Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу 398-14-а от 27 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 398-14-а

 

«06» февраля 2015 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена "19" января 2015 г.

 В полном объеме решение изготовлено "06" февраля 2015 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии  -  Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя управления;

 

            Члены Комиссии:               

                                                           - Белова А.Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

                                                           - Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

                                                          

по рассмотрению дела № 398-14-а по признакам нарушения Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Селяночка», путем незаконного отказа в продлении лицензии ООО «Селяночка» (письмо № СЭД-03-03-01-24-24) на розничную продажу алкогольной продукции, что приводит или может привести к ограничению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.05.2014 г., 29.05.2014 г. в  адрес Пермского УФАС России поступили заявления ООО «Селяночка» (далее - заявитель, общество) (вх. №07748-13), (вх. № 08136-14).

В заявлениях, в частности, указано, что Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края (далее - Министерство, орган власти, лицензирующий орган) отказало Обществу в продлении лицензии, изложенное в письме № СЭД-03-03-01-24-24 от 26.02.2014г.), на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (далее - лицензия) на торговый объект по адресу: Пермский край, Усольский район, с. Ошепково, ул. Школьная, 5 (далее – объект) по основаниям, не предусмотренными действующим законодательством, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ООО «Селяночка».

Министерство факт нарушения признает и просит прекратить рассмотрение настоящего дела в связи с добровольным устранением нарушения, так как произведена выдача лицензии серии 59РПА №0003653 ООО «Селяночка» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на срок до 14.08.2014г., который в дальнейшем продлен до 14.08.2015г.

Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

11.01.2014 г. ООО «Селяночка» обратилось в Министерство с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на вышеуказанный торговый объект, заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 40 т.р. По данному заявлению Министерством на основании Распоряжения № 01-2014.09-0 от 15.01.2011 г. была проведена плановая выездная проверка торгового объекта ООО «Селяночка», по результатам которой был составлен акт от 22.01.2014 г.

26.02.2014 г. Министерством в адрес ООО «Селяночка» было направлено уведомление № СЭД-03-03-01-24-24 об отказе в продлении срока действия лицензии, в связи с несоответствием лицензионным требованиям, установленным п. 2 ст. 16 ФЗ № 171, п. 6 Постановления Администрации Усольского муниципального района от 14.10.2013 N 1199, а именно расстояние от входа в Ошепковский фельдшерский пункт до входа на объект торговли ООО «Селяночка» составляет 42 метра, в то время как должно составлять не менее 50 метров.

14.03.2014 г. ООО «Селяночка» вновь обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на тот же торговый объект. По данному заявлению Министерством на основании Распоряжения № 03-2014.202-0 была проведена выездная проверка и составлен акт от 02.04.2014 г., в котором указано, что расстояние от входа в Ошепковский фельдшерский пункт до входа в торговый объект ООО «Селяночка» составляет 43 метра.

Не согласившись с вышеуказанным актом проверки, ООО «Селяночка» в адрес Министерства направлено письмо о проведении повторных замеров расстояния от фельдшерского пункта до входа в торговый объект в соответствии с требованиями Постановления Администрации Усольского муниципального района от 14.10.2013 N 1199. По мнению заявителя, замеры должны осуществляться по пешеходной зоне, а не по радиусу, как производили сотрудники Министерства.

24.04.2014 г. Министерством была проведена повторная внеплановая проверка объекта ООО «Селяночка», были произведены повторные замеры расстояния от входных дверей магазина до входа на территорию фельдшерского пункта по пешеходной зоне, оно составило 56, 7м, что отражено в акте проверки.

14.05.2014 г. с учетом новых результатов замеров Министерством на основании акта от 24.04.2014 г. ООО «Селяночка» была выдана лицензия серии 59РПА №0003653.

В силу п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции на антимонопольный орган возложены функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Частью  1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право реализации алкогольной продукции наибольшему числу покупателей.

Соперничая между собой хозяйствующие субъекты вынуждены постоянно повышать качество оказываемых услуг, увеличивать ассортимент реализуемого товара и т.п.

Сокращение числа лиц, осуществляющих деятельность на указанном рынке, свидетельствует об ограничении соперничества между ними, что как указано выше, допустимо лишь на основании действующего законодательства РФ. Иное означает наличие в действиях Министерства нарушения требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Законом № 171-ФЗ. Данный закон, в том числе устанавливает порядок выдачи алкогольной продукции (ст. 19). В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе относится выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.

В силу ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее –ФЗ № 171) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.

На территории Пермского края органом, уполномоченным на выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, а также приостановление, возобновление и прекращение действия лицензий является Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края.

Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с приложением необходимых документов (п. 3.2 ст. 19 ФЗ № 171).

В силу ст. 16 ФЗ № 171 не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях, к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. 16 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в выдаче лицензии.

Порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий установлен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (далее – Постановление № 1425).

Под прилегающей территорией согласно п. 4 Постановления № 1425 понимается территория, прилегающая к вышеуказанным организациям и объектам, которая включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены указанные организации и (или) объекты.

Во исполнение требований Постановления Правительства РФ № 1425 Администрацией Усольского муниципального района утверждено Постановление от 14.10.2013 N 1199 "Об определении на территории Усольского муниципального района границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", в п. 6 которого определено, что минимальное значение расстояния от организаций и объектов, указанных в пункте 2 настоящего Положения (в т.ч. медицинских организаций), составляет 50 м на территории населенных пунктов сельских поселений Усольского муниципального района.

Прилегающая территория измеряется по пешеходной зоне (тротуару) от входных дверей в здания, строения, сооружения (либо от самих сооружений, в случае если они не имеют входа), отнесенные к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, до входных дверей объектов торговли, объектов общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (замеры осуществляются по кратчайшему расстоянию). При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек - по пути следования пешехода (п. 7 Постановления № 1199).

С учетом изложенных норм, основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на объекты, расположенные на территории Усольского муниципального района, является несоответствие пункту 6 Постановления от 14.10.2013 N 1199 "Об определении на территории Усольского муниципального района границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС, проанализировав документы, представленные в материалы дела, а также из устных пояснений как представителей заявителя, так и представителей лицензирующего органа, пришла к выводу, что решение об отказе Министерства в продлении лицензии, изложенное в письме № СЭД-03-03-01-24-24 от 26.02.2014г. является незаконным, принято Министерством на основании ошибочных данных замеров и привело к утрате уплаченной суммы государственной пошлины в размере 40 т.р., а также фактической невозможности осуществления Обществом деятельности по реализации алкогольной продукции в течение нескольких месяцев, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о наличии  в действиях Министерства нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Необходимо отметить, что аналогичные выводы отражены в судебном решении Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2014г. по делу № А50-10185/2014, которым заявленные требования ООО «Селяночка» удовлетворены в полном объеме. 29.10.2014г. постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Пермского края оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства – без удовлетворения. Данное решение суда вступило в законную силу.

Вместе с тем Комиссией Пермского УФАС приняты во внимание действия Министерства по выдаче лицензии ООО «Селяночка» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, продленной до 14.08.2015г. (протокол №2 от 14.01.2015г.), что позволяет Комиссии расценить указанные действия как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Относительно возврата излишне уплаченной государственной пошлины представителем министерства в ходе заседания Комиссии было предложено обществу обратится с заявлением о возврате государственной пошлины в установленном порядке, на что представитель общества сообщил, что намерен совершать указанные действия в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Селяночка», путем незаконного отказа в продлении лицензии ООО «Селяночка» (письмо № СЭД-03-03-01-24-24) на розничную продажу алкогольной продукции.

2. Прекратить производство по делу в отношении Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края по ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Плаксин

 

Члены Комиссии                                                                                            А.А. Шадрина

 

                                                                                                                            А.Н. Белова

                    

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Е. Д. Ваганова,

8(342)235-10-36

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны