, специалисты клининговых компаний должны приступать к работе только после прохождения внепланового инструктажа для предупреждения распространения инфекции.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп, работники при соблюдении требований по предупреждению распространения инфекции должны строго соблюдать все рекомендации Роспотребнадзора, а так же сообщать о возможных отклонениях в состоянии здоровья и содержать в порядке и чистоте свое рабочее место и инвентарь.

Помимо этого, с 01.01.2021 г. вступили новые поправки в санитарные правила при оказании услуги в образовательных учреждениях (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»). В учреждении должна быть организована системная работа информирования и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, согласно новым рекомендациям Роспотребнадзора должны быть разработаны правила личной и производственной гигиены, регламент уборки и инструкции по применению дезинфицирующих средств, а так же должен соблюдаться регламент, требования после профилактической дезинфекции в помещениях.

В связи с вступлением в силу новых дополнительных требований Роспотребнадзора о которых Учреждение на момент размещения закупки не знало и несоответствием технического задания Учреждение приняло решение, что сложившаяся ситуация является случаем возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые негативно могут повлиять на саму услугу клининга (уборки) помещений здания, а так же привести к очагу вспышки заболевания в образовательном учреждении. В соответствии с пунктом 5.7 положения о закупке Учреждение отменило данный конкурс в электронной форме для приведения в соответствие Технического задания.

Комиссия Пермского УФАС отмечает, что наличие технической ошибки в Документации не может являться обстоятельством непреодолимой силы. Обстоятельства, описанные Заказчиком должны были учитываться на этапе формирования Документации.

Исходя из изложенного, в действиях МАОУ «СОШ №108» имеются нарушения ч. 5 статьи 3.2 Закона о закупках, а также п. 5.5 Положения в части неправомерной отмены закупки по истечении установленного законом срока.

Таким образом, доводы жалобы признаны Комиссией Пермского УФАС обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ВИД» (вх. № 000995) (далее – заявитель) на действия МАОУ «СОШ №108», Закупочной комиссии МАОУ «СОШ №108» (далее – организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг клининга (уборки) помещений здания, уборки прилегающей территории, услуг гардеробного обслуживания МАОУ «СОШ № 108» г.Перми (извещение № 32009856660, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Признать в действиях нарушения ч. 5 статьи 3.2 Закона о закупках, а также п. 5.5 Положения.
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание.

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                     <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны