Решение №14938/22 Дело № 059/07/3-1320/2022 от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Дело № 059/07/3-1320/2022


ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити»

614010, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9, оф. 501

marketing@argentum.pro


МАДОУ «Детский сад «Электроник»

г. Перми,

Закупочная комиссия

МАДОУ «Детский сад «Электроник»

г. Перми

614038, г. Пермь, ул. Газонная, д. 1

ds378_perm@mail.ru


Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru



РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» (вх. № 18560-ЭП/22)


«15» декабря 2022 г. г. Пермь


Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Раев М.А., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Карпова С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, при участии представителей Заявителя Брыляковой К.С. (по доверенности) и Заказчика Тагильцева В.Е. (по доверенности);

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» (вх. № 18560-ЭП/22) (ИНН 5904065152, ОГРН 1025900918581) (далее – Заявитель, ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити») на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Электроник» г. Перми (ИНН 5907013970, ОГРН 1025901508940) (далее также – Заказчик, МАДОУ «Детский сад «Электроник» г. Перми), Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад «Электроник» г. Перми при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание охранных услуг физической охраны (извещение № 32211909779, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – закупка),

УСТАНОВИЛА:


08.12.2022 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, комиссии по осуществлению закупок при организации и проведении конкурса, доводы которой сводятся к обжалованию положений Конкурсной документации.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 14548/22 от 12.12.2022 г.), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении конкурса Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг МАДОУ «Детский сад «Электроник» г. Перми (далее — Положение о закупке, Положение), Извещением о проведении закупки (далее – Извещение), Конкурсной документацией (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте ЕИС - 01.12.2022 г.

Дата начала срока подачи заявок – 01.12.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 09.12.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 09.12.2022 г.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями Заказчика при организации закупки, а именно Заявитель считает, что Заказчиком допущены нарушения при установлении критериев и порядка оценки заявок участников закупки:

1) по показателю «Опыт работы» критерия «Квалификация участника» требование о предоставлении копий не менее 5 актов оказанных услуг за последний месяц оказания услуг по договорам на оказание услуг физической охраны является избыточным;

2) по показателю «Время работы на рынке» критерия «Квалификация участника» к оценке принимается дата регистрации участника, указанная в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, которая не может являться доказательством его действительной работы в области оказания охранных услуг;

3) по показателю «Наличие необходимых трудовых ресурсов» критерия «Квалификация участника» установлено требование о предоставлении копий документов о прохождении профессионального обучения охранников в соответствии с Приказом МВД РФ №727 от 25.08.2014 г., который утратил силу.

2.1. Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Документации о закупке, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами (ч. 3.1, 3.2. ст. 3 Закона о закупках), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок проведения конкурса в электронной форме регулируется разделом 3.4 Положения о закупке Заказчика.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные Положением о закупке.

В силу пп. 4 п. 2.12.1 Положения критерием оценки заявок на участие в закупке может быть квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом закупки, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В Документации о закупке устанавливаются показатели, раскрывающие содержание критериев оценки заявок на участие в закупке. Такие показатели должны быть измеряемыми (п. 2.12.2 Положения).

В соответствие с п. 2.12.4 Положения оценка заявок на участие в закупке, окончательных предложений осуществляется комиссией в порядке, установленном в Документации о закупке в соответствии с настоящим Положением.

Согласно р. XII Документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1. Цена договора;

2. Квалификация участника закупки.

Порядок оценки и сопоставления заявок установлен Приложением № 3 к Документации.

Согласно Приложению № 3 значимость критерия «Цена договора» составляет 60%, значимость критерия «Квалификация участника закупки» - 40%, при этом Квалификация участников закупки оценивается по следующим показателям:

- опыт оказания услуг физической охраны (макс. балл — 10);

- время работы на рынке (макс. балл — 70);

- наличие необходимых трудовых ресурсов (макс. балл — 20).

В соответствии с Приложением № 3 по показателю «Опыт оказания услуг физической охраны» оценивается наличии в составе заявки документов:

- электронная копия пяти договоров на оказание услуг физической охраны, заключенных в течение 2017-2021 года в рамках 223-ФЗ, 44-ФЗ на сумму не менее 30% начальной (максимальной) цены договора, установленной Конкурсной документацией, при этом, как минимум один из вышеуказанных договоров должен быть заключен с образовательным учреждением,

- электронные копии актов оказанных услуг за последний месяц оказания услуг по условиям вышеуказанных договоров или за месяц, предшествующий месяцу подачи заявки, если договор является действующим на момент подачи заявки.

При отсутствии указанных документов участнику присваивается 0 баллов.

По мнению Заявителя, предоставление копий актов оказанных услуг именно за последний месяц оказания услуг является избыточным, поскольку не все договоры на оказание охранных услуг предполагают помесячное актирование оказываемых услуг. По договорам на оказание охранных услуг могут составляться единые акты оказанных услуг по их итогам. Следовательно, с точки зрения Заявителя, договоры по которым составляются единые акты оказанных услуг могут быть не приняты к оценке.

Комиссия Пермского УФАС России, проанализировав порядок оценки заявок и спорный показатель оценки, отмечает, что из буквального толкования условия о представлении договоров с актами за последний месяц оказания охранных услуг не следует, что Заказчиком не будут приниматься к оценке договоры с единственным актом, составленным по результатам исполнения договора. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Напротив, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что условие, сформулированное Заказчиком, о предоставлении актов оказанных услуг за месяц, предшествующий месяцу подачи заявки, если договор является действующим на момент подачи заявки, предоставляет участникам возможность набрать баллы, в случае, если договор еще не исполнен на момент подачи заявки.

Таким образом, Комиссией антимонопольного органа установлено, что для оценки заявок по показателю «Опыт оказания услуг физической охраны» участники имеют возможность представить договоры, в том числе с единственным актом оказанных услуг, составленных по окончании оказания охранных услуг в полном объеме, а также действующие договоры с актами за месяц, предшествующий месяцу подачи заявки.

Учитывая, что условия Документации не запрещают представление актов оказанных услуг, составленных по итогам исполнения всего договора (то есть не только за последний месяц), Заявителем не доказано нарушение его прав и интересов, как участника закупки.

В связи с тем, что установленные Заказчиком условия к документам по показателю «Опыт оказания услуг физической охраны» не оказывают влияние на ограничение числа участников закупки и не приводят к предъявлению к ним необоснованных требований, Комиссия Пермского УФАС России не находит оснований для признания данного довода Заявителя обоснованным.

2.1.2. В соответствии с Приложением № 3 по показателю «Время работы на рынке» оценивается на основании сведений о регистрации, указанных в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, представленной участником согласно п. 2.4.3. р. IV Конкурсной документации.

Первый номер места присваивается участнику с наиболее ранней датой регистрации. В случае, если дата регистрации двух и более участников совпадают, то таким участникам присваивается один и тот же номер места.

По мнению Заявителю дата регистрации компании/индивидуального предпринимателя не может являться доказательством его действительной работы в области оказания охранных услуг.

В соответствие с п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о гос. регистрации) в едином государственном реестре содержатся сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в том числе сведения о дате их государственной регистрации.

В силу п. 2 ст. 11 Закона о гос. регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

При этом, в ч. 2 ст. 6 Закона о гос. регистрации указано, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются, в том числе в виде выписки из соответствующего государственного реестра.

Таким образом, Заказчик для оценки заявки участника по показателю «Время работы на рынке» критерия оценки «Квалификация участника закупки» учитывает непосредственно момент создания (государственной регистрации) участников закупки в соответствие с представленной в составе заявки выпиской из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Комиссия Пермского УФАС России сообщает, что дата регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя не подтверждает их фактическую деятельность, в том числе в области оказания охранных услуг на рынке.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что положение Документации, предусматривающее оценку по показателю «Время работы на рынке» на основании сведений о дате регистрации участников закупки, указанных в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, является дискриминационным условием, поскольку ставит хозяйствующих субъектов, не осуществлявших деятельность, в том числе в области оказания охранных услуг, до даты подачи заявки, либо осуществлявших незначительное время, но зарегистрированных в более ранний период, в преимущественное положение по сравнению с лицами, зарегистрированными в более поздний период, но фактически осуществлявших деятельность, в том числе в области оказания охранных услуг, более продолжительное время.

Вместе с тем, указанный показатель оценки установлен исключительно в целях подтверждения наличия опыта, то есть выявления более опытного исполнителя, оказываемого охранные услуги.

На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что условия Документации о том, что оценка заявок участников по показателю «Время работы на рынке» подтверждается исключительно фактом наличия в выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о дате регистрации участников, не позволяет выявить более опытного участника, что, впоследствии не обеспечивает соблюдения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, довод Заявителя признается обоснованным, в действиях Заказчика устанавливается нарушение п. 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

2.1.3. В соответствии с Приложением № 3 по показателю «Наличие необходимых трудовых ресурсов» оценивается наличии в составе заявки документов:

- электронные копии удостоверений частного охранника, действующего в течение срока оказания услуг физической охраны согласно требованиям настоящей конкурсной документации;

- электронные копии личных карточек охранника, оформленных согласно требованиям законодательства

- электронные копии документов о прохождении профессионального обучения по «Программе повышения квалификации охранников» в соответствии с Приказом МВД РФ № 727 от 25.08.2014 г.

Документы должны быть представлены на пятерых охранников Участника.

При отсутствии всех или одного из указанных документов участнику присваивается 0 баллов.

По мнению Заявителя Заказчик требует предоставления документов на охранников в соответствии с Приказом МВД РФ № 727 от 25.08.2014 г., которые в настоящее время не выдаются, что является незаконным и существенно ограничивает конкуренцию.

Приказом МВД России от 25.08.2014 г. № 727 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника» (далее — Приказ № 727) утверждены типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника: «Программа профессиональной подготовки охранников» (Приложение № 1) и «Программа повышения квалификации охранников» (Приложение № 2).

Согласно п. 6.6 Приказа № 727 по результатам итоговой аттестации выдается документ о прохождении профессионального обучения, форма которого определяется образовательной организацией.

Приказом МВД РФ от 26.03.2020 г. № 187 Приказ МВД России от 25.08.2014 г. № 727 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника» признан утратившим силу.

Таким образом, документы о прохождении профессионального обучения по программе повышения квалификации охранников в соответствие с Приказом № 727 могут быть представлены только лицами, прошедшими обучение по программе профессиональной подготовки охранников до даты утраты его силы. Обратного вывода материалы дела не содержат.

При этом Документация о закупке не содержит возможности представления на охранников документов в соответствии с иными актами.

Следовательно, допустимо оценить, что лица, получившие рассматриваемые документы о прохождении профессионального обучения по программе повышения квалификации охранников в соответствие с Приказом № 727 до даты признания его утратившим силу, поставлены в преимущественное положение по сравнению с лицами, намеревающимися его получить, но не имеющими такую возможность в связи с признанием Приказа № 727 утратившим силу, поскольку в случае отсутствия документа о прохождении обучения, участнику по рассматриваемому показателю не будут присвоены баллы.

Таким образом, данное условие не обеспечивает соблюдение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Учитывая изложенное, Комиссия признает довод Заявителя обоснованным и устанавливает в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившиеся в неправомерном установлении условия в показателе оценки «Наличие необходимых трудовых ресурсов» Критерия оценки «Квалификация участника закупки» о представлении документов о прохождении профессионального обучения по программе повышения квалификации охранников в соответствие с Приказом № 727.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, Комиссия в настоящем случае исходит о необходимости выдачи соответствующего предписания, поскольку выдача предписания обеспечит восстановления прав и законных интересов Заявителя как потенциального участника закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЧОА «Аргентум-Секьюрити» (вх. № 18560-ЭП/22) (ИНН 5904065152, ОГРН 1025900918581) на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Электроник» г. Перми (ИНН 5907013970, ОГРН 1025901508940), Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад «Электроник» г. Перми при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание охранных услуг физической охраны (извещение № 32211909779, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Установить в действиях Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Электроник» г. Перми нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.


Заместитель Председателя Комиссии М.А. Раев



Члены Комиссии В.С. Вехкалахти


С.В. Карпова


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.




Исп.Карпова С.В.

тел.8(342) 235-10-36


2022-4320


Связанные организации

Детский сад Электроник
ИНН 5907013970, ОГРН 1025901508940
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО «ЧОА «Аргентум-Секьюрити»
ИНН 5904065152, ОГРН 1025900918581