Решение б/н дело № 059/01/15-999/2021 по признакам нарушения администрац... от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/15-999/2021

 

«24 » ноября 2021 года                                                                                                           г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 17 » ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено « 24 » ноября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

рассмотрев дело № 059/01/15-999/2021 по признакам нарушения администрацией Платошинского сельского поселения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальной преференции – ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» путем передачи в аренду без торгов имущества, находящегося в муниципальной собственности (объекты водоснабжения), посредством заключения договоров аренды (договор аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности от 25.11.2019 г.; договор аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности от 25.02.2020) в нарушение требований части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступили обращения ООО «Стройтехсервис» (вх. № 003599) о проведении проверки на соответствие антимонопольному законодательству действий администрации Платошинского сельского поселения (далее также администрация).

По результатам рассмотрения обращения Пермским УФАС России в действиях (бездействии) администрации Платошинского сельского поселения установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальной преференции – ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» путем передачи в аренду без торгов имущества, находящегося в муниципальной собственности (объекты водоснабжения), посредством заключения договоров аренды (договор аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности от 25.11.2019 г.; договор аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности от 25.02.2020) в нарушение требований части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию Платошинского сельского поселения (предупреждение исх. № 003981-21 от 06.04.2021) о необходимости прекращения действий, имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем возврата из пользования ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» муниципального имущества, переданного по договорам аренды (договор аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности от 25.11.2019; договор аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности от 25.02.2020) в муниципальную казну и принятию мер, направленных на соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Срок исполнения предупреждения с учетом продления срока был определен как до 02.07.2021.

Между тем, из анализа направленных антимонопольному органу материалов, следует, что фактически переданные ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» объекты водоснабжения до настоящего времени находятся в пользовании хозяйствующих субъектов в нарушение установленного законом порядка и предписываемым антимонопольным органом требованиям.

Учитывая факт неисполнения предупреждения, на основании приказа от 23.09.2021 № 316-п Пермским УФАС России в отношении администрации Платошинского сельского поселения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 24.09.2021 настоящее дело было назначено к рассмотрению 12.10.2021. На заседании Комиссии антимонопольного органа 12.10.2021 представители администрации пояснили, что в договоры аренды, заключенный с ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» были заключены в качестве предоставления муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства и исполняются обществами надлежащим образом.

После принятия заключения об обстоятельствах дела от 09.11.2021 от администрации Платошинского сельского поселения в материалы дела была представлена информация об организации процедуры заключения концессионного соглашения.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно частям 1-3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Из указанных норм следует, что если объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования соответствующего извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение.

В рассматриваемом случае Пермским УФАС России было установлено, что администрацией Платошинского сельского поселения по договорам аренды (договор аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности от 25.11.2019; договор аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности от 25.02.2020), заключенным между администрацией и ООО «ГолденПлат», ООО «ГолденХауз», последним переданы объекты водоснабжения и водоотведения во временное пользование.

Объекты водоснабжения переданы ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» актами приема-передачи муниципального имущества в аренду от 01.12.2019 (приложение к договору аренды № 3-а от 25.11.2019) и от 25.02.2020 (приложение к договору аренды № 1-а от 25.02.2020) соответственно.

При этом согласно пунктам 7.1 вышеуказанных договоров объекты водоснабжения и водоотведения передаются в аренду хозяйствующим субъектам сроком на 25 лет.

Анализ состава передаваемого имущества подтверждает, что имущество является имуществом Платошинского сельского поселения.

Между тем спорные объекты водоснабжения и водоотведения введены в эксплуатацию ранее пяти лет до даты заключения указанных договоров. Следовательно, передача прав владения и (или) пользования третьим лицам возможна только на основании концессионного соглашения.

Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исследовав обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что передача ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» в аренду без торгов имущества, находящегося в муниципальной собственности (объекты водоснабжения), посредством заключения договоров аренды (договор аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности от 25.11.2019 г.; договор аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности от 25.02.2020), противоречит законодательству и привело или могло привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, в результате действий (бездействия) администрации Платошинского сельского поселения деятельности ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» были необоснованно созданы преимущественные условия.

Комиссия Пермского УФАС России также не может согласиться с правомерностью передачи муниципального имущества (объектов водоснабжения) путем предоставления муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Между тем, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции (Методические разъяснения ФАС России № АД/40064/16 от 14.06.2016).

Анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке за период, составляющий один год (с 25.11.2018 по 25.11.2019), показал, что товарным рынком для настоящего исследования является рынок услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Пермского муниципального района Пермского края. На территории Пермского муниципального района Пермского края услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются, в том числе ООО «ЗУО «ЭКОСИСТЕМА», ООО «ПЕРМЭКО» и др.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие заключения договоров аренды муниципального имущества от 25.11.2019 и 25.02.2020 с ООО «ГолденПлат», ООО «ГолденХауз» без проведения торгов показала, что действия администрации Платошинского сельского поселения явились необоснованным вмешательством органов местного самоуправления в конкурентную среду посредством использования властных полномочий.

Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что вышеописанные действия администрации Платошинского сельского поселения привели к нарушению ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.48 Закона о защите конкуренции не усматривается.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия антимонопольного органа полагает необходимым выдать администрации Платошинского сельского поселения предписание о принятии мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и устранение его последствий путем возврата из пользования ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» муниципального имущества (объектов водоснабжения), переданных по договору аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, от 25.11.2019 и договору аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, от 25.02.2020.

Кроме этого, частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным (см. Письмо  ФАС России от 30.10.2020 №СП/95078/20 «О направлении разъяснений».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях администрации Платошинского сельского поселения нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальной преференции – ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» путем передачи в аренду без торгов имущества, находящегося в муниципальной собственности (объекты водоснабжения), посредством заключения договоров аренды (договор аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности от 25.11.2019 г.; договор аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности от 25.02.2020) в нарушение требований части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

3. Выдать администрации Платошинского сельского поселения предписание о принятии мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и устранение его последствий путем возврата из пользования ООО «ГолденПлат» и ООО «ГолденХауз» муниципального имущества (объектов водоснабжения), переданных по договору аренды № 3-а объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, от 25.11.2019 и договору аренды № 1-а объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, от 25.02.2020.

 

4. Передать материалы дела должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

5. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

                                                                                                                                                                    <...>

       

      Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны