Решение б/н жалоба Общества с ограниченной ответственностью «АС-Строй» (... от 30 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

                 30.05.2022   №  006459-22

         

     На №                       от                

 

 

 

ООО «АС-Строй»

<...>

 

МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми,

Закупочная комиссия МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми

<...>

                                      

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

<...>

 

Дело № 059/07/3-430/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «АС-Строй» (вх. № 007718)     

 

«25» мая 2022 г.                                                                                                                             г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Члены комиссии:     

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АС-Строй» (вх. № 007718) (далее – Заявитель, ООО «АС-Строй»), на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Старт» г. Перми (ИНН: 5907016530) (далее – Заказчик, Учреждение, МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми), Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по текущему ремонту здания, ограждения МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми, ул. Бушмакина, 22, ул. Колвинская, 23, ул. Черняховского, 80; (извещение № 32211350427, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.05.2022 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Закупочной комиссии при проведении закупки.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх.  № 00010-22 от 19.05.2022) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частями 1-2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Старт» г. Перми (далее – Положение), Извещением о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по текущему ремонту здания, ограждения МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми, ул. Бушмакина, 22, ул. Колвинская, 23, ул. Черняховского, 80 (далее – Извещение); Документацией о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по текущему ремонту здания, ограждения МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми, ул. Бушмакина, 22, ул. Колвинская, 23, ул. Черняховского, 80 (далее - Документация).

В соответствии с Извещением, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 27.04.2022 г.

Дата начала срока подачи заявок – 27.04.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 05.05.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 13.05.2022 г.

На участие в конкурсе в электронной форме подано – 2 заявки (заявок отклонено – 0);

Победителем признан ИП Акимов Юрий Николаевич.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены: действиями Закупочной комиссии Заказчика при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а именно: Закупочная комиссия заказчика провела неверную оценку заявок Заявителя и победителя закупки. Между тем, доводы жалобы Заявителя также сводятся к установлению некорректных требований Документации в отношении критерия «Квалификация участника закупки».

Заказчик с доводами жалобы согласен частично, представил в материалы дела перерасчет оценки заявок Заявителя и Победителя торгов.

Комиссия Пермского УФАС России, изучив материалы жалобы, сообщает следующее:

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 11.2 Информационной карты Документации, а также Раздела 9 Документации, для подтверждения соответствия критерию №2 «Квалификация участника закупки» вторая часть заявки участника должна содержать предложение об опыте оказания услуги и деловой репутации, а именно:

-Количество заключенных и исполненных в срок государственных (муниципальных) контрактов или договоров в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ на выполнение за период 2019-2022г.г. работ в качестве подрядчика по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту объектов отрасли образования, стоимость каждого из которых (контрактов, договоров) составляет не менее чем 50% от начальной (максимальной) цены договора.  (**);

-Копии актов приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) или актов приемки объекта в эксплуатацию;

-Копии актов о приемке выполненных работ (форма КС-на полную сумму контракта (договора).

** Представляются сканы государственных (муниципальных) контрактов или договоров с обязательным представлением копий извещений и протоколов, подтверждающих размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае заключения договоров (контрактов) по результатам торгов в электронной форме прилагаются распечатки информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которых были заключены данные договоры (контракты). 

Максимальное количество договоров/контрактов для оценки по критерию квалификация участника – 5 шт.

В силу Протокола подведения итогов конкурса № 2378197, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 13.05.2022 г., победителем закупки признан ИП Акимов Ю.Н. (присвоено 89,1 балл), второе место – ООО «АС-Строй» (присвоено 84 балла).

Согласно Приложению №1 к Протоколу подведения итогов конкурса при проведении оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участников закупки» к оценке было принято 4 из 5 представленных договоров ИП Акимова Ю.Н. и 3 из 5 представленных договоров ООО «АС-Строй».

Согласно Приложению № 2 к Протоколу подведения итогов конкурса по Критерию «Цена договора» ИП Акимову Ю.Н. присвоено 57,1 балл, ООО «АС-Строй» - 60 баллов; по Критерию «Квалификация участника закупки» ИП Акимову Ю.Н. присвоено 32 балла, ООО «АС-Строй» - 24 балла.

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика частично признал нарушение оценки заявок, указав, что Закупочной комиссией было учтено 4 из 5 представленных победителем договоров по критерию «Квалификация участника закупки», в то время как в заявке Заявителя соответствовал требованиям 1 из 5 представленных договоров.

Заказчиком в материалы дела представлена таблица перерасчета баллов, согласно которой Заявителю по спорному критерию должно быть присвоено меньшее количество баллов, так как только 1 из 5 представленных договоров соответствуют требованиям Документации.

Кроме этого, на заседании Комиссии Пермского УФАС России представитель заявителя пояснил, что Контракт № 0156200009919000238 от 15.07.2019 г., представленный в составе заявки ИП Акимова Ю.Н., не мог быть принят Закупочной комиссией.

Таким образом, Заказчик признает нарушение Закупочной комиссией порядка оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в спорной закупке.

Комиссия Пермского УФАС России, анализируя представленные Заявителем в составе заявки договоры, установила следующее:

Исходя из представленных МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми пояснений при проведении оценки заявок Муниципальный контракт № 0813500000120011439, не был принят Закупочной комиссией по причине указания в нем в качестве Заказчика - Администрации муниципального образования «Каракулинский район». Исходя из письменных пояснений, договоры, представляемые в рамках обжалуемого критерия, по мнению Учреждения, должны быть заключены с образовательными учреждениями.

Вместе с тем, Комиссия Пермского УФАС России из анализа положений Документации, в том числе по критерию «Квалификация участника закупки»:

«Количество заключенных и исполненных в срок государственных (муниципальных) контрактов или договоров в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ на выполнение за период 2019-2022г.г. работ в качестве подрядчика по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту объектов отрасли образования, стоимость каждого из которых (контрактов, договоров) составляет не менее чем 50% от начальной (максимальной) цены договора (**)»

установила отсутствие определения понятия «объект отрасли образования». 

Рассматриваемый договор заключен с Администрацией муниципального образования «Каракулинский район». В силу пункта 1.1 предметом договора является работы по капитальному ремонту кровли здания МБОУ «Чегандинская СОШ».

Комиссия антимонопольного органа, учитывая отсутствие определения понятия «объект отрасли образования», приходит к выводу, что Закупочная комиссия, принимая решение о непринятии указанного договора, руководствовалась субъективным правоусмотрением.

Далее, из представленных Учреждением пояснений следует, что Контракт № 01622000118210009570001 от 20.07.2021 г., Муниципальный   контракт № 23 и Муниципальный   контракт № 0362300346818000002-0285975-02 от 02.07.2018 г. не были приняты к оценке в связи с тем, что с Заявителя была взыскана неустойка по указанным контрактам, следовательно, по мнению Заказчика, работы не были исполнены в срок, установленный государственным (муниципальным) контрактом или договором.

Комиссия Пермского УФАС, оценивая указанные основания непринятия представленных документов к оценке, не может не обратить внимание, что Документация не содержит требований о принятии к оценке только тех договоров, в отношении которых не была взыскана неустойка за нарушение обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом или договором, и (или) в отношении которых отсутствовало нарушение срока выполнения работ, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом или договором.

Из анализа рассматриваемого критерия невозможно сделать однозначный вывод к чему относится содержащееся в нем положение о «сроке»: к заключению и исполнению государственного (муниципального) контракта или договора либо к выполнению в соответствии с ним работ.

Вопреки вышеуказанной позиции Учреждения, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что положения рассматриваемого критерия содержат требования о представлении: копии актов приемки законченного строительством объекта (ф. КС-11) или актов приемки объекта в эксплуатацию; копии актов о приемке выполненных работ (форма КС-на полную сумму контракта (договора), которые, в свою очередь, могут подтверждать выполнение претендентом работ по представляемому государственному (муниципальному) контракту или договору в полном объеме.

Заказчиком, Закупочной комиссией выводов о неисполнении работ по представляемым в составе заявки Заявителя государственных (муниципальных) контрактов или договоров сделано не было.

Устанавливая данные требования в документации, Заказчик создает ситуацию, при которой ставится под сомнение соблюдения принципа правовой определенности.

Вместе с тем, общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, в нашем случае требований документации, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 №11-п).

На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что требования Документации не раскрывают исчерпывающим образом содержание и форму подачи заявки в части критерия «Квалификация участника закупки», что свидетельствует о правовой неопределенности Заказчика в отношении порядка подачи заявки на участие в спорной закупке и должны толковаться в пользу участника закупки.

Указанное не обеспечивает соблюдения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом Документация, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная Документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в закупках, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

Установленные по критерию «Квалификация участника закупки» положения содержат двоякое толкование и не позволяют Комиссии антимонопольного органа сделать однозначный вывод о соответствии (несоответствии) действий Закупочной комиссии, по оценке представленных в составе заявок документов, требованиям Документации.

Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса об оценке и сопоставлении заявок на участие в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом, Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к критериям оценки и сопоставления заявок участников.

Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России заключает, что неверная оценка заявок участников закупки явилась следствием нарушения Заказчиком требований пунктов 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в связи с чем, доводы Заявителя жалобы признаны Комиссией Пермского УФАС России обоснованным.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АС-Строй» (вх. № 007718), на действия МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми (ИНН: 5907016530), Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по текущему ремонту здания, ограждения МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми, ул. Бушмакина, 22, ул. Колвинская, 23, ул. Черняховского, 80 (извещение № 32211350427, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной;
  2. Признать в действиях МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми, Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад «Старт» г. Перми нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

                                                                          

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<...>

+ 7 (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны