Решение б/н Решение по делу от 12 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/10-82/2023
« 12 » мая 2023 года г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: <...>, заместителя руководителя управления;
Членов комиссии: <...>, заместителя начальника отдела контроля
монополистической деятельности; <...> ведущего специалиста-эксперта отдела
контроля монополистической деятельности,
рассмотрев материалы дела, возбужденного по признакам нарушения ЗАО «Курорт
Ключи» (ОГРН 1025902467040, ИНН: 5951001445, юридический адрес: 617565, Пермский
край, Суксунский район, с. Ключи, ул. Курортная, 23) пункта 10 части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту –
Закон о защите конкуренции выразившегося самостоятельном определении цены (тарифа)
на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на территории с. Ключи Суксунского
городского округа Пермского края, что привело либо могло привести к ущемлению
интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской
деятельности и (или) неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения материалов, полученных в ходе рассмотрения
заявления ООО «ЛОК «Ключи» (в настоящее время – ООО «Санаторий Родничок») (вх.
№14933-ЭП/22 от 03.10.2022) в отношении ЗАО «Курорт Ключи», в действиях последнего
были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства,
предусмотренные п. 10 ч. 1 ст. 10 - Закона о защите конкуренции, выразившегося
самостоятельном определении цены (тарифа) на услуги в сфере водоснабжения и
водоотведения на территории с. Ключи Суксунского городского округа Пермского края. На
основании приказа от 07.02.2023 № 15/23 Пермским УФАС России в отношении ЗАО
«Курорт Ключи» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №
059/01/10-82/2023.
ЗАО «Курорт Ключи» представило позицию по делу, не отрицает необходимость
соблюдения установленного нормативными актами порядка ценообразования в сфере услуг
водоснабжения и водоотведения, в связи с этим обратилось в Министерство тарифного
регулирования и энергетики Пермского края для установления (определения) правомерных
тарифов; считает, что не злоупотребляло доминирующим положением; на момент
составления настоящего решения поданы соответствующие документы для утверждения
уполномоченным органом цены (тарифа) на услуги в сфере водоснабжения и
водоотведения, а также назначено ответственное должностное лицо для контроля ситуации
в части утверждения тарифов (подтверждается Приказом №7а «О назначении
ответственного за утверждение регулирующим органом тарифов на коммунальные услуги,
оказываемые ЗАО «Курорт Ключи»).
ООО «Санаторий Родничок» поддержало вменяемое ЗАО «Курорт Ключи»
правонарушение в самостоятельном определении цены (тарифа) на услуги в сфере
водоснабжения и водоотведения».
Муниципальное унитарное предприятие «Суксунская коммунальная служба»
сообщило, что признана гарантирующей организацией в сфере оказания услуг
водоснабжения и водоотведения на территории Суксунского городского округа, однако при
этом не имеет технической возможности оказывать услуги водоотведения на территории
с. Ключи в связи с отсутствием принадлежащих ему систем и сетей.
В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами документов и
сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Правоотношения по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным
законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о
водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Согласно пунктам 4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ общими
принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются
достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций,
осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение,
и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из
экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для
осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 22, пункту 27 Правил № 644, оплата абонентом холодной (питьевой
и (или) технической) воды по договору холодного водоснабжения, а также оплата услуг по
договору водоотведения осуществляется по тарифам, устанавливаемым в соответствии с
положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», и иных
нормативных правовых актов.
В ст. 2 Закона о водоснабжении даны определения следующим понятиям:
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием
централизованной системы водоотведения;
централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически
связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение
(организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо,
осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и
(или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Частями 7, 8 статьи 31 Закона о водоснабжении водоотведение, в том числе очистка
сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод
отнесены к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения; тариф на
водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод подлежат регулированию.
В силу п. 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв.
постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, регулирование тарифов
осуществляется органами регулирования тарифов.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение формируются в соответствии с
Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном
регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России
от 16.07.2014 № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов
в сфере водоснабжения и водоотведения», другими нормативными правовыми актами,
исходя из экономически обоснованных затрат организации на осуществление
регулируемого вида деятельности.
Разделом IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
предусматривается, что в целях установления тарифов организация обращается в орган
регулирования с соответствующим предложением (заявлением) и приложением к нему
необходимых документов.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения
и водоотведения осуществляется исходя из объема оказанных услуг и величины
необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка, как следует из пункта 2 Основ ценообразования,
представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый
в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для
осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых
значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов
централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на
соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Названные методы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
установлены федеральным законодателем, который в части 1 статьи 32 Закона о
водоснабжении раскрывает их содержание.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования
тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере
водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации,
и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное
водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 32 Закона о водоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации
исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В
предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.),
устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами
и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление
хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого
являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том
числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования (пункт 10).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта
(группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке
определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким
хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на
общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять
с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на
этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается
положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите
конкуренции).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О
естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения с
использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры
относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения ч. 1 ст. 10
Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо
установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном
рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким
положением не основаны на нормах действующего законодательства и приводят либо
могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или)
ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
ЗАО «Курорт Ключи» является организацией, владеющей комплексом
технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для
водоснабжения и водоотведения на территории с. Ключи (водопроводные и
канализационные сети, очистные сооружения), в силу чего, оказывает возмездные услуги
по водоснабжению и водоотведению сторонним потребителям.
Согласно письму Администрации Суксунского городского округа Пермского края
исх. № 125 от 20.09.2022 на территории с. Ключи отсутствуют альтернативные
канализационные сети, обеспечивающие прием и сброс сточных вод от потребителей.
В целях установления доминирующего положения ЗАО «Курорт Ключи» на
товарном рынке водоснабжения и водоотведения конечных потребителей в границах
инженерных сетей, технологически присоединенных к системам коммунального
водоснабжения и канализации ЗАО «Курорт Ключи», находящихся на территории с. Ключи
Суксунского городского округа Пермского края, Пермским УФАС России на основании
части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции
на указанном рынке. Анализ товарного рынка показал, что ЗАО «Курорт Ключи» занимает
доминирующее положение на товарном рынке водоснабжения и водоотведения на
территории с. Ключи Суксунского городского округа Пермского края.
Положение ЗАО «Курорт Ключи» по смыслу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от
17.08.1995 № 147-ФЗ, ч.ч 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, отвечающему признакам
субъекта естественной монополии, признается доминирующим на рынке оказания услуг по
водоснабжению и водоотведению в пределах с. Ключи Суксунского городского округа
Пермского края. Указанный статус налагает на ЗАО «Курорт Ключи» обязанности по
соблюдению требований Закона о водоснабжении, Постановления Правительства РФ от
13.05.2013 № 406 в части необходимости применения регулируемых цен на оказываемые
услуги в сфере водоотведения, а также антимонопольных запретов, установленных ч. 1 ст.
10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что согласно ситуационному плану ЗАО «Курорт Ключи»
(приложение № 1, Решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и
экологии Пермского края от 24.09.2018 б/н «О предоставлении водного объекта в
пользование» ЗАО «Курорт Ключи»), пояснительной записки к графическим материалам,
водоснабжение ЗАО «Курорт Ключи» на хозяйственные и производственные нужды
осуществляется из 6 водозаборных скважин №№ 1/92, 1/74, 2/82, 2/75, 5875 и 6589
(лицензия на право пользования недрами ПЕМ 01849 МЭ, срок действия до 22.02.2036 и
ПЕМ 02659 ВЭ, срок действия до 01.04.2041 г.).
Водоотведение хозяйственно-бытовых, и производственных сточных вод ЗАО
«Курорт Ключи» осуществляется через выпуск № 1 в реку Иргина, водоотведение
производственных сточных вод после водогрязелечебницы осуществляется через выпуск
№ 2 в реку Иргина.
Сброс очищенных сточных вод осуществляется в реку Иргина через два выпуска:
- через выпуск № 1 производится сброс хозяйственно-бытовых и производственных
сточных вод. Сточные воды проходят очистку на биологических очистных сооружениях.
Проектная производительность очистных сооружении механической и биологической
очистки - 700 м3/сут. Год ввода в эксплуатацию - 1980 г., режим работы - круглосуточный.
Водоотведение сточных вод происходит по металлической трубе диаметром 100 мм в реку
Иргина на 10 км от устья. Учет объема сбрасываемых сточных вод осуществляется
расходомером марки «ВЗЛЕТ ЭР» №500385;
- через выпуск № 2 производится сброс производственных сточных вод.
Производственные сточные воды образуются после проведения процедур в
водогрязелечебнице и проходят механическую очистку в очистном сооружении. Очистное
сооружение представляет собой отстойник. Проектная производительность очистных
сооружений механической очистки - 900 м3/сут. Год ввода в эксплуатацию - 1982 г, режим
работы - круглосуточный. Водоотведение сточных вод происходит по трубе в
полиэтиленовом исполнении диаметром 110 мм в реку Иргина на 11 км от устья. Учет
объема сбрасываемых сточных вод осуществляется расходомером марки «ВЗЛЕТ ЭР»
№500385.
Согласно Постановлению Администрации Суксунского городского округа
Пермского края № 399 от 26.06.2021 гарантирующей организацией в сфере оказания услуг
водоснабжения и водоотведения на территории Суксунского городского округа Пермского
края определено Муниципальное унитарное предприятие «Суксунская коммунальная
служба» (далее – МУП «СКС»). При этом доказательств того, что МУП «СКС» в
действительности имеет техническую возможность оказывать услуги водоотведения на
территории с. Ключи, не имеется.
Факт предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению со стороны ЗАО
«Курорт Ключи» сторонним потребителям подтверждается в том числе:
- действующим между ЗАО «Курорт Ключи» (исполнитель) и ООО «Санаторий
Родничок» (абонент) договором от 29.04.2009 о предоставлении услуг по водоотведению в
отношении помещений абонента, расположенных на втором и третьем этажах здания по
адресу: Пермский край, с. Ключи, ул. Заречная, 3, через канализационные сооружения,
непосредственно присоединенные к системам канализации исполнителя. Согласно
техническому паспорту дома № 3 по ул. Заречная от 03.11.2010 в здании имеются
канализационные сети, сброс стоков осуществляется в центральную сеть водоотведения
курорта Ключи;
- действующим между ЗАО «Курорт Ключи» (исполнитель) и ОАО «МРСК Урала»
филиал «Пермэнерго» (абонент) договором от 01.07.2010 № 10-0-1903/2010-КуЭС о
предоставлении услуг по водоснабжению и водоотведению в отношении нежилого здания
(дом отдыха на 12 мест), по адресу: Пермский край, с. Ключи, ул. Заречная, 26, через
канализационные сооружения, непосредственно присоединенные к системам канализации
исполнителя.
Также к сетям водоснабжения и водоотведения ЗАО «Курорт Ключи» подключен
многоквартирный жилой (трехэтажное здание) по адресу: с. Ключи, ул. Курортная, 51
(предоставление услуг подтверждается в т.ч. платежными документами (счета-
извещения)).
ЗАО «Курорт Ключи» был самостоятельно утвержден прейскурант цен на
коммунальные услуги для сторонних организаций (от 01.01.2022, утв. генеральным
директором ЗАО «Курорт Ключи» А.М. Ивановым), согласно которому стоимость 1 куб.м.
холодного водоснабжения составляет 97,50 (117,00 с учетом НДС), прием стоков за 1 куб.м
стоимостью 130,00 руб. (без НДС), 156,00 руб. (с учетом НДС).
При этом, доказательств того, что для ЗАО «Курорт Ключи» данные цены (тарифы)
на водоснабжение и водоотведение утверждались в установленном порядке и организация
обращалась для этого в орган регулирования, не имеется. Следовательно, стоимость услуг
в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемых ЗАО «Курорт Ключи» сторонним
организациям определялась им самостоятельно, что является нарушением требований ч.ч.
7, 8 статьи 31 Закона о водоснабжения, раздела IV Правил регулирования тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения, и, соответственно нарушает антимонопольный запрет,
установленный п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Позиция ЗАО «Курорт Ключи» Комиссией рассмотрена, факт обращения в орган
регулирования в 2023 г., сведения о назначении ответственного должностного лица для
контроля ситуации в части утверждения тарифов, приняты к сведению.
Таким образом, применение ЗАО «Курорт Ключи» при расчетах с потребителями за
оказанные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, не утвержденных органом
регулирования в установленном порядке тарифов на водоснабжение и водоотведение,
является нарушением установленного порядка ценообразования.
С учетом изложенного, довод ответчика об отсутствии злоупотребления им
доминирующим положением отклоняется как противоречащий установленным материалам
дела и основанный на неверном толковании закона.
Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по
причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со
стороны руководства ЗАО «Курорт Ключи».
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного
законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,
частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
2. Признать в действиях (бездействии) ЗАО «Курорт Ключи» нарушение пункта 10
части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в самостоятельном
определении цены (тарифа) на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на
территории с. Ключи Суксунского городского округа Пермского края, что привело либо
могло привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей
3. В связи с обращением ЗАО «Курорт Ключи» в адрес Министерства тарифного
регулирования и энергетики Пермского края с целью утверждения (определения)
правомерных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения – предписание не выдавать.
4. Передать материалы должностному лицу Пермского УФАС России для
рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии Кодексом РФ об
административных правонарушениях.
Председатель комиссии
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны