Решение б/н <...> (далее – заявитель) (вх. № 010748) на действия арбитра... от 9 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе <...>. (вх. № 010748)

«05» июля 2021 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены Комиссии:

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу <...> (далее – заявитель) (вх. № 010748) на действия арбитражного управляющего Кадочникова М.Н. (далее – Организатор торгов) при организации и проведении публичного предложения по реализации имущества должника – Лот №1: земельный участок, КН 59:37:0620702:13, вид разрешенного использования: для использования здания овощехранилища, общая пл. 2991 кв.м. и здание нежилое, КН 59:37:0620702:92, общая пл. 708,60 кв.м., Пермский край, г. Усолье, ул. Т. Шевченко, 43 (идентификационный номер сообщения на сайте ЕФРСБ № 6515961, идентификационный номер на сайте электронной торговой площадки: 084519),

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2021 в Пермское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия финансового управляющего, в которой указано на ограничение доступа к участию в торгах.

30.06.2021 в материалы дела были представлены дополнения к жалобе Заявителя, в которых указано на наличие заинтересованности между победителем торгов и Организатором торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о несостоятельности (банкротстве).

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, к полномочиям антимонопольного органа отнесено, в том числе рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Обязательность проведения торгов по продаже имущества должника установлена статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Из системного толкования указанных выше норм следует, что продажа имущества должника осуществляется в обязательном порядке путем проведения торгов, следовательно, антимонопольный орган, согласно положениям статей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, компетентен рассматривать жалобы на нарушения, допущенные при проведении таких торгов. Данная позиция подтверждается судебной практикой (дела № А78-4877/2012, А27-8217/2012, А55-9783/2012, А60-14102/2013, А65-5818/2013, А23-591/2013, А19-5627/2013, А12-4550/2013), а также Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 г. № 17974/13.

Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника (ч. 9 ст. 110 Закона о банкротстве).

В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений.В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона. Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее также – ЕФРСБ) без опубликования в официальном издании (ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве).

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий (ч. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола. Решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 12 ст. 110 Закона о банкротстве).

Согласно ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

В случае проведения закрытых торгов к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.

При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.

Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.

Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.

Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в котором указываются: наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов; предложения о цене предприятия, представленные каждым участником торгов в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия; результаты рассмотрения предложений о цене предприятия, представленных участниками торгов; наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, предложившего наиболее высокую цену предприятия по сравнению с предложениями других участников торгов, за исключением предложения победителя торгов (в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия), или участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене предприятия в ходе аукциона (в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия); наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя торгов; обоснование принятого организатором торгов решения о признании участника торгов победителем (ч. 15 ст. 110 Закона о банкротстве).

2. Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2020 года <...> (далее по тексту – должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден Кадочников Максим Николаевич (ИНН 591101599873, адрес для корреспонденции: 614036, г. Пермь, ул. Комбайнеров, 34-17), член Некоммерческого партнерства «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса».

Согласно сообщению о проведении торгов на сайте ЕФРСБ № 6515961, торги проводятся в форме публичного предложения. Дата и время начала подачи заявок - 22.04.2021 12:00, дата и время окончания подачи заявок – 28.06.2021 12:00.

Спорные торги объявлены в отношении Лота №1: земельный участок, КН 59:37:0620702:13, вид разрешенного использования: для использования здания овощехранилища, общая пл. 2991 кв.м. и здание нежилое, КН 59:37:0620702:92, общая пл. 708,60 кв.м., Пермский край, г. Усолье, ул. Т. Шевченко, 43

Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2020 г. по делу № А50-27297/2019 установлено Положение о реализации спорного имущества.

В части довода о неправомерном отклонении Заявителя от участия в торгах Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

Согласно ч. 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве, имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 12 статьи 110 Закона о банкротстве, решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Протоколу об определении участников торгов №84519, за период с 15.06.2021 12:00:00 по 21.06.2021, Заявителю торгов было отказано в допуске к участию в торгах с указанием следующего основания: «1. Сумма задатка не равна 50% от цены, действующей на дату подачи заявки соответствующего периода. 2. Заявка не подписана живой подписью заявителя. 3. Подпись нанесенная на заявку отличается от подписи в агентском договоре. 4. Нарушение п. 12 положения. К заявке прикладываются следующие документы: сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику. Документ не приложен. 5. В заявке не верно указан период проведения торгов».

Организатор торгов в своих пояснениях по вопросу отклонения Заявителя от участия в торгах указал следующее.

Пунктом 9 Положения о реализации имущества установлен размер задатка 50% от действующей цены на дату подачи заявки.<...>, в нарушении данного пункта внес в качестве задатка сумму, превышающую 50% от действующей цены. В соответствии с п. 1.1 Договора о задатке сумма задатка равна 50% от стоимости имущества, т.е. 718 200 руб.

У Организатора торгов возникли сомнения относительно подписи нанесенной на заявку и подписи в агентском договоре. Заявитель <...> личную подпись в заявке не оставила. Подпись представителя/агента претендента в заявке, договоре задатка визуально не соответствует подписи в паспорте гражданина РФ. Подписание заявки электронной квалифицированной подписью не исключает необходимость подписания заявки рукописной подписью. Из предоставленных документов, по мнению Организатора торгов, видно, что подпись была наложена с использованием аппаратно-программных средств.

В соответствии с п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Пунктом 10.3.1 Регламента электронной площадки установлено, что заявка должна содержать сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий (для торгов, проводимых в делах о несостоятельности (банкротстве)). Аналогичные требования содержатся в п. 12 Положения о реализации.

На обозрение Комиссии Пермского УФАС России представлена заявка <...> в полном объеме, из анализа которой следует, что участник представил на участие в торгах следующие документы:

-Агентский договор № 27 от 19.06.2021 г., заключенный между <...>. (Агент) и <...>. (Принципал);

-Доверенность от 21.06.2021 г.;

-Договор о задатке от 18.06.2021 г.;

-Заявка на участие в торгах посредством публичного предложения по продаже имущества должника;

-ИНН <...>;

-ИНН<...>.;

-Платежное поручение № 50-1 от 17.06.2021 г. на сумму 720 000 руб.;

-Паспорт <...>;

-Паспорт <...>.

Из анализа представленных документов следует, что заявка на участие в торгах направлена <...>., действующим, согласно Агентскому договору, в интересах <...> (Принципала). Так, установлено, что Заявка, а также все приложенные к ней документы подписаны квалифицированной электронной подписью самого <...>., исходя из чего Комиссия приходит к выводу, что заявка на участие в торгах подана от самого <...>. (в интересах <...>.). Организатором торгов указанное обстоятельство не оспаривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в рассматриваемом случае отклонение от участия в торгах Заявителя Организатором торгов на основании отсутствия на заявке живой подписи признается Комиссией неправомерным.

Далее, в части отсутствия в составе заявки сведений о наличии или об отсутствии заинтересованности <...>. (п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве) Комиссией установлено, что в составе заявки <...>. имеется декларация, согласно которой он Претендент, не являющийся заинтересованным лицом по отношению к должнику <...>, кредиторам, арбитражному управляющему Кадочникову Максиму Николаевичу. В капитале заявителя арбитражный управляющий и саморегулируемая организация, членом которой он является, не участвуют. Претендент не является саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий. Претендент ознакомлен и согласен со сведениями, изложенными в извещении о проведении торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в составе заявки <...>. предоставлены сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности.

Далее, в части указания заявке, по мнению Организатора торгов, неверного периода проведения торгов, ставшим основанием для отклонения заявки, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что требование об отражении в составе заявки периода проведения публичного предложения не установлено ни Законом о банкротстве, ни Положением о реализации имущества, ни сообщением о проведении торгов, в связи с чем, предъявление данного требования к участникам торгов является избыточным и в рассматриваемом случае не может применяться.

Довод Организатора торгов о том, что подпись, нанесенная на заявке, отличается от подписи в агентском договоре является несостоятельным, поскольку в установленном законом порядке агентский договор не признан недействительным в связи с данными обстоятельствами.

Вместе с тем, Комиссия, равно как и Организатор торгов не имеет правовых оснований для признания подписи в представленных документах не соответствующей.

Также Комиссия Пермского УФАС России сообщает, что оплата участником задатка в размере более установленного Организатором торгов не может быть признано нарушением при подаче заявки, так как содержит необходимую сумму, и подтверждает намерение участника на приобретение имущества, что отвечает целям для которых указанное Законом о банкротстве требование установлено.

Исходя из изложенного, указанные Организатором торгов основания для отклонения заявки <...>. являются неправомерными. Заявка Заявителя не могла быть отклонена от участия в торгах по формальным основаниям.

Комиссия, установив все изложенные выше обстоятельства, полагает важным отметить, что действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Исходя из анализа доводов жалобы, возражений Организатора торгов, иных документов, представленных в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

В рассматриваемом случае в действиях Организатора торгов имеются нарушения п. 11, 12 Закона о банкротстве.

Кроме того, Комиссией Пермского УФАС принято решение об отсутствии возможности выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписания, предусмотренного частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в силу того, что 22.06.2021 г. между должником – <...>  и победителем торгов – <...>  заключен договор купли-продажи №84519 от 22.06.2021 г. Вопросы расторжения и изменения договорных отношений принадлежат к категории гражданско-правовых споров, рассматриваемых в судебном порядке, и не относятся к компетенции антимонопольного органа. (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30).

В части довода о наличии заинтересованности между победителем торгов и Организатором торгов Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В соответствии с п. 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В материалы дела не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о наличии заинтересованности между победителем торгов и Организатором торгов, в связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения и признан Комиссией Пермского УФАС необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> (далее – заявитель) (вх. № 010748) на действия арбитражного управляющего Кадочникова М.Н. (далее – Организатор торгов) при организации и проведении публичного предложения по реализации имущества должника – Лот №1: земельный участок, КН 59:37:0620702:13, вид разрешенного использования: для использования здания овощехранилища, общая пл. 2991 кв.м. и здание нежилое, КН 59:37:0620702:92, общая пл. 708,60 кв.м., Пермский край, г. Усолье, ул. Т. Шевченко, 43 (идентификационный номер сообщения на сайте ЕФРСБ № 6515961, идентификационный номер на сайте электронной торговой площадки: 084519), обоснованной;
  2. Установить в действиях Организатора торгов Арбитражного управляющего Кадочникова М.Н. нарушения п. 11, 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  3. Предписание не выдавать.

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                         <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                            <...>

 

 

                                                                                                                                           <...>

 

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны