Решение б/н Решение от 6 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

____________ № ____________________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ИП Леканов А.А.

<...>

 

ООО «Статут Консалтинг»

614039, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 66, оф. 7

Statut-perm@mail.ru

 

МАОУ «СОШ № 2

618400, Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 21

schkola2@mail.ru

 

Закупочная комиссия

МАОУ «СОШ № 2

618400, Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 21

schkola2@mail.ru

 

Дело № 059/07/3-1118/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобам ИП Леканова А.А. (вх. № 016526),

ООО «Статут Консалтинг» (вх. № 016527)

 

«06» октября 2020 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ИП Леканова А.А., ООО «Статут Консалтинг» - <...> (по доверенности), без участия МАОУ «СОШ № 2» (надлежащим образом уведомлены);

рассмотрев жалобы ИП Леканова А.А. (вх. № 016526), ООО «Статут Консалтинг» (вх. № 016527) (далее – заявители) на действия МАОУ «СОШ № 2» (ИНН: 5911027895), Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 2» (далее – организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ удалению деревьев на территории образовательных учреждений (извещение № 32009412037, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.09.2020 г. в Пермское УФАС России поступили жалобы заявителей, доводы которых указывают на неправомерное определение победителя и на наличие в Документации и Положении нарушения, выражающегося в отсутствии порядка сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом систем налогообложения.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СОШ № 2 (далее – Положение) и Конкурсной документацией на совместную закупку по выполнению работ по удалению деревьев на территории образовательных учреждений (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 18.08.2020 г., дата окончания приема заявок – 02.09.2020 г., дата подведения итогов - 07.09.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В части довода о неправомерном определении победителя Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

В силу части 10 статьи 4 Закон о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны  критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, глава 3 Документации предусматривает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и порядок их оценки. В соответствии с критерием оценки заявок - квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация) в документации должны быть установлены:

1.Конкретный предмет оценки по критерию (оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ);

Аналогичными признаются работы, которые соответствуют предмету конкурса и совпадают по составу (техническим) характеристикам работ

Исполненными признаются договоры, по которым обязательства исполнены в полном объеме.

1-4 договора свыше 100 тыс. руб. – 20 бал

5-8 договоров свыше 100 тыс. руб.-30 бал.

9 и более договоров свыше 100 тыс. руб. 50 бал.

2.Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки: (таблица, отражающая опыт участника (форма 6.5.);

3.Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки (ф.КС-2)).

В Форме 6.5 Документации содержится указание на то, что участник должен указать и приложить копии:

• количество договоров на выполнение аналогичных данному конкурсу работ, заключенных за последние 2 года (период с июля 2018 г. по июль 2020 г. включительно) за подписью Подрядчика и Заказчика,

• количество копий актов о стоимости выполненных работ (форма КС-2) по этим договорам.

Протоколом № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе «Выполнение работ по удалению деревьев на территории образовательных учреждений» от 07.09.2020 г. (далее – Протокол) ИП Кастуев О.В. был признан победителем.

В жалобе, Заявитель ссылается на тот факт, что ИП Кастуевым О.В. не были приложены количество договоров, подтверждающие опыт, отраженные в Протоколе.

В Протоколе указано, что победитель представил 9 договоров.

На обозрение Комиссии Пермского УФАС России представлены заявки участников.

Из анализа заявки ИП Кастуева О.В. следует, что в составе заявке были представлены 9 договоров:

1) Договор № 12 на выполнение работ по вырубке леса от 06.07.2019 г., Акт о приемке выполненных работ № 12 от 21.07.2019 г., стоимость работ – 105 000 рублей;

2) Договор № 15 на выполнение работ по вырубке леса от 04.08.2019 г., Акт о приемке выполненных работ № 15 от 19.08.2019 г., стоимость работ – 100 800 рублей;

3) Договор № 17 на выполнение работ по вырубке леса от 05.04.2020 г., Акт о приемке выполненных работ № 17 от 18.04.2020 г., стоимость работ – 110 520 рублей;

4) Договор № 18 на выполнение работ по вырубке леса от 07.05.2020 г., Акт о приемке выполненных работ № 18 от 22.05.2020 г., стоимость работ – 100 044 рублей;

5) Договор № 19 на выполнение работ по вырубке леса от 25.05.2020 г., Акт о приемке выполненных работ № 19 от 10.06.2020 г., стоимость работ – 111 720 рублей;

6) Договор № 16 на выполнение работ по вырубке леса от 11.09.2019 г., Акт о приемке выполненных работ № 16 от 26.09.2019 г., стоимость работ – 118 650 рублей;

7) Договор № 11 на выполнение работ по вырубке леса от 19.06.2019 г., Акт о приемке выполненных работ № 13 от 04.07.2019 г., стоимость работ – 103 110 рублей;

8) Договор № 16 на выполнение работ по вырубке леса от 13.03.2020 г., Акт о приемке выполненных работ № 16 от 28.03.2020 г., стоимость работ – 111 510 рублей;

9) Договор № 11 на выполнение работ по вырубке леса от 20.08.2018 г., Акт о приемке выполненных работ № 11 от 30.12.2018 г., стоимость работ – 135 870 рублей.

После анализа договоров, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что представленные победителем закупки договоры, соответствуют требованиям Документации. Следовательно, признание победителя ИП Кастуева О.В. носит правомерный характер.

Относительно доводов о наличии в Документации и Положении нарушения, выражающегося в отсутствии порядка сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом систем налогообложения Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

В силу п. 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах, в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В связи с изложенным Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что спорное положение документации, которые, по мнению заявителя, является необъективным, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях документации. Заявитель, будучи участником конкурентной процедуры, подав заявку, согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в том числе в части установленных в ней критериев, порядка оценки заявок и присваиваемых баллов, что делает невозможным в последующем обжалование таких положений.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Спорные положения документации в случае, если заявитель полагает, что требования к участникам имеют признаки дискриминационного характера, подлежали обжалованию заявителем до окончания срока подачи заявки на участие в закупке (в настоящем случае до 02.09.2020 г.) посредством направления соответствующей жалобы в антимонопольный орган.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в организации такого лица победителем закупки.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (ч. 3 ст. 1 ГК РФ)), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и невыявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).

В то же время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, - отсутствие порядка сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом систем налогообложения является явным и не могло не быть обнаружено обществом при изучении им закупочной документации, о существенности и очевидности такого нарушения последний также указывает в своих возражениях.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие предполагаемых нарушений в закупочной документации Заявитель указал только после подведения итогов: Заявитель выражает лишь свое несогласие с результатами такой закупки, оспаривая положения документации, с которой изначально согласился, с целью признания результатов закупки недействительными при отсутствии для того оснований.

При таких данных, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать его злоупотреблением правом, не подлежащим судебной защите (ч. 2 ст. 10 ГК РФ).

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о наличии в рассматриваемом споре конклюдентного согласия (ч. 1 ст. 8 ГК РФ) Заявителя на все условия закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в закупке и отсутствии у административного органа правовых оснований для установления в действиях организатора закупки нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Таким образом, заявленные доводы жалобы признаются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы ИП Леканова А.А. (вх. № 016526), ООО «Статут Консалтинг» (вх. № 016527) (далее – заявители) на действия МАОУ «СОШ № 2» (ИНН: 5911027895), Закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 2» (далее – организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ удалению деревьев на территории образовательных учреждений (извещение № 32009412037, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованными;
  2. Предписание не выдавать.

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                                 <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                               <...>

 

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                             <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны