Решение (комиссия) №8387/23 Дело № 059/07/3-848/2023 (решение по жалобе ООО «ЕСП 314») от 18 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ЕСП 314» (вх. № 11410-ЭП/23)
«14» августа 2023 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя Управления,
Члены комиссии:
<...>., заместитель начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, до объявленного перерыва в присутствии представителей ООО «ЕСП 314» (по доверенности) и АО «Протон-ПМ» (по доверенности),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энжиниринг солюшенс пи» (ИНН 7706455669, ОГРН 1187746742149) (вх. № 11410-ЭП/23) (далее также – Заявитель, ООО «ЕСП 314») на действия Акционерного общества «Протон-Пермские моторы» (ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622) (далее также – Заказчик, АО «Протон-ПМ»), Закупочной комиссии АО «Протон-ПМ» при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку обрабатывающих центров (извещение № 2301263000180/32312504284 опубликовано в сети «Интернет» на официальном сайте электронной площадки ООО «АСТ-ГОЗ» https://www.astgoz.ru/) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
02.08.2023 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Закупочной комиссии при проведении закупки.
В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (№ 7787/23 от 03.08.2023 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.
Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствий с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч.10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
2. При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее – Положение), Извещением о проведении закупки (далее – Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте электронной площадки ООО «АСТ-ГОЗ» - 20.06.2023 г.
Дата начала срока подачи заявок – 20.06.2023 г.
Дата окончания срока подачи заявок – 29.06.2023 г.
Дата подведения итогов закупки – 03.07.2023 г.
Согласно итоговому протоколу №166/2 от 31.07.2023 г. к участию в запросе котировок допущено 2 заявки участников, в том числе заявка ООО «ЕСП 314». Победителем запроса котировок признано ООО «ЮЗТС» с ценой, сниженной на 15 процентов, в связи с применением приоритета товаров российского происхождения.
По мнению Заявителя оценка и сопоставление заявок с учетом применением приоритета товаров российского происхождения Закупочной комиссией Заказчика проведена неправомерно.
Комиссия Пермского УФАС России, изучив материалы жалобы, сообщает следующее.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами (ч. 3.1, 3.2. ст. 3 Закона о закупках), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Порядок проведения закрытого запроса котировок в электронной форме регулируется р. 15.1 Положения о закупке Заказчика.
В силу п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в Документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Условием предоставления приоритета является включение в Документацию о закупке сведений, определенных Положением о закупке, и указанных в п. 5 Постановления № 925.
Согласно п. 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в том числе в случаях, если:
б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.
Разделом 19.16 Положения Заказчика установлены особенности закупки с установлением приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Согласно п. 19.16.1 Положения Заказчики, Организаторы закупок обязаны применять нормы Постановления № 925.
Сведения, которые включаются в Извещение, Документацию о закупке, указаны в п. 19.16.2 Положения. Данные сведения корреспондируют п. 5 Постановления № 925.
В силу п. 4.10.5 Извещения участник обязан указать (задекларировать) в заявке наименование страны происхождения поставляемых товаров. Участник несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке. Указание страны происхождения поставляемых товаров рекомендуется осуществлять в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, а товары российского происхождения в соответствии с реестром промышленной продукции, произведенной на территории РФ, реестром промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена Евразийского экономического союза, единым реестром российской радиоэлектронной продукции.
Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров (п. 4.10.6 Извещения).
Порядок предоставления рассматриваемого приоритета установлен в Приложении № 2 к Информационной карте.
Согласно п. 4 Приложения № 2 к Информационной карте оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложение о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по критерию оценки «Цена договора или цена за единицу продукции» производится по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке (предоставление приоритета).
Случаи непредоставления приоритета, корреспондирующие п. 6 Постановления № 925, установлены в п. 7 Приложения № 2 к Информационной карте.
Согласно п. 1 Информационной карты предметом закупки (договора) является поставка обрабатывающих центров. Требования к техническим характеристикам оборудования, его составу и комплектации указаны в Техническом задании, являющимся Приложением № 2 к Извещению.
Таким образом, Заказчик при оценке и сопоставлении заявок участников в закупке на поставку обрабатывающих центров обязан применять приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, в соответствие с Постановлением № 925.
Изучив представленные электронной площадкой заявки всех участников, Комиссия Пермского УФАС России установила, что один из участников закупки - ООО «ЮЗТС» в качестве подтверждения российского происхождения предложенного к поставке товара (обрабатывающего центра) указал страну происхождения товара - Российскую Федерацию и номер реестровой записи из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предложил цену договора в размере 434 402 213,32 руб. При этом, второй участник закупки - ООО «ЕСП 314» в Техническом предложении в отношении предлагаемого к поставке товара (обрабатывающего центра) указала страну происхождения товара - Тайвань и предложил цену договора в размере 432 948 000,00 руб.
Поскольку в одной из исследованных заявок к поставке предлагается товар российского происхождения, а в другой иностранного происхождения, то Заказчиком правомерно предоставлен приоритет в соответствие с Постановлением № 925 одному из участников закупки - ООО «ЮЗТС».
Таким образом, Комиссией Пермского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «ЕСП 314».
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энжиниринг солюшенс пи» (ИНН 7706455669, ОГРН 1187746742149) (вх. № 11410-ЭП/23) на действия Акционерного общества «Протон-Пермские моторы» (ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622), Закупочной комиссии АО «Протон-ПМ» при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку обрабатывающих центров (извещение № 2301263000180/32312504284 опубликовано в сети «Интернет» на официальном сайте электронной площадки ООО «АСТ-ГОЗ» https://www.astgoz.ru/) необоснованной;
-
Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС России исх. № № 7787/23 от 03.08.2023 г.
Заместитель Председателя Комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>
тел.8(342) 235-10-36
2023-9465