Решение (комиссия) б/н о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/10-88... от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу 
о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/10-880/2022

« 02 » декабря 2022 года                                                                                                            г. Пермь

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 декабря 2022 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: <...>, руководителя Управления;
Членов комиссии: <...>, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности; <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев материалы дела № 059/01/10-880/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ПАО «Т Плюс (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946, юридический адрес: 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория Бизнес-Центр Рига-Ленд, д. 3; адрес нахождения филиала: 614039, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 48) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном отказе хозяйствующим субъектам в выдаче исходных данных для проектирования установки системы автоматического регулирования теплопотребления в системе отопления здания по адресам: г. Пермь, ул. Декабристов, 29 и г. Пермь, ул. Уссурийская, 19, ул. Буксирная, 15, что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей, руководствуясь ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступили заявления ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» (вх. № 010151 от 04.07.2022) и ИП Ушаковой Людмилы Федоровны (вх. № 010150 от 04.07.2022) о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Т Плюс» при отказе в предоставлении исходных данных для проектирования и реконструкции индивидуального теплового пункта (установка системы автоматического регулирования теплопотребления в системе отопления) (технических условий) в отношении объектов, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Декабристов, 29 и г. Пермь, ул. Уссурийская, 19, ул. Буксирная, 15, соответственно.
Из материалов установлено, что ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» и что ИП Ушакова Л.Ф. осуществляют коммерческую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе оказывают услуги по проектированию и монтажу систем автоматического управления и регулирования потребления тепловой энергии. 
Между ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» и ТСЖ «Декабристов, 29» был заключен договор подряда <...> от 13.12.2021 на разработку рабочей документации и установку узла управления и регулирования потребления тепловой энергии в системе отопления жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Декабристов, 29.
17.01.2022 г. ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» в целях исполнения заключенного договора обратилось в ПАО «Т Плюс» с запросом о предоставлении исходных данных для проектирования (технических условий) (исх. № 12-22 от 17.01.2022). ПАО «Т Плюс» письмом от 09.02.2022 исх. № 51030-01-00607 отказало ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» в выдаче исходных данных на основании п. 9.1.2. «Правил технической эксплуатации», дополнительно мотивировав тем, что теплоснабжение многоквартирного дома, в отношении которого осуществлялся запрос, осуществляется от ЦТП-27И, в котором система автоматического регулирования уже предусмотрена.
14.02.2022 г. ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» направило повторный запрос о предоставлении исходных данных (исх. № 50-22 от 14.02.2022) в адрес ПАО «Т Плюс», в котором выразило несогласие с позицией теплоснабжающей организации, дополнительно уведомив, что в случае невыдачи исходных данных по запросу, общество будет вынуждено осуществить проект без согласования с ПАО «Т Плюс». 14.03.2022 г. ПАО «Т Плюс» направило ответ (исх. № 51030-01-01256 от 14.03.2022) в адрес ООО «Аудит-ТеплоКонтроль», согласно которому теплоснабжающая организация подтвердила свой ранее выданный отказ.
Также между ИП Ушаковой Л.Ф. и ООО «Управляющая компания «Горизонт филиал Кислотные дачи» заключен договор подряда № 104-21/ИП от 23.12.2021 на разработку рабочей документации и установку узла управления и регулирования потребления тепловой энергии в системе отопления жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Уссурийская,19.
17.01.2022 г. ИП Ушакова Л.Ф., в целях исполнения заключенного договора, обратилась в ПАО «Т Плюс» с запросом о предоставлении исходных данных для проектирования (технических условий) (исх. № 14-22 от 17.01.2022). ПАО «Т Плюс» письмом от 09.02.2022 исх.№ 51030-01-00606 отказало ИП Ушаковой Л.Ф. в выдаче исходных данных на основании п.9.1.2. «Правил технической эксплуатации», дополнительно мотивировав тем, что теплоснабжение многоквартирного дома, в отношении которого осуществлялся запрос, осуществляется от ЦТП-01Т, в котором система автоматического регулирования уже предусмотрена.
14.02.2022 г. ИП Ушакова Л.Ф.  направила повторный запрос о предоставлении исходных данных (исх. № 52-22 от 14.02.2022) в адрес ПАО «Т Плюс», в котором выразило несогласие с позицией теплоснабжающей организации, дополнительно уведомив, что в случае невыдачи исходных данных по запросу, ИП Ушакова Л.Ф. будет вынуждена осуществить проект без согласования с ПАО «Т Плюс». 14.03.2022 г. ПАО «Т Плюс» направило ответ (исх. № 51030-01-01255 от 14.03.2022) в адрес ИП Ушаковой Л.Ф., согласно которому теплоснабжающая организация подтвердила свой ранее выданный отказ.
Также между ИП Ушаковой Л.Ф. и ТСЖ «Судазавод» заключен договор подряда <...> от 16.03.2022 на разработку рабочей документации и установку узла управления и регулирования потребления тепловой энергии в системе отопления жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Буксирная,15.
17.05.2022 г. ИП Ушакова Л.Ф., в целях исполнения заключенного договора, обратилась в ПАО «Т Плюс» с аналогичным запросом о предоставлении исходных данных для проектирования (технических условий) (исх. № 152-22 от 17.05.2022). ПАО «Т Плюс» письмом от 07.06.2022 (исх. № 51030-01-03573) отказало ИП Ушаковой Л.Ф. в выдаче исходных данных на основании п. 9.1.2. «Правил технической эксплуатации», дополнительно мотивировав тем, что теплоснабжение многоквартирного дома, в отношении которого осуществлялся запрос, осуществляется от ЦТП-04К, в котором система автоматического регулирования уже предусмотрена.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающей организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. 
В силу п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии считается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. 
Тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление). Тепловая энергия может поставляться как в горячей воде, так и в паре, которые являются теплоносителями (п. 4.1 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии (п. 1 ст.2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации), тепловой пункт - комплекс, устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя. 
Согласно пунктам 9.1, 9.1.1 Правил технической эксплуатации в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления н автоматизации, посредством которых осуществляется, в том числе регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты. 
Пунктом 3.85 Приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (далее - Типовая инструкция) также предусмотрено, что тепловые сети, тепловые пункты и насосные станции должны быть оснащены в соответствии с действующими НТД средствами тепловой автоматики, измерений и контроля, обеспечивающими правильность и экономичность ведения технологического режима, безопасную эксплуатацию оборудования, контроль и учет расхода тепловой энергии. 
Условия, которые должны обеспечиваться автоматизацией тепловых пунктов закрытых и открытых систем теплоснабжения, предусмотрены пунктом 9.1.42 Правил технической эксплуатации (поддержание заданной температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения; регулирование подачи теплоты (теплового потока) в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха; ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем прикрытия клапана регулятора расхода и др.). 
Пунктом 9.1.4 Правил технической эксплуатации, предусмотрено, что оборудование центрального теплового пункта должно обеспечить требуемые параметры теплоносителя (расход, давление, температуру), их контроль и регулирование для всех присоединенных к нему систем теплопотребления. 
При этом, в соответствии с п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. 
Индивидуальный тепловой пункт - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания иди его части. 
Устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании независимо от наличия центрального теплового пункта, при этом в индивидуальных тепловых пунктах предусматриваются только те функции, которые необходимы для присоединения систем потребления теплоты данного здания и не предусмотрены в центральном тепловом пункте (п. 9.1.2 Правил технической эксплуатации).
Согласно п. 9.2 Правил технической эксплуатации на теплопотребляющих энергоустановках устанавливаются средства автоматического регулирования, предусмотренные проектной документацией и действующими нормативно-техническими документами. 
Приказом Минстроя России от 11.10.2017 № 1422/пр утверждены критерии наличия технической возможности установки оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения непосредственно в здании.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает собственников жилых помещений в праве на установку дополнительного оборудования автоматического регулирования тепловой энергии в индивидуальном тепловом пункте.
Исходя из этого, отказ теплоснабжающей организации в выдаче исходных данных для проектирования установки системы автоматического регулирования теплопотребления в системах отопления не является основанным на нормах действующего законодательства.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий (п. 8).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.ч 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В силу п. 4 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким положением не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 202 от 14.03.2022 года ПАО «Т Плюс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Перми в системах теплоснабжения № 001-018, указанных в схеме теплоснабжения в административных границах города Перми до 2035 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 29.09.2021г. № 1000.
Исходя из вышеизложенного следует, что ПАО «Т Плюс» занимает доминирующее положение в силу наличия присвоенного статуса единой теплоснабжающей организации, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. 
