Заключение (комиссия) №394/24 Заключение 059/01/17-921/2023 от 17 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Главное управление федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю

614000, г. Пермь, ул. Н. Островского, 25

oto@59.fsin.su, gufsin59@mail.ru,

uto_perm@mail.ru

 

ООО «Арена»

196084, г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., 247
info@arenka.ru, law@arenka.ru

 

ООО «Я Сервис»

153009, Ивановская область, Ивановский район, д. Бухарово, д. 16

buh@trade-planet.ru

 

ЗАО «Профессионал Сервис»

105118, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 22, стр.1

Tender@prof-servis.ru

 

ООО «Торговое оборудование»

660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 18

to109@2531111.ru

 

<...>

 

<...>

 

ООО «Гранит»

644082, г. Омск, ул. Бетховена, д. 30

a.cheretskih@alfa-biz.ru

 

АО «Чувашторгтехника»

428020, г. Чебоксары, Базовый проезд, 28,

sales@abat.ru

 

АО «Контакт»

424026, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса,

д. 133

kontakt@mari-el.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 059/01/17-921/2023

 

«17» января 2024 года г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-921/2023 в составе:

Председатель Комиссии:

<...>., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

рассмотрев дело № 059/01/17-921/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (ИНН 5902291220, ОГРН 1125900002953) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении характеристик товаров, изложенных в описании предмета закупки, единственному производителю при организации и проведении электронного аукциона на право поставки оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный) (извещение № 0156100008723000009 на официальном сайте ЕИС в сети «Интернет»), что привело или могло привести к ограничению количества участников закупки, которые могли поставить аналогичные товары других марок,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) поступило заявление ООО «Арена» (вх. № 6428-ЭП/23, в том числе, направленное Прокуратурой Пермского края (вх. № 11471/23) и ФАС России (вх. № 11982-ЭП/23), (далее – Заявитель, Общество, Поставщик) о наличии возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (ИНН 5902291220, ОГРН 1125900002953) (далее также – ГУФСИН по Пермскому краю, Заказчик) при организации и проведении электронного аукциона на право поставки оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный) (извещение № 0156100008723000009 на официальном сайте ЕИС в сети «Интернет»).

По итогам рассмотрения указанного заявления в действиях Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю были установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении характеристик товаров, изложенных в описании предмета закупки, единственному производителю при организации и проведении электронного аукциона на право поставки оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный) (извещение № 0156100008723000009 на официальном сайте ЕИС в сети «Интернет»), что привело или могло привести к ограничению количества участников закупки, которые могли поставить аналогичные товары других марок.

На основании Приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 82/23 от 16.08.2023 г. Пермским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-921/2023 в отношении Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (ИНН 5902291220, ОГРН 1125900002953), по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.08.2023 г. (исх. № 8330/23 от 16.08.2023 г.) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.08.2023 г. К участию в деле в качестве заявителя привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Арена» (ИНН: 7810037080, 196084, г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., 247), в качестве ответчика – Главное управление федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (ИНН 5902291220, 614000, г. Пермь, ул. Н. Островского, 25).

На заседании Комиссии Пермского УФАС России 31.08.2023 г. представителем ООО «Арена» указано, что разъяснения положений документации спорной закупки не были направлены ГУФСИН России по Пермскому краю в связи с истечением срока на его подачу. Установление спорного показателя, по мнению Общества, изначально расценивалось как техническая ошибка, описка. Далее Обществом была подана заявка на участие в электронном аукционе, по результатам которого ООО «Арена» признано победителем закупки. Сторонами заключен государственный контракт на поставку пищеварочных котлов. Характеристики, установленные в Техническом задании Заказчика, по мнению Общества, соответствуют только производителю товаров, обладающему торговой маркой «Abat». Заявитель посчитал указанные действия Заказчика нарушением антимонопольного законодательства, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в антимонопольный орган, а также в суд.

К моменту рассмотрения в адрес Пермского УФАС России были представлены письменные пояснения Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (вх. № 13012-ЭП/23), которое были изложены представителями Заказчика. Содержание пояснений ГУФСИН России по Пермскому краю сводятся к следующему.

ООО «Арена» являлось участником спорной закупки и было признано ее победителем. В составе заявки ООО «Арена» были указаны характеристики поставляемого товара в точном соответствии с Техническим заданием Заказчика. В частности, ООО «Арена» предложил к поставке котел пищеварочный КПЭТ 60/9 Цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов), котел пищеварочный КПЭТ 160/9 Цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов), котел пищеварочный КПЭТ 250/9 Цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов). У Закупочной комиссии отсутствовали основания для принятия решения об отклонении такой заявки от участия в электронном аукционе в силу полного соответствия установленным требованиям.

28.03.2023 г. сторонами заключен государственный контракт № ЭА.2023.009 на поставку оборудования и инвентаря продовольственной службы – котлов пищеварочных на сумму 3 345 852,88 рублей (№ 159022922023000074 в ЕИС).

29.03.2023 г. поставщиком в адрес Заказчика были направлены на проверку документы на согласование. В комплект документов входил счет от 28.03.2023 № 126; универсальный передаточный документ от 31.03.2023 № 108; Паспорт и руководство по эксплуатации на котлы пищеварочные электрические тепловые типа КПЭТ 60/9, КПЭТ 100/9, КПЭТ 160/9, КПЭТ 250/9; декларация о соответствии регистрационный номер ЕАЭС № RU Д-RU.АД10.В.00468/18. При этом в указанных документах отсутствовали указания на то, что все представляемые котлы имеют или не имеют сварной шов варочного сосуда. Таким образом, Заказчик на момент проверки документов, направленных на проверку поставщиком, не располагал информацией о несоответствии характеристик условиям контракта.

03.04.2023 г. ООО «Арена» осуществлена поставка товара грузополучателю Государственного заказчика (ФКУ БМТ и ВС ГУФСИН России по Пермскому краю) с нарушением условий Контракта. Товар не принят по причине несоответствия характеристик поставленного товара условиям, указанным в Спецификации (приложение 1 к Государственному контракту), а именно: в Спецификации указано на цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)). На стадии осмотра груза установлено, что все поставленные сосуды пищеварочных котлов имеют сварные швы, о чем был составлен мотивированный отказ от приемки Товара в полном объеме, оформлен документ о приемке от 03.04.2023 г. № 2, мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 03.04.2023 г. № 2, мотивированный отказ № 1 от 03.04.2023 г., подписанный членами приемочной комиссии грузополучателя, заключение экспертизы приемочной комиссии грузополучателя. Данный отказ размещен в ЕИС 07.04.2023 г.

ГУФСИН России по Пермскому краю не согласен с доводами Поставщика о неверном описании объекта закупки, считает, что описание объекта закупки соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и не ограничивает количество участников закупки по следующим основаниям.

При описании объекта закупки Заказчиком применялась позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечении государственных и муниципальных нужд - № 27.51.28.120-00000002. В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных настоящим положением.

Таким образом, по мнению ГУФСИН России по Пермскому краю, описание объекта закупки к извещению о проведении электронного аукциона от 27.03.2023 г. № 0156100008723000009 было составлено в соответствии с позицией КТРУ № 27.51.28.120-00000002, в том числе в отношении показателя № 12 «наличие цельнотянутого варочного сосуда (без сварных швов)» заказчиком исполнена обязанность по обоснованию включения данного показателя в описание товара и обусловлено безопасностью эксплуатации, прочности конструкции.

Заявленные требования к товару для нужд заказчика установлены исходя из потребностей заказчика и необходимы для качественного исполнения заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности в первую очередь для обеспечения безопасности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осуществляющих приготовление пищи, а также личного состава УИС.

При формировании объекта закупки и в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта были направлены запросы потенциальным поставщикам. В ответ на запросы Заказчиком были получены три коммерческих предложения, в которых было указано на характеристику товара – цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов) без указания на производителя такого товара.

На момент размещения закупки Заказчик не знал о наличии одного производителя котлов пищеварочных, подходящих под описание объекта закупки. Поставщиком Заказчику не направлялись запросы на разъяснение положений Извещения об осуществлении закупки, равно как и другими участниками, что свидетельствует, по мнению заказчика, о том, что Поставщику на момент подачи заявки были понятны условия исполнения контракта и характеристики требуемого к поставке товара.

Заказчиком было установлено, что АО «ЧУВАШТОРГТЕХНИКА» является производителем профессионального кухонного оборудования, в том числе указанных пищеварочных котлов и осуществляет оптовую поставку для своих клиентов, при этом обладает широкой сетью дистрибьюторов и дилеров (более 80-ти представителей) производимой им продукции на территории Российской Федерации. Участником закупки может выступать любое лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, но готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.

На участие в аукционе помимо Заявителя было подано еще 6 заявок. Среди них двое предлагали товар под торговой маркой Abat. Наличие единственного производителя по мнению заказчика само по себе не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом аукциона являлась поставка товара, а не его изготовление и на участие в закупке подано больше двух заявок.

Таким образом, на заседании Комиссии Пермского УФАС России представители Заказчика фактически подтвердили информацию о том, что товар с установленными характеристиками способен изготовить только один производитель. Вместе с тем, Заказчик полагает, что указанное обстоятельство не может свидетельствовать об ограничении конкуренции в силу того, что на участие в закупке было подано 7 заявок.

В ответ на вопрос Председателя Комиссии Пермского УФАС России об основании расторжения государственного контракта представителями ГУСИН России по Пермскому краю даны пояснения, согласно которым причиной расторжения контракта являлось несоответствие поставленного товара характеристикам, указанным как в заявке Общества, так и в государственном контракте. Обществом в составе заявки были представлены недостоверные сведения в отношении объекта закупки.

В ответ на запрос Председателя Комиссии Пермского УФАС России представители ГУФСИН России по Пермскому краю подтвердили, что блокирующей позицией описания объекта закупки является характеристика «цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)».

В ответ на вопрос Председателя Комиссии Пермского УФАС России о том, в связи с чем была установлена данная характеристика Представителями Заказчика было указано, что цельнотянутые котлы без сварных швов обладают улучшенными характеристиками, имеют большую стоимость.

В ответ на вопрос Председателя Комиссии Пермского УФАС России о том, имеются ли у Заказчика подтверждение озвученного ранее тезиса, в частности, экспертное заключение, подтверждающее информацию о том, что цельнотянутые пищеварочные котлы обладают лучшими характеристиками по сравнению с пищеварочными котлами со сварными швами представители ГУФСИН России по Пермскому краю пояснили, что таких доказательств не имеется.

Также на рассмотрении дела представителем Заявителя указано, что испытания указанных котлов Заявителем не проводились, но были направлены запросы производителям пищеварочных котлов, а также Заказчику в части таких характеристик. Указанные сведения представлены вместе с обращением. По мнению ООО «Арена», пищеварочный котел со сварными швами является более качественным, менее хрупким по сравнению с цельнотянутым пищеварочным котлом. Потребность Заказчика, составляющая предмет настоящего дела, была реализована путем проведения закупки малого объема. По мнению Заявителя необходимо наличие не менее двух производителей спорного товара для соблюдения требований антимонопольного законодательства си предоставления возможности осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, к которым относится ООО «Арена».

Комиссия Пермского УФАС России, заслушав пояснения, изучив документы, представленные сторонами, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов и отложении рассмотрения дела до 21.09.2023 г. (Определение от 31.08.2023 г., исх. № 8993/23 от 05.09.2023 г.), а также о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц производителей спорного товара: АО «Чувашторгтехника» (ИНН: 2128002220, адрес: 428020, г. Чебоксары, Базовый проезд, 28), АО «Контакт» (ИНН: 1215013114, адрес: 424026, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133), а также участников спорной закупки: ООО «Я Сервис» (ИНН: 3711049859; адрес: 153009, Ивановская область, Ивановский район, д. Бухарово, д. 16), ЗАО «Профессионал Сервис» (ИНН: 7719812163, адрес: 105118, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 22, стр.1), ООО «Торговое оборудование» (ИНН: 2466232258, адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 18), ИП Миннулина А.Ш. (ИНН: 590601680520, адрес: 614077, г. Пермь, б-р Гагарина, 58А – 82), ИП Мифтахутдинова Л.Х. (ИНН: 165713415569, 420126, г. Казань, ул. Адоратского, д. 19, кв. 92), ООО «Гранит» (ИНН: 5507238698, адрес: 644082, г. Омск, ул. Бетховена, д. 30) (Определение от 31.08.2023 г., исх. № 8992/23 от 05.09.2023 г.).

Также Комиссией в Определении об отложении рассмотрения дела от 31.08.2023 г. были запрошены необходимые сведения. ГУФСИН России по Пермскому краю, ООО «Арена», АО «Чувашторгтехника», АО «Контакт» необходимо было представить сведения о сравнительных характеристиках (показателях) прочности и качества товара «котел пищеварочный со сварными швами» и товара «котел пищеварочный с характеристикой «цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)» (в том числе с указанием сравнения эксплуатационной прочности использования таких товаров между собой).

К моменту рассмотрения в адрес антимонопольного органа направлены письменные пояснения АО «Чувашторгтехника» (вх. № 13839-ЭП/23 от 14.09.2023 г.), согласно которым заводом АО «Чуваштортехника» выпускается номенклатура изделий, включающих в себя котлы пищеварочные электрические с цельнотянутым сосудом. В процессе изготовления используются новаторские методы разработки и производства, что подтверждается высоким качеством выпускаемых изделий и соответствующими документами, выданными по результатам испытаний:

  1. ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» - протокол испытаний № 22325ИЛНВО испытательный центр ООО «Проммаш Тест» (RA.RU.21BC05), №S2-072-22 от 04.08.2022.

  2. ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», - испытательный центр АНО «ЦИиС Союз» (RA.RU.21ME46).

  3. ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» - протоколы испытаний № 33Н/3-29.11/17, №34Н/3.29.11/17 от 29.11.2017, выданы испытательным центром «Certification Group» и «HARD GROUP, аттестат аккредитации №RA.RU.21ЩИ01.

По существу рассматриваемого дела АО «Чувашторгтехника» пояснило, что в процессе эксплуатации пищеварочных котлов сосуды подвержены знакопеременным нагрузкам и требует от конструкции большой надежности. При изготовлении сосудов котлов с применением сварного соединения обечайки сосуда и дна необходимо проводить механическую зачистку места сварки, что приводит к утонению области сварного шва. Также в месте сварки происходит выгорание легирующих элементов и при отсутствии должного контроля за технологическими процессами может образовываться коррозия и трещины в процессе эксплуатации котла. При изготовлении сосуда котла методом штамповки из единой заготовки (цельнотянутый котел – технология, применяемая АО «Чувашторгтехника») повышается надежность котла, так как нет возможного элемента ненадежности (сварного шва) и происходит упрочнение металла при штамповочной операции.

При изготовлении вышеуказанной позиции ОА «Чувашторгтехника» использует металл толщиной 2,0 мм.

В связи с вышеуказанными фактами и основываясь на сравнительной характеристике применяемых толщин цельнотянутые сосуды, выполненные из металла толщиной от 2,0 мм, которые входят в состав изделия Котел пищеварочный электрический производства АО «Чувашторгтехника» превосходит по качеству сварные сосуды, выполненные из толщины металла 1,5 мм других производителей по надежности и своим эксплуатационным качества.

Также в материалы дела представлены письменные пояснения ГУФСИН России по Пермскому краю (вх. № 14135-ЭП/23 от 20.09.2023), согласно которым отличительной характеристикой товара, производства АО «Контакт» и АО «Чувашторгтехника» является материал сосуда, а именно – АО «Контакт» - нержавеющая сталь AISI 304 толщиной 1,5 мм; АО «Чувашторгтехника» - нержавеющая сталь AISI 304 толщиной 2 мм.

Кроме этого, в материалы дела представлено мнение ООО «Арена» на дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-921/2023 (вх. № 13839-ЭП/23 от 18.09.2023 г.), в котором общество обратило внимание на то, что на рассмотрении дела представитель Заказчика не отрицал, что данные требования по описанию объекта закупки соответствуют продукции Abat. Сведения о сравнительных характеристиках (показателях) прочности и качества товара «котел пищеварочный со сварными швами» и товара «котел пищеварочный с характеристикой «цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)» от АО «Контакт» в материалы дела представлены не были. По мнению Общества на заседании Комиссии представитель Заказчика не опроверг доводы Заявителя, а также не представил доказательств возможности поставки товаров, входящих в предмет закупки, с указанными в документации характеристиками, иного производителя. Заявитель ООО «АРЕНА» указывает на нарушения положения статьи 33 Закона о конкуренции выражающиеся во включении требования (цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов) к закупаемому товару котлов пищеварочных, которое свидетельствует о его конкретном производителе под торговой маркой Abat (АО «Чувашторгтехника»). При этом заявитель не ставил вопрос о прочности и качества товаров «котел пищеварочный со сварными швами» других производителей и товара производителя под торговой маркой Abat «котел пищеварочный с характеристикой «цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов). Общество полагает, что данное выяснение сравнительных характеристик прочности и качества не относится к настоящему делу и не ответит на вопрос о нарушении Закона о конкуренции и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. По мнению Общества, основной вопрос, который должен быть рассмотрен комиссией является ли запрашиваемый Заказчиком котел пищеварочный указанный в закупочной документации с показателем цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов) подходящим к единственному производителю под торговой маркой Abat, что ограничивает участников закупки и большинство производителей котлов пищеварочных.

Также в материалы дела представлено письмо участника закупки ООО «Гранит», выступающего в качестве заинтересованного лица, (вх. № 14274-ЭП/23 от 21.09.2023 г.), согласно которому ООО «Гранит» консолидировано поддерживает жалобу ООО «Арена», полагает, что Заказчиком установлены избыточные и конкретизированные требования по ряду условий к параметрам оборудования: котел пищеварочный должен иметь цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов), что в настоящее время представлено только у моделей котлов пищеварочных торговой марки Abat, что ограничивает большинство производителей котлов пищеварочных, например, производящих колы пищеварочные с формами рабочего сосуда со сварными швами, не уступающих по своим функциональным и эксплуатационным свойствам указанному выше котлу пищеварочному (невозможны к поставе котлы производителя АО «Контакт» и других многочисленных производителей).

На заседании Комиссии Пермского УФАС России 21.09.2023 г. представителем ООО «Арена» выражено желание ознакомиться с представленным АО «Чувашторгтехника» письмом.

