Решение б/н жалоба ООО «ТрансСити» (вх. № 007803, вх. № 007809, вх. № 00... от 24 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
ООО «ТрансСити»
614065, г. Пермь, ул. Архитектора Свиязева, д. 35
Transsity@inbox.ru
ПАО «Научно-производственное
объединение «Искра»
614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28
bnv940@iskra.perm.ru
Закупочная комиссия
ПАО «Научно-производственное
объединение «Искра»
614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, д. 28
bnv940@iskra.perm.ru
Электронная торговая площадка
ООО «ЭТП ГПБ»
info@etpgpb.ru
Для сведения:
Пермская прокуратура по надзору
за соблюдением законов
на особо режимных объектах
rezhim@prokurorperm.ru
Дело № 059/07/3-548/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ТрансСити» (вх. № 007803, вх. № 007809)
«19» мая 2021 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей ООО «ТрансСити» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), представителей ПАО «Научно-производственное объединение «Искра» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), в присутствии заинтересованного лица -директора ООО «СИГНУМ» - <...> (согласно выписке из ЕГРЮЛ №ЮЭ9965-21-148235144 от 19.05.2021),
рассмотрев жалобу ООО «ТрансСити» (вх. № 007803, вх. № 007809, вх. № 008053) (далее – Заявитель) на действия ПАО «Научно-производственное объединение «Искра» (ИНН: 5907001774) (далее – Организатор торгов), Закупочной комиссии ПАО «Научно-производственное объединение «Искра» при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку датчиков давления с клапанными блоками (извещение № 32110131351, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
07.05.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой указывают на
неправомерное отклонение заявки от участия в закупке, а также на наличие в Документации положений, ограничивающих участие в процедуре закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее – Положение), Извещением о проведении открытого запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 29.03.2021 г., дата окончания подачи заявок – 06.04.2021 г., дата подведения итогов закупки – 06.05.2021 г.
В соответствии с Протоколом об итогах закупки от 29.04.2021, заявка, поданная Заявителем, была отклонена Закупочной комиссией на основании п.п. 15.8.5(3) Положения о закупке ГК «Роскосмос» - несоответствие предлагаемой продукции требованиям, установленном в извещении о проведении закупки, а именно, п. 38, согласно которому подача альтернативных предложений не допускается. Невозможность применения эквивалентов обусловлена несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
Заявитель, не согласившись с отклонением поданной им заявки, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает, что поданная заявка соответствует всем требованиям документации, указанные в Техническом предложении приборы не являются аналогами запрашиваемых Заказчиком приборов, а являются идентичными по отношению к ним.
Также Заявитель ссылается на неправомерность указания в документации требований о поставке оборудования товарного знака «Метран».
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами
Аналогичные п. 3 ч. 6.1 статьи 3 Закона о закупках требования установлены п. 10.3.4 Положения.
В соответствии с п. 27 Извещения наименование предлагаемого товара указываются в соответствии с Приложением №4 к Извещению.
Приложение №4 к Извещению содержит следующие требования к наименованию товара:
1. "Метран-150TG2(0-1.0МПа) 2G 2 1 A ЕМ В1 K14 РА (Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
2. "Метран-150TG1(0-160кПа)2G 2 1 A ЕМ 2 F 2 В1K14 РА(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
3. "Метран-150CD3(0-160кПа)2 2 1 1L3 A ЕМ D5 2 K14 PA(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
4. "Метран-150CD3(0-250КПа)2 2 1 1L3 A ЕМ D5 2 K14 PA(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
5. "Метран-150TG4(0-6МПа)2G 2 1 А ЕМ S5 B1 K14(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
6. "Клапанный блок 0106 М Т 2 2 С В 1 1 2F2(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
7. "Метран-150CD2(0-63кПа)2 2 1 1L3 A ЕМ S5 B1 K14 РА(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
8. "Клапанный блок 0104 М Т 5 2 2F1 1 D5 2 L3(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
9. "Метран-150TG4(0-16МПа)2G 2 1 A ЕМ S5 B1 K14 PA(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
10. "Клапанный блок 0106 М Т 2 2 С В 1 1(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
11. "Метран-150TG2(0-0.6МПа)2G 2 1 A ЕМ S5 В1 K14 РА(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
12. "Клапанный блок 0106 М Т 2 2 С В 1 1(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
13. "Метран-150TG2(0-1.0МПа)2G 2 1 A ЕМ S5 В1 K14 РА(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
14. "Клапанный блок 0106 М Т 2 2 С В 1 1(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
15. "Метран-150CD4(0-0.6МПа)2 2 1 1L3 A ЕМ S5 K14(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
16. "Клапанный блок 0104 М Т 3 2 С 1 1 H1 L3(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
17. "Метран-150CD1(0-1.6КПа)2 2 1 1L3 A ЕМ S5 K14 РАСсылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
18. "Клапанный блок 0104 М Т 3 2 F 1 1 H1 D5 2 L3(Ссылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ)";
19. "Метран-150ТА1(80-120кПа)2 G 2 1 A 2F2 B1 K14 PAСсылка на товарный знак в соответствии с п.п. а) пункта 3) части 6.1 статьи 3. Закона № 223-ФЗ).
Пункт 38 Извещения устанавливает, что подача альтернативных предложений не допускается.
Невозможность применения эквивалентной продукции обусловлена тем, что используемые заказчиком агрегаты комплектуются компонентами товарного знака «Метран», указанных в Приложении № 4 к Извещению. Использование эквивалентной продукции может осуществляться только при условии обеспечения взаимодействия между товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и товарами, используемыми Заказчиком.
На обозрение Комиссии Пермского УФАС представлена заявка Заявителя.
В состав Технического предложения Заявителя включены следующие товары:
1. "Датчик избыточного давления ЭнИ-100-Вн-ДИ-2150МК-12-МП2-t10-020-(0…1)МПа-42-2КБ12-КЗ";
2. "Датчик избыточного давления ЭнИ-100-Вн-ДИ-2140МК-12-МП2-t10-020-(0…160)кПа-42-2КБ12-М20-КЗ";
3. "Датчик разности давлений ЭнИ-100-Вн-ДД-2440-02-МП2-t10-020-(0…160)кПа-25МПа-42-2КБ12-М20";
4. "Датчик разности давлений ЭнИ-100-Вн-ДД-2440-02-МП2-t10-020-(0…250)кПа-25МПа-42-2КБ12-М2";
5. "Датчик избыточного давления ЭнИ-100-Вн-ДИ-2166МК-12-МП2-t10-007-(0…6)МПа-42-2КБ12-КЗ-БКН";
6. "Клапанный блок БКН2-10 с КМЧ";
7. "Датчик разности давлений ЭнИ-100-Вн-ДД-2440-02-МП2-t10-020-(0…63)кПа-25Мпа-42-2КБ12-СК-БКН";
8. "Клапанный блок БКН-5-115-08 с болтами М10";
9. "Датчик избыточного давления ЭнИ-100-Вн-ДИ-2166МК-12-МП2-t10-020-(0…16)МПа-42-2КБ12-КЗ-БКН";
10. "Клапанный блок БКН2-10";
11. "Датчик избыточного давления ЭнИ-100-Вн-ДИ-2150МК-12-МП2-t10-020-(0…0,6)МПа-42-2КБ12-КЗ-БКН";
12. "Клапанный блок БКН2-10";
13. "Датчик избыточного давления ЭнИ-100-Вн-ДИ-2150МК-12-МП2-t10-020-(0…1)МПа-42-2КБ12-КЗ-БКН";
14. "Клапанный блок БКН2-10";
15. "Датчик разности давлений ЭнИ-100-Вн-ДД-2450-02-МП2-t10-007-(0…0,6)Мпа-25МПа-42-2КБ12-БКН";
16. "Клапанный блок БКН-3-F-2-С-1-1-M1";
17. "Датчик разности давлений ЭнИ-100-Вн-ДД-2420-02-МП2-t10-020-(0…1,6)кПа-10МПа-42-2КБ12-БКН";
18. "Клапанный блок БКН-3-F-2- F-1-1-M1 с фланцами М20х1, 5";
19. "Датчик абсолютного давления ЭнИ-100-ДА-2038МК-12-МП2-t10-020-(80…120)кПа-42-2КБ12-М20-КЗ.
Из изложенного следует, что Заявителем в состав Технического предложения были включены товары, не соответствующие Техническому заданию, являющиеся эквивалентом по отношению к товарам, требуемым Заказчиком, что является нарушением требований, установленных п. 27, п. 38 Извещения.
Таким образом, учитывая положения п.п. а п. 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Пермского УФАС России приходит в выводу о том, что отклонение заявки ООО «ТрансСити» является правомерным.
В части доводов Заявителя о некорректности условий Документации Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что спорные положения документации, которые, по мнению Заявителя, являются некорректными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях документации. Заявитель, будучи участником конкурентной процедуры, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в том числе в части установленных в ней требований к предлагаемому товару, что делает невозможным в последующем обжалование таких положений.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.
В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие предполагаемых нарушений в закупочной документации Заявитель указал после дня окончания подачи заявок (жалоба поступила в Пермское УФАС России 07.05.2021, дата окончания подачи заявок 06.04.2021 г., дата подведения итогов 06.05.2021 г.). Заявитель выражает лишь свое несогласие с результатами такой закупки, оспаривая положения документации, с которой изначально согласился, с целью признания результатов закупки недействительными при отсутствии для того оснований.
В связи с чем, антимонопольный орган, исходя из баланса частных и публичных интересов, указывает, что доводы Заявителя об оспаривании положений Документации после подачи заявки и подведения итогов оставлены Комиссией Пермского УФАС России без рассмотрения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «ТрансСити» (вх. № 007803, вх. № 007809, вх. № 008053) (далее – Заявитель) на действия ПАО «Научно-производственное объединение «Искра» (ИНН: 5907001774) (далее – Организатор торгов), Закупочной комиссии ПАО «Научно-производственное объединение «Искра» при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку датчиков давления с клапанными блоками (извещение № 32110131351, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
2.Предписание не выдавать.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...> (342) 235-10-36