Решение б/н Решение по делу № 465-12-а от 11 сентября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         РЕШЕНИЕ

              по делу № 465-12-а

                                                                                                 

20.07.2012г.                                                                                                       г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена "04" июля 2012г.

В полном объеме решение изготовлено "20" июля 2012г.

           

         Комиссия Пермского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

<...>

рассмотрев дело  № 465-12-а по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Пермского края  (614006, г. Пермь, ул. Куйбышева, 14) ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Коммунальные Системы» рынке услуг водоснабжения и водоотведения  на территории Кизеловского городского поселения Пермского края, в предоставлении МУП «Тепловодснаб» необоснованных преимущественных условий деятельности на данном товарном рынке, что приводит или может привести к ограничению конкуренции в границах Кизеловского городского поселения Кизеловского муниципального района Пермского края,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России, Управление) рассмотрено заявление ООО «Коммунальны системы» (вх. №5062-11 от 13.04.2012г.) (далее также – заявитель, Общество) о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий Региональной энергетической комиссией Пермского края путем издания   Постановления от 30.11.2011 № 211-в «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 25.08.2011 № 167-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район)», в приложении к которому были исключены тарифы на водоснабжение и водоотведение, установленные ООО «Коммунальные системы Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее также – РЭК ПК) от 25.08.2011г. №167-в, в приложении к которому указаны тарифы на оказание услуг по Кизеловскому городскому поселению, а также путем предоставления МУП «Тепловодснаб» необоснованных преимущественных условий деятельности, способствующих неосновательному обогащению предприятия путем издания Постановлениея РЭК ПК от 30.11.2011г. №208-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП «Тепловодснаб» Кизеловский район» о согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению МУП «Тепловодснаб» на 2012г. и утверждены тарифы согласно приложению. 

То есть, ООО «Коммунальные системы», оказывая услуги водоснабжения и водоотведения для конечных потребителей в границах Кизеловского городского поселения, не имеет утвержденных РЭК ПК тарифов, а МУП «Тепловодснаб», являясь производителем питьевой воды и предоставляющий только услуги водоснабжения незначительной категории потребителей , пользуется утвержденным РЭК ПК тарифом как на услуги по водоснабжению, так и водоотведению в границах всего Кизеловского городского поселения, не оказывая их в действительности.

Как указал представитель заявителя, следствием принятия Постановления РЭК ПК от 30.11.2011 г. № 208-в, которым без достаточных на то оснований были установлены тарифы для МУП «Тепловодснаб» и Постановления от 30.11.2011 г. № 211-в, которым были исключены с 01.01.2012 г. из Постановления РЭК ПК от 25.08.2011 г. тарифы для потребителей ООО «Коммунальные системы» в Кизеловском городском поселении, стало значительное сокращение сборов за фактически оказываемые Обществом коммунальные услуги потребителям Кизеловского городского поселения.

Так, например, из начисленных физическим лицам в январе 2012 г. 2 913 774,58 руб. на счет Общества было зачислено 1 389 554,74 руб. или 48 процентов от начисленной суммы; в феврале 2012 г. из начисленных физическим лицам 2 656 023,63 руб. поступило 1 678 740,71 руб. или 63 процента; в марте 2012 г. из 2 653 566,79 руб. на счет Общества поступило 2 009 383,56 руб. или 76 процентов. В целом за первый квартал 2012 г., когда действовало Постановление № 211-в сбор из начисленных физическим лицам 8 223 365,0 руб. на счет Общества поступило 5 077 578,41 руб. или 62 процента, недосбор с физических лиц составил 3 145 787,59 руб. По сравнению с четвертым кварталом 2011 г., когда в полном объеме действовало Постановление от 25.08.2011 г. № 167-в, сбор с физических лиц в период действия Постановления РЭК ПК от 30.11.2011 г. сократился на 18 процентов. (Таблица «Уровень начисления и сбора платежей с населения за водоснабжение и водоотведение по КГПза 1 кв. 2012 г.» прилагается.)

Кроме того, после вступления в силу Постановления РЭК ПК от 30.11.2011 г. № 208-в и Постановления РЭК ПК от 30.11.2011 г. № 211-в при наличии подтвержденных договоров прекратили производить оплату за оказываемые Обществом коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению подведомственные администрации Кизеловского муниципального района бюджетные учреждения. В результате за первый квартал не были оплачены оказанные Обществом услуги на сумму 453 136,77 руб. (Таблица «Список организаций, не оплативших за услуги водоснабжения и водоотведения за 1 квартал 2012 г.» прилагается.)

По причине исключения тарифа с первого квартала 2012 г. прекратил оплачивать Обществу за поставку питьевой воды и прием сточных вод самый крупный потребитель в Кизеловском муниципальном районное - ООО «УралТеплоЭнерго», задолженность которого по итогам первого квартала ставила 1 564 274,58 руб.

Таким образом, в период действия Постановления от 30.11.2011 г. № 208-в и Постановления РЭК ПК от 30.11.2011 г. № 211-в Общество понесло убытки за фактически оказанные услуги на сумму 5162924,56 руб.

В тот же период МУП «Тепловодснаб» производило начисление и сбор платежей конечным потребителям по тарифам, установленным Постановлением РЭК ПК от 30.11.2011 г. без достаточных на то законных оснований, поскольку не имело в собственности, аренде или ином виде пользования имущества, необходимого для оказания указанных выше коммунальных услуг конечным потребителям. Таким образом, РЭК ПК, приняв Постановление от 30.11.2011 г. № 208-в и Постановление от 30.11.2011 г. № 211-в, допустило нарушение антимонопольного законодательства, создав необоснованные препятствия осуществлению хозяйственной деятельности юридическому лицу – Обшеству с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы» и введя фактическое ограничение Обществу в осуществлении уставной деятельности по оказанию коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

По мнению ООО «Коммунальные системы» в действиях РЭК ПК усматривается нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в нарушении запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые привели к ограничению конкуренции в отношении Общества путем принятия РЭК ПК Постановления от 30.11.2011 г. № 208-в об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для потребителей МУП «Тепловодснаб», которое фактически эти услуги в Кизеловском городском поселении не оказывало, и Постановления от 30.11.2011 г. № 211-в об исключения тарифов из Постановления РЭК ПК № 167-в на указанные выше услуги для потребителей ООО «Коммунальные системы», которое оказывало коммунальные услуги по присоединенным к потребителям системам водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды имущества от 11.07.2011 г., в связи с чем просит отменить вышеуказанные нормативные правовые акты РЭК ПК.

Представитель РЭК ПК указала, что тариф на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП «Тепловодснаб» был установлен на основании его заявления с приложенными расчетными документами, а также Распоряжения Администрации района от 02.11.2011г.№451-р, в соответствии с которым на территории Кизеловского городского поселения оператором водоснабжения и водоотведения определено МУП «Тепловодснаб».

В настоящее время на основании Решения Арбитражного суда Пермского края по делу №А50-92/2012 от 24.04.2012г., заявления ООО «Коммунальные системы» от 17.03.2012г.  №304и 11.05.2012г. №540, в соответствии с Постановлением РЭК ПК от 31.05.2012г. №71-в для ООО «Коммунальные системы» утверждены тарифы на холодную воду и водотведение на 2012-2012г.г. на территории Кизеловского района, в т.ч. на территории Кизеловского городского поселения.

 

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в том числе, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод закреплены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон №210-ФЗ), который установление тарифов на товары и услуги коммунального комплекса относит к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решением Думы Кизеловского городского поселения от 28.04.2011г. №17 Кизеловскому муниципальному району передана часть полномочий Кизеловского городского поселения по решению вопросов местного значения: организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения – на срок с момента подписания по 31.12.2011г.  20.12.2011г. Решением Думы Кизеловского городского поселения передача данных полномочий продлена – до 01.09.2012г.

11.07.2011г. ООО «Торговый Альянс «Кама» и ООО «Коммунальные системы» заключили договор аренды имущества систем водоснабжения и водоотведения (скважины, 4 водозабора, водопроводные и канализационные сети, насосные, отстойники, водоемы, резервуары, насосы, эл.двигатели, коллекторы и пр. – более 260 видов имущества, находящегося в т.ч. на территории Кизеловского городского поселения) сроком действия с 11.07.2011г. по 31.12.2011г. в целях оказания услуг потребителям Кизеловского муниципального района по водоснабжению и водоотведению согласно его целевого назначения. В дальнейшем, 20.11.2011г. дополнительным соглашением данный договор аренды сторонами был продлен до 30.06.2012г., позднее – до 30.09.2012г.

Таким образом, системы водоснабжения, водоотведения, а также очистки сточных вод в границах Кизеловского городского поселения находятся с 11.07.2011г. по настоящее время в пользовании (владении) ООО «Коммунальные системы».

В соответствии с договором аренды муниципального имущества б/н от 12.07.2011г. между Администрацией Кизеловского муниципального района (далее также – Администрация района) и ООО «Коммунальные системы» (далее также – заявитель, общество) объект водоснабжения «от п. Ключи до г. Кизел» и водозабор «Красный камень» переданы в аренду обществу в целях оказания услуг  по водоснабжению населения и организаций Кизеловского городского поселения сроком с 12.07.2011г. по 12.08.2011г., дополнительным соглашением от 11.08.2011г. срок продлен до 01.09.2011г.

Письмом от 13.07.2011г. №1148 Администрация Кизеловского городского поселения (далее также – Администрация поселения) согласовала сдачу Администрацией района ООО «Коммунальные системы» объекта водоснабжения       «от п. Ключи до г. Кизел», а также водозабора «Красный камень» до момента подведения итогов конкурса по сдаче в аренду в соответствии с Законом защите конкуренции.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее также – РЭК ПК) от 25.08.2011г. №167-в утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район), в приложении к которому указаны тарифы на оказание услуг по Кизеловскому городскому поселению: питьевая вода – тариф без НДС 49,65 руб./м3; тариф с учетом НДС 58,59 руб./м3; водоотведение – тариф без НДС 14,90 руб./м3; тариф с учетом НДС 17,58 руб./м3.

Из приложения к данному Постановлению следует, что ООО «Коммунальные системы» осуществляет деятельность по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения как в Кизеловском городском поселении, так и в Северо-Коспашском сельском поселении, Центрально-Коспашском сельском поселении, Южно-Коспашском сельском поселении.

  Распоряжением Администрации района от 24.08.2011г. №372-р «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование» МУП «Тепловодснаб» переданы во временное безвозмездное пользование  объект водоснабжения «от п. Ключи до г. Кизел» и водозабор «Красный камень».

Одновременно, Распоряжением Администрации района от 24.08.2011г. №373-р «О принятии муниципального имущества по истечении срока аренды» была создана комиссия по приемке от ООО «Коммунальные системы» объекта водоснабжения       «от п. Ключи до г. Кизел» и водозабора «Красный камень».

31.08.2011г. Администрацией района и МУП «Тепловодснаб» подписаны акты приема-передачи объекта водоснабжения «от п. Ключи до г. Кизел» и водозабора «Красный камень».

01.09.2012г. между Администрацией района и МУП «Тепловодснаб» был заключен договор б/н безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, а именно: объект водоснабжения «от п. Ключи до г. Кизел» и водозабор «Красный камень», действие которого было продлено дополнительным соглашением  от 02.02.2012г. на срок – до 01.05.2012г.

Также 01.09.2011г. между Администрацией района и МУП «Тепловодснаб» был заключен договор б/н о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения имущественного комплекса «Луньевский водозабор», по адресу: г. Кизел, пос. Шахта, сроком действия – до 31.12.2011г.

МУП «Тепловодснаб» осуществлял только услугу по водоснабжению части г. Кизел, а забор воды происходил через водозабор «Красный камень. Абонентом МУП «Тепловодснаб» являлось ООО «Коммунальные системы» на подачу воды до резервуаров коммунальной системы водоснабжения, находящейся в аренде у ООО «Коммунальные системы», от  водозабора «Ключи» по двум ниткам водовода до границы ответственности ООО «Коммунальные системы» и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Углеуральского» Губахинского муниципального района на отпуск питьевой воды с водозабора «Ключи».

Услуги по водоотведению МУП «Тепловодснаб» не оказывает.

Постановлением РЭК ПК от 03.11.2011г. №194-в «О тарифах на услуги водоснабжения для потребителей МУП «Тепловодснаб» (Кизеловский район) МУП «Тепловодснаб» был установлен тариф на производство питьевой воды без НДС 11,50рум.м3 с учетом НДС 13,57 руб.м3.

 Таким образом, на территории Кизеловского городского поселения на рынке водоснабжения осуществляли деятельность МУП «Тепловодснаб» и ООО «Коммунальные системы», а на рынке водоотведения ООО «Коммунальные системы».

Распоряжением Администрации района от 02.11.2011г. №451-р «Об операторах водоснабжения и водоотведения» установлено, что оператором водоснабжения и водоотведения на территории Кизеловского городского поселения с 02.11.2011г. необходимо считать МУП «Тепловодснаб». Директору МУП «Тепловодснаб» указано принять меры по утверждению тарифа для конечных потребителей услуг водоснабжения и водоотведения  в РЭК ПК и принять меры по заключению договоров с конечными потребителями данных услуг.

Письмом от 21.11.2011г. №479-ри, направленным в МУП «Тепловодснаб» и в РЭК РК Администрация района сообщила, что с 01.09.2011г. поставщиком коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Кизеловского городского поселения и Шахтинского сельского поселения, входящего в состав района, является МУП «Тепловодснаб». Данным предприятием для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, используются те же объекты, которые ранее эксплуатировались ООО «Коммунальные системы».

В письме Администрация района согласовала переутверждение тарифов, утвержденных Постановлениями РЭК ПК №167-в от 25.08.2011г. и №130-в от 19.05.2011г. для применения с 01.11.2011г. в отношении потребителей МУП «Тепловодснаб», находящихся на территории Кизеловского района. Ориентировочный месячный объем водопотребления: население – 45 тыс.м3, бюджетные организации – 5 тыс.м3, прочие потребители – 20 тыс.м3, итого 70 тыс.м3.

На основании письма Администрации района от 21.11.2011г. №479-ри и заявлений МУП «Тепловодснаб», в т.ч. от 29.11.2011г. №69 о переутверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, утвержденные ООО «Коммунальные системы»  с указанием ориентировочного месячного объема водопотребления: население – 45 тыс.м3, бюджетные организации – 5 тыс.м3, прочие потребители – 20 тыс.м3, итого 70 тыс.м3 Постановлением РЭК ПК от 30.11.2011г. №208-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП «Тепловодснаб» (Кизеловский район)» была согласована производственная программа по водоснабжению и водоотведению МУП «Тепловодснаб» на 2012г. и утверждены тарифы согласно приложению: питьевая вода – тариф без НДС 43,12 руб./м3; тариф с учетом НДС 50,88 руб./м3; водоотведение – тариф без НДС 14,90 руб./м3; тариф с учетом НДС 17,58 руб./м3, которые вступили в силу с 01.01.2012г. сроком действия по 31.12.2012г. То есть, тариф на питьевую воду МУП «Тепловодснаб» был снижен, а тариф на водоотведение остался прежним.

Одновременно, 30.11.2011г. Постановлением РЭК ПК №211-в были внесены изменения в Постановление РЭК ПК от 25.08.2011г. №167-в, в соответствии с которым из приложения к нему были исключены п.п. 1, 1.1., 1.2,  касающиеся установления тарифов ООО «Коммунальные системы» на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей Кизеловского городского поселения.

То есть, сложилась ситуация при которой ООО «Коммунальные системы», оказывая услуги водоснабжения и водоотведения для конечных потребителей в границах Кизеловского городского поселения, не имело утвержденных РЭК ПК тарифов, а МУП «Тепловодснаб», являясь производителем питьевой воды и предоставляющий только услуги водоснабжения незначительной категории конечных потребителей  в одном из районов города, пользуется утвержденным РЭК ПК тарифом как на услуги по водоснабжению, так и водоотведению в границах всего Кизеловского городского поселения, не оказывая их в действительности.

19.04.2012г. Комиссией Пермского УФАС России по делу №135-12-а был признан факт нарушения Администрацией Кизеловского городского поселения и Администрацией Кизеловского муниципального района ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Коммунальные системы, создании дискриминационных условий деятельности ООО «Коммунальные системы» по сравнению с МУП «Тепловодснаб» и предоставление муниципальной преференции МУП «Тепловодснаб» в нарушении главы 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗЗ «О защите конкуренции».   

Администрациям были выданы предписания о принятии мер по обеспечению конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения в границах Кизеловского городского поселения, которые были исполнены в полном объеме. В частности, муниципальное имущество: незавершенный строительством объект: «Реконструкция и замена объектов водоснабжения от п. Ключи до г. Кизел», протяженностью 18264,57 п.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, пос. Углеуральский