Комиссия Пермского УФАС России, заслушав пояснения, изучив документы, представленные сторонами, пришла к выводу о необходимости предоставления возможности ознакомления с представленными в материалы дела документами, получения дополнительной информации и сведений и отложении рассмотрения дела до 09.10.2023 г. (Определение от 21.09.2023 г., исх. № 9786/23 от 26.09.2023 г.),

05.10.2023 г. поступило ходатайство ГУФСИН России по Пермскому краю (вх. № 15007-ЭП/23) об ознакомлении с представленным мнением ООО «Гранит».

До рассмотрения жалобы ООО «Арена» и ГУФСИН России по Пермскому краю ознакомились с представленными в материалы дела документами.

На заседании Комиссии Пермского УФАС России 09.10.2023 г. представителем ООО «Арена» поставлен под сомнение вопрос возможности сопоставления характеристик спорных товаров по качеству, так как это не корреспондирует положениям Закона о защите конкуренции.

После объявленного перерыва, 09.10.2023 г. Комиссия вновь определила отложить рассмотрение дела в целях запроса дополнительной информации до 30.10.2023 г. (Определение от 09.10.2023 г., исх. № 10508/23 от 13.10.2023 г.).

Комиссией Пермского УФАС России в адрес ООО «Промэкспертиза», Центра сертификации и декларирования продукции и оборудования, экспертиза промышленной безопасности, ОС ООО «Энерготест», Органа по сертификации «СЕРКОНС» (исх. № 10666/23 от 17.10.2023) направлен запрос о представлении сведений о сравнительных характеристиках (показателях) прочности и качества товара «котел пищеварочный со сварными швами» и товара «котел пищеварочный с характеристикой «цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)» (в том числе с указанием сравнения эксплуатационной прочности использования таких товаров между собой).

К моменту рассмотрения дела ответы на указанный выше запрос в материалы дела не поступили.

На заседании Комиссии Пермского УФАС России 30.10.2023 г. Комиссия вновь определила отложить рассмотрение дела на 27.11.2023 г. с целью получения ответа на направленные запросы в адрес экспертных организаций.

23.11.2023 г. в материалы дела поступило ходатайство ООО «Арена» (вх. № 16787-ЭП/23) об ознакомлении с материалами дела, а именно с протоколами заседаний.

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.

На основании изложенного 08.11.2023 г. Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до 16.05.2024 г. (Определение исх. № 11473/23 от 09.11.2023 г.).

На заседании Комиссии Пермского УФАС России 27.11.2023 г. представителем Общества с ограниченной ответственностью «Арена» заявлено ходатайство о приобщении в материалы дела фрагмента записи заседания с признанием должностных лиц являющихся действующими сотрудниками ГУФСИН по Пермскому краю, действий, направленных на ограничение конкуренции при проведении открытого аукциона № 0156100008723000009 на поставку оборудования и инвентаря продовольственной службы, представителем Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю дополнительных пояснений по обстоятельствам рассматриваемого дела представлено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно ч. 5 ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Исследовав материалы дела, Комиссия антимонопольного органа определила отложить рассмотрение дела до 25.12.2023 г. в связи с подготовкой и направлением лицам, участвующим в деле, заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного ст. 48.1 Закона о защите конкуренции (Определение исх. № 12405/23 от 30.11.2023 г.).

В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных документов и сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В силу пункта 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом диспозиция части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является альтернативной, поскольку в качестве квалифицирующего признака запрещенных действий предусматривается как реальная возможность, так и угроза наступления последствий в виде ограничения конкуренции.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части установленной ст. 1 Закона о контрактной системе.

Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.

Аналогичная позиция содержится в п. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017г.).

Изложенное свидетельствует о недопустимости включения в описание предмета закупки товара, соответствующего единственному производителю, без указания на возможность поставки эквивалента такого товара.

Заказчик как инициатор закупочной процедуры, обязательной к проведению в силу требования действующего законодательства, формируя закупочную документацию, обязан проверить ее на соответствие требованиям законодательства в сфере закупок. В связи с этим Заказчик обязан убедиться в реальной возможности поставки эквивалентного товара и, как следствие, доказать это контрольному органу. В противном же случае требование закона об обязательной возможности поставки эквивалентного товара нивелируется простой фразой о возможности поставки эквивалента без действительной такой возможности.

Вместе с тем, указание в документации особых характеристик товара само по себе не может быть признано ограничением конкуренции в случае, если такие товары необходимы заказчику с учетом специфики их использования.

Таким образом, включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

07.03.2023 г. на официальном сайте закупок Главным управлением федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее – ГУФСИН по Пермскому краю, Заказчик) опубликовано извещение № 0156100008723000009 о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный) (далее – Извещение).

Согласно Приложению 1 к Извещению «Описание объекта закупки» к поставке требуется: Котел пищеварочный (КТРУ – 27.51.28.120-00000002) в трех конфигурациях с указанием технических характеристик таких товаров. В частности, все котлы должны иметь цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов).

В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0156100008723000009 от 17.03.2023 г., опубликованным на официальном сайте закупок, на участие в закупке подано 7 заявок, 4 из которых признаны соответствующими требованиям Извещения.

Победителем закупки признано ООО «Арена», с которым 28.03.2023 г. Заказчиком был заключен контракт № ЭА.2023.009 (№ 1590229122023000074) на поставку оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный).

Заявителем к поставке были предложены: Котел пищеварочный КПЭТ60/9, Котел пищеварочный КПЭТ160/9, Котел пищеварочный КПЭТ250/9 производства АО «Контакт».

21.07.2023 г. на официальном сайте ЕИС опубликовано Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с несоответствием поставляемого товара требованиям, указанным в пп. а п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно Приложению №1 «Описание объекта закупки» к Извещению № 0156100008723000009 Заказчиком требовались к поставке следующие товары:

1. Котел пищеварочный (КТРУ – 27.51.28.120-00000002)

Тип – Электрический;

Режимы работы – Варка;

Рабочий объем – ≥ 60 ≤ 150;

Необходимое напряжение сети – 380 Вольт;

Наличие перемешивающего устройства – Нет;

Наличие душирующего устройства для очистки котла – Нет;

Опрокидывание котла – Ручное;

Регулирование величины мощности нагрева котла – Наличие;

Материал - Нержавеющая сталь марки AISI 304;

Регулируемые по высоте ножки – Наличие;

Сливной кран – Наличие;

Цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов) – Наличие;

Электроконтактный манометр для регулирования давления внутри рубашки, расположен на панели управления – Наличие;

Датчик сухого хода – Наличие;

Автоматическое отключение нагрева при отсутствии воды – Наличие.

2. Котел пищеварочный (КТРУ – 27.51.28.120-00000002)

Тип – Электрический;

Режимы работы – Варка;

Рабочий объем – >150 ≤ 250;

Необходимое напряжение сети – 380 Вольт;

Наличие перемешивающего устройства – Нет;

Наличие душирующего устройства для очистки котла – Нет;

Опрокидывание котла – Ручное;

Регулирование величины мощности нагрева котла – Наличие;

Материал - Нержавеющая сталь марки AISI 304;

Регулируемые по высоте ножки – Наличие;

Сливной кран – Наличие;

Цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов) – Наличие;

Электроконтактный манометр для регулирования давления внутри рубашки, расположен на панели управления – Наличие;

Датчик сухого хода – Наличие;

Автоматическое отключение нагрева при отсутствии воды – Наличие.

3. Котел пищеварочный (КТРУ – 27.51.28.120-00000002)

Тип – Электрический;

Режимы работы – Варка;

Рабочий объем – >250 ≤ 350;

Необходимое напряжение сети – 380 Вольт;

Наличие перемешивающего устройства – Нет;

Наличие душирующего устройства для очистки котла – Нет;

Опрокидывание котла – Ручное;

Регулирование величины мощности нагрева котла – Наличие;

Материал - Нержавеющая сталь марки AISI 304;

Регулируемые по высоте ножки – Наличие;

Сливной кран – Наличие;

Цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов) – Наличие;

Электроконтактный манометр для регулирования давления внутри рубашки, расположен на панели управления – Наличие;

Датчик сухого хода – Наличие;

Автоматическое отключение нагрева при отсутствии воды – Наличие.

ГУФСИН России по Пермскому краю представило пояснительную записку (вх. № 9665-ЭП/23 от 30.06.2023 г.), согласно которой формирование закупочной документации Заказчиком было основано на полученных ценовых (коммерческих) предложениях (ИП Мокрушиной А.П., ООО «АБАТ ТД», ООО «Торговый дом Пищевые технологии»), в которых отсутствовали сведения о производителе товара. На момент размещения закупки Заказчик не располагал сведениями и не располагает в настоящее время о наличии товара эквивалентного товару Abat производителя АО «Чувашоргтехника».

31.07.2023 г. поступил ответ ГУФСИН России по Пермскому краю, согласно которому Заказчиком исполнена обязанность по обоснованию включения характеристики «цельнотянутый сосуд (без сварных швов)» в описании объекта закупки, что обусловлено безопасностью эксплуатации, прочностью конструкции. АО «Чувашоргтехника» является производителем пищеварочных котлов КПЭМ-60/9Т, КПЭМ-160/9Т и КПЭМ-250/9Т, подходящих под описание объекта закупки, является производителем профессионального кухонного оборудования, в том числе указанных котлов пищеварочных и осуществляет оптовую поставку для своих клиентов, при этом обладает широкой сетью дистрибьюторов и дилеров, производимой им продукции на территории Российской Федерации. Данная информация размещена на официальном сайте по ссылке https://abat.ru/prodavtsy-oborudovaniya/. Следовательно, участником закупки может выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, но готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Изложенная позиция также была представлена в материалы дела.

Кроме этого, на заседании Комиссии представителями Заказчика было подтверждено, что в описании объекта закупки присутствует блокирующая характеристика «цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)».

Заказчиком в адрес антимонопольного органа были направлены коммерческие (ценовые) предложения ИП Мокрушиной А.П., ООО «АБАТ ТД», ООО «Торговый дом Пищевые технологии», на основании которых было сформировано описание объекта закупки.

31.07.2023 г. (исх. № 7640/23) в адрес ИП Мокрушиной А.П. направлен запрос о необходимости предоставления сведений о производителе товаров, содержащихся в коммерческом предложении, направленном в адрес Заказчика.

01.08.2023 получен ответ ИП Мокрушиной А.П. (вх. № 11343-ЭП/23), согласно которому в коммерческом предложении содержались характеристики котлов пищеварочных марки «Абат» производства АО «Чувашторгтехника».

31.07.2023 г. (исх. № 7641/23) в адрес ООО «АБАТ ТД» направлен запрос о необходимости предоставления сведений о производителе товаров, содержащихся в коммерческом предложении, направленном в адрес Заказчика.

31.07.2023 г. получен ответ ООО «АБАТ ТД» (вх. № 11312-ЭП/23), согласно которому в коммерческом предложении содержались характеристики котлов пищеварочных марки «Абат» производства АО «Чувашторгтехника».

31.07.2023 г. (исх. № 7642/23) в адрес ООО «Торговый дом Пищевые технологии» направлен запрос о необходимости предоставления сведений о производителе товаров, содержащихся в коммерческом предложении, направленном в адрес Заказчика.

Ответ на запрос в материалы заявления не поступил.

Также Заказчиком представлены заявки участников закупки, а именно: ООО «Арена», ООО «Торговое оборудование», ИП Минуллиной А.Ш., ООО «Я сервис», ЗАО «Профессионал Сервис», ООО «Гранит», ИП Мифтахутдиновой. Л.Х.

Из анализа заявок Мифтахутдиновой Л.Х. и ЗАО «Профессионал сервис» установлено, что ими предлагался в поставке товар марки «Абат» производства АО «Чувашторгтехника».

03.08.2023 г. (исх. № 7811/23) в адрес ООО «Компания БИО», ООО «Торговый Дом Росхолод – Северо-запад», ООО «Я сервис», ЗАО «Профессионал Сервис», ООО «Торговое оборудование», ИП Минуллиной А.Ш., ООО «Гранит» направлен запрос о необходимости предоставления сведений в отношении товаров, соответствующих характеристикам объекта спорной закупки, с указанием их наименования и производителя (с приложением подтверждающих документов).

07.08.2023 г. поступил ответ ООО «Торговый Дом Росхолод – Северо-запад» (вх. № 11559-ЭП/23), согласно которому под указанные характеристики наиболее подходят котлы пищеварочные марки «Абат» производства АО «Чувашторгтехника».

03.08.2023 г. поступил ответ ООО «Я сервис» (вх. № 11486/23), согласно которому компанией для поставки были предложены котлы пищеварочные марки «Марихолодмаш» производства АО «Контакт».

03.08.2023 г. поступил ответ ООО «Гранит» (вх. № 11481-ЭП/23), согласно которому компанией для поставки были предложены котлы пищеварочные «Абат» производства АО «Чувашторгтехника».

03.08.2023 г. (исх. №7812/23) в адрес ОАО «Завод «Проммаш», ООО «Гриль-Мастер», ООО «Современное профессиональное оборудование», АО «Чувашторгтехника», АО «Контакт» направлен запрос о предоставлении сведений о наличии котлов пищеварочных и (или) возможности (невозможности) их производства, соответствующих описанию объекта закупки (с приложением подтверждающих документов).

04.08.2023 г. поступил ответ ООО «Современное профессиональное оборудование» (вх. № 11494-ЭП/23), согласно которому общество не имеет в своем наличии оборудования, соответствующего требованиям Описания объекта закупки.

04.08.2023 г. поступил ответ АО «Контакт» (вх. № 11499-ЭП/23), согласно которому продукция завода не может обеспечить соответствие техническим характеристикам Описания объекта закупки по п. 12, а именно – соответствие характеристике «цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)».

Учитывая изложенное, Управление приходит к выводу о соответствии технических характеристик товаров, изложенных в описании предмета закупки, единственному производителю – АО «Чувашторгтехника».

Из анализа Паспорта и руководства по эксплуатации Котлов пищеварочных и электрических АО «Чувашторгтехника» Комиссией установлено, что котлы, производства АО «Чувашторгтехника» имеют декларации соответствия по ТР ТС 004, ТР ТС 010 и ТР ТС 020, а именно:

-Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.PA07.В.75018/22 на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»;

-Декларация о соответствии ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»

-Декларация о соответствии ЕАЭС №RU Д-RU.MH10B.00280/19 на соответствие требованиям ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».

Из анализа Паспорта и руководства по эксплуатации Котлов пищеварочных электрических тепловых АО «Контакт» Комиссией установлено, что котлы, производства АО «Контакт» также имеют декларации соответствия по ТР ТС 004 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 010 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 020«Электромагнитная совместимость технических средств».

Таким образом, Комиссией установлено, что на рынке поставки оборудования и инвентаря продовольственной службы имеется как минимум два производителя товаров, обладающих декларациями соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза №№ ТР ТС 004, ТР ТС 010 и ТР ТС 020.

При этом, в материалы дела не представлены доказательства различия показателей прочности и качества указанных товаров производства АО «Чувашторгтехника» и АО «Контакт», а также Заказчиком не представлено обоснование потребности в приобретении товара производства АО «Чувашторгтехника», отсутствуют указания специфики такого оборудования по отношению к товарам иных производителей.

Отличительной (блокирующей) характеристикой котла пищеварочного из всех характеристик, изложенных в описании предмета закупки, является показатель «Цельнотянутый варочный сосуд (без сварных швов)». Однако Заказчиком не доказано, что такая характеристика товара обеспечивает лучшие условия в эксплуатации товара, а также не доказано исключительная потребность именно в товаре с такими характеристиками, учитывая, что оба товара соответствуют требованиям специальных нормативных документов, регламентирующих минимальные характеристики товаров

Изложенное в совокупности свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при установлении в описании объекта закупки характеристик товара, которым соответствует единственный производитель без обоснования собственной потребности в этом конкретном товаре.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе.

Из текста приведенного разъяснения следует, что антимонопольный контроль по правилам статьи 17 Закона о защите конкуренции допускается в отношении конкретных процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, опубликовав Описание объекта закупки в составе Извещения № 0156100008723000009, ГУФСИН России по Пермскому краю нарушило п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, тем самым ограничило количество участников закупки, которые могли поставить аналогичные товары других производителей.

Оценивая действия Организатора торгов на предмет наличия негативного влияния на состояние конкуренции, Комиссия полагает, что в данном случае ограничение конкуренции выразилось, в том числе, в установлении характеристик товаров, изложенных в описании предмета закупки, единственному производителю при организации и проведении электронного аукциона на право поставки оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный) (извещение № 0156100008723000009 на официальном сайте ЕИС в сети «Интернет»), что привело или могло привести к ограничению количества участников закупки, которые могли поставить аналогичные товары других производителей.

Предметом закупки, а также предметом договора, заключенного Заказчиком, являлось право поставки оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный).

В материалы дела представлены ценовые (коммерческие) предложения, на основе которых производилось формирование объекта закупки, а именно от:

-ИП Мокрушиной А.П.;

-ООО «АБАТ ТД»;

-ООО «Торговый дом Пищевые технологии»

Также в материалы представлены заявки участников закупки, а именно:

-ООО «Арена»;

-ООО «Торговое оборудование»;

-ИП Минуллиной А.Ш.;

-ООО «Я сервис»;

-ЗАО «Профессионал Сервис»;

-ООО «Гранит»;

-ИП Мифтахутдиновой. Л.Х.

Принимая во внимание, что указанные хозяйствующие субъекты являлись участниками товарного рынка по поставке оборудования и инвентаря продовольственной службы (Котел пищеварочный), указанный рынок является конкурентным.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный за период с 07.03.2022 г. по 07.03.2023 г., показал, что предметом торгов в рассматриваемом случае является право поставки оборудования и инвентаря продовольственной службы (котел пищеварочный).

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России полагает, что вышеописанные действия ГУФСИН России по Пермскому краю следует квалифицировать как нарушающие положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции не усматривается.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

тел.8 (342)235-10-36

 

 

2024-415

 

 

Связанные организации

ООО «Торговое оборудование»
ИНН 2466232258, ОГРН 1102468038750
ЗАО «Профессионал Сервис»
ИНН 7719812163, ОГРН 1127746402376
АО «Чувашторгтехника»
ИНН 2128002220, ОГРН 1022101131051
ООО «Гранит»
ИНН 5504226493, ОГРН 1115543022572
ИП Миннулина А.Ш.
ИНН 590601680520, ОГРН 322595800075881
ООО «Арена»
ИНН 7810037080, ОГРН 1057812332027
ООО «Я Сервис»
ИНН 0000000000, ОГРН 0000000000000
АО «Контакт»
ИНН 1215013114, ОГРН 1021200753188
ИП Мифтахутдинова Л.Х.
ИНН 000000000000, ОГРН 000000000000000
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю
ИНН 5902291220, ОГРН 1025900523901