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №059/01/10-880/2022 Комиссией антимонопольного органа было установлено, что ПАО «Т Плюс» ранее предоставляло исходные данные по аналогичным запросам иных лиц. В частности, в ответ на запрос НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от 07.10.2021 о выдаче технических условий на ремонт систем отопления, горячего водоснабжения и установку автоматического погодозависимого регулирования температуры в системах отопления и горячего водоснабжения ПАО «Т Плюс были направлены исходные данные заявителю (исх. № 51000-07-02931 от 02.11.2021).
ООО «Аудит-ТеплоКонтроль», ИП Ушакова Л.Ф. представили дополнительные документы (вх. № 15348-ЭП/22 от 10.10.2022; 15338-ЭП/22 от 10.10.2022), которые также подтверждают факт предоставления исходных данных ПАО «Т Плюс» иным заявителям. Так, представлено исходящее письмо ПАО «Т Плюс» о предоставлении исходных данных, направленное в адрес председателя правления ЖСК-23 при Пермском отделении Свердловской железной дороги (исх. № 51030-01-00164 от 10.11.2021).
Осуществление ООО «Аудит-ТеплоКонтроль», ИП Ушаковой Л.Ю. разработки рабочей документации и установки узла управления и регулирования потребления тепловой энергии в системе отопления домов по ул. Декабристов, 9, ул. Уссурийская,19, ул. Буксирная,15 в целях исполнения заключенных ими договоров подряда невозможно без получения исходных данных для проектирования установки системы автоматического регулирования теплопотребления в системе отопления указанного многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае, выразив не основанный на нормах законодательства отказ в выдаче исходных данных для ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» и ИП Ушаковой Л.Ю., и в тоже время, предоставив такие исходные данные без выдвижения каких-либо условий иным лицам, ПАО «Т Плюс» поставило указанных субъектов в неравное положение по сравнению с другими.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссия квалифицировала действия ПАО «Т Плюс» в качестве признаков нарушения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий при выдаче исходных данных для проектирования установки систем автоматического регулирования теплопотребления в системе отопления зданий, что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей, в связи с чем ПАО «Т Плюс» было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 12166/22 от 12.10.2022).
ПАО «Т Плюс» направило в адрес антимонопольного органа письмо об исполнении выданного предупреждения (исх. № 51000-07-03395 от 25.10.2022; вх. № 16254-ЭП/22 от 25.10.2022), в частности, было указано, что теплоснабжающая организация направила заявителям исходные данные для проектирования установки системы автоматического регулирования теплопотребления по адресам: г. Пермь, ул. Декабристов, 29 и г. Пермь, ул. Уссурийская, 19, ул. Буксирная,15. 
Факт получения исходных данных подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами № <...>, согласно которым, письмо получено адресатами (ИП Ушакова Л.Ф., ООО «Аудит-ТеплоКонтроль») 02.11.2022 года.
Исходные данные содержат технические характеристики, а также условия, которые необходимо обеспечить заявителю при установке системы автоматического регулирования. 
21.11.2022 г. от ИП Ушаковой Л.Ф., ООО «Аудит-ТеплоКонтроль» поступили дополнительные пояснения к заявлению (вх. № 17535/22; вх. №17536/22), согласно которым заявители не согласны с условиями, содержащимися в исходных данных для проектирования установки системы автоматического регулирования теплопотребления, в частности, заявители полагают, что теплоснабжающая организация возлагает на заявителей дополнительные обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.
Между тем, необходимо отметить, что предметом рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства является неправомерный отказ теплоснабжающей организации в предоставлении исходных данных для проектирования и реконструкции индивидуального теплового пункта (установка системы автоматического регулирования теплопотребления в системе отопления) (технических условий). Поскольку в настоящий момент установлено, что исходные данные для проектирования установки системы автоматического регулирования теплопотребления по адресам: г. Пермь, ул. Декабристов, 29 и г. Пермь, ул. Уссурийская, 19, ул. Буксирная,15 были предоставлены заявителям, в т.ч. данное обстоятельство подтверждается материалами дела. Технические характеристики, которые содержат в себе исходные данные, достаточны для выполнения мероприятий по проектированию, доказательств, подтверждающих обратное от заявителей не представлено. 
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований квалифицировать действия (бездействие) ПАО «Т Плюс» как нарушающие антимонопольное законодательство в виде создания дискриминационных условий, ввиду исполнения ПАО «Т Плюс» предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В силу ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Ввиду того, что квалификация нарушения была изменена в ходе рассмотрения дела с п. 9 на п. 8 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции, учитывая исполнение ответчиком выданного предупреждение об устранении дискриминационных условий, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости прекращения рассмотрения настоящего дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Публичного акционерного общества «Т Плюс» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Председатель Комиссии                                                                 

<...>

Члены Комиссии                                                                                        

<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны