Решение №13562/22 решение промарсенал на одк-пм от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Заявитель:

Общество с ограниченной

ответственностью

«Компания «ПромАрсенал»

454008, Челябинская область, Челябинск город, Автодорожная улица, дом 9а, офис 4

od@promarsenal.ru

 

Заказчик:

Акционерное общество «ОДК-Пермский моторы»,
Закупочная комиссия АО «ОДК-ПМ»

614010, Пермский край, Пермь город, Комсомольский проспект, дом 93, корпус 61

Kornilkova-MVa@pmz.ru

info@pmz.ru

 

Электронная торговая площадка

Общество с ограниченной ответственностью

«АСТ-ГОЗ»

info@astgoz.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе Общества с ограниченной ответственностью

«Компания «ПромАрсенал» (вх. 16711-ЭП/22)

«14» ноября 2022 г. г. Пермь

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Компания «ПромАрсенал»<...>, по доверенности, предъявлен паспорт,

в присутствии представителей Акционерного общества «ОДК-Пермский моторы» <...>, по доверенности, предъявлены паспорт,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Компания «ПромАрсенал» (ИНН: 7453049790; КПП: 744801001; ОГРН: 1027403893637) (далее также – Заявитель, ООО «Компания «ПромАрсенал») на действия Акционерного общества «ОДК-Пермский моторы» (ОГРН: 1025900893864, Дата присвоения ОГРН: 29.09.2002, ИНН: 5904007312, КПП: 590401001) (далее также – Заказчик, АО «ОДК-ПМ»), Закупочной комиссии АО «ОДК-ПМ» (далее также – Комиссия) при организации и проведении запроса котировок, предметом которого является Поставка твердосплавного инструмента Gesac (или эквивалент), индивидуальный номер 1713-2022-01896 (извещение №222249900295 на официальном сайте ЭТП ООО «АСТ-ГОЗ»),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.11.2022 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, доводы которой сводятся к неприменению положений о приоритете товаров российского происхождения при оценке заявки Заявителя на участие в закупке.

Заказчик, не согласившись с доводами Заявителя, представил письменные возражения на жалобу и документы, подтверждающие свою позицию.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 13273/22 от 09.11.2022), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

Рассмотрение жалобы проходило 14.11.2022, стороны обеспечили явку своих представителей.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении закупки Заказчик руководствовался Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее — Положение о закупке, Положение), Извещением об осуществлении закупки по закрытому запросу котировок на право заключения договора на поставку твердосплавного инструмента Gesac (или эквивалент) (далее также – Извещение).

Извещение о проведении закупки не публиковалось на официальном сайте ЕИС. В соответствии с Извещением:

Дата начала – дата и время окончания срока подачи заявок, место их подачи Заявки: подаются, начиная с «03» октября 2022г., и до 12 ч. 00 мин. «17» октября 2022 г. (по местному времени организатора закупки) в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЗЭТП.

Дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки): «24» октября 2022г. Указанная дата является датой подведения итогов закупки в случае, если по итогам рассмотрения и оценки заявок не будет принято решение о проведении переторжки.

Дата подведения итогов закупки: «31» октября 2022г. Указанная дата является датой подведения итогов закупки в случае, если по итогам рассмотрения и оценки заявок будет принято решение о проведении переторжки.

По мнению Заявителя его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями Заказчика при проведении закупки, а именно Заявитель считает неправомерным неприменения при оценки его заявки правил о приоритете товара российского происхождения, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 925 (ред. от 16.05.2022) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее также – Постановление №925).

3. Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Извещения, Комиссия Пермского УФАС в рамках заявленного довода о неправомерном неприменении правил о приоритете товара российского происхождения, установленных Постановлением № 925, сообщает следующее.

В соответствии с протоколом №96-4 от 26.10.2022 на участие в закупке было подано 5 заявок под номерами 74875 (Победитель закупки), 66352, 20347, 88341, 78546 (Заявитель) соответственно. Заявке №66352 решено отказать в допуске к участию в закупке на основании подп. 4.12.13(3) Извещения о закупке: «несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 – 9 и п. 12 информационной карты». Размеры фрез поз.№ 30 и 33, указанные в Техническом предложении участника, не соответствуют требованиям Технического задания.

Исходя из представленных письменных пояснений Заказчика, а также анализа заявок участников закупки, установлено, что участниками предлагался к поставке товар следующих стран-производителей в соответствии с коммерческими предложениями:

Заявка №74875 (Победитель закупки) – Китайская народная республика, заявка №78546 (Заявитель) – Российская Федерация, Китайская народная республика; заявка №88341 - Китайская народная республика, заявка №20347 – Республика Корея.

В соответствии с пп. 19.19.1 п. 19.19 Главы 7 Положения приоритет в обязательном порядке предоставляется при проведении закупок исключительно заказчиками I группы следующих способов закупки:

(1)конкурс;

(2)аукцион;

(3)запрос предложений;

(4)запрос котировок;

(5)упрощенная закупка;

(6)состязательные переговоры;

(7)ценовой запрос на ЭТП.

Согласно пп. 19.19.10 п. 19.19 Главы 7 Положения 19.19.10 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (пункт 8 ПП 925).

В соответствии с пп. 3 Приложения №2 к Информационной карте Документации Оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложение о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по критерию оценки «Цена договора или цена за единицу продукции» производится по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке (предоставление приоритета).

В соответствии со ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 (далее - Постановление № 925).

Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Из анализа Постановления № 925 следует, что российское происхождение товаров (работ, услуг), является законодательно установленной характеристикой Приоритета, который применяется к товарам (работам, услугам).

В пункте 2 Постановления № 925 предусмотрен следующий порядок предоставления приоритета товарам российского происхождения: при осуществлении закупок товаров способом, при котором победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (выбранный третьим лицом способ проведения закупки - запрос котировок подпадает под данное условие), оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 3 Постановления № 925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Подпунктом "а" пункта 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

В силу подпункта "б" пункта 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке положения об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке и такое положение было закреплено в документации к извещению о проведении аукциона.

Согласно пп. «в» п. 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случаях, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

В части 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года включает в себя положения Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947, приложенного к заключительному акту, принятому по завершении второй сессии подготовительного комитета конференции организации объединенных наций по торговле и занятости (исключая протокол о временном применении), с уточнениями, поправками или изменениями, внесенными на основании положений правовых актов, которые вступили в силу до даты вступления в силу соглашения о ВТО.

Согласно пункту 1 статьи 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон.

В соответствии с пунктом 4 статьи III части II Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. положения этого пункта не препятствуют применению дифференцированных внутренних сборов за перевозку, которые основаны исключительно на экономических показателях средств транспорта, а не на национальном происхождении товара.

Согласно пункту 1 статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 договаривающиеся стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства.

Данная норма в сочетании с пунктом 4 статьи 3 ГАТТ-1947 означает, что товары с территорий стран-участниц ВТО могут предлагаться в закупках по Закону о закупках на равных с российскими товарами.

Таким образом, приоритет, предусмотренный Постановлением № 925, предоставляется товарам (подрядчикам, исполнителям) стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), т.е. товары этих стран в рамках исполнения Постановления приравниваются к товарам российского происхождения.

Непредставление товарам из рассматриваемых стран приоритета наравне с российскими товарами нивелирует содержащиеся в части 8 Постановления № 925 требования, равно как и общие принципы международной торговли, закрепленные в нормативно-правовых актах, обязательство исполнения которых взяла на себя Российская Федерация.

Цель установления данного условия, а также целесообразность его (условия) установления, не является предметом исследования антимонопольного органа при рассмотрении жалобы.

Часть 8 Постановления предусматривает, что товары, происходящие из стран - членов ВТО, стран - членов ЕАЭС, рассматриваются наравне с российскими товарами.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, руководствуясь подп. "в" ч. 6 Постановления № 925, учитывая, что участниками предложен товар, производимый в Российской Федерации, Китайской народной республике и Республики Корея, Закупочной комиссией АО «ОДК-ПМ» при проведении спорной закупки правомерно не был предоставлен приоритет ни одному из участников.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Компания «ПромАрсенал» (ИНН: 7453049790; КПП: 744801001; ОГРН: 1027403893637) на действия Акционерного общества «ОДК-Пермский моторы» (ОГРН: 1025900893864, Дата присвоения ОГРН: 29.09.2002, ИНН: 5904007312, КПП: 590401001), Закупочной комиссии АО «ОДК-ПМ» при организации и проведении запроса котировок, предметом которого является Поставка твердосплавного инструмента Gesac (или эквивалент), индивидуальный номер 1713-2022-01896 (извещение №222249900295 на официальном сайте ЭТП ООО «АСТ-ГОЗ»), необоснованной.

2. Предписание не выдавать.

Заместитель Председателя Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии <...>

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...>, (342) 235-10-36

 

 

 

2022-2790

 

 

Связанные организации

АО "ОДК-ПМ"
ИНН 5904007312, ОГРН 1025900893864
ООО "ПромАрсенал"
ИНН 7453049790, ОГРН 1027403893637
ООО "АСТ-ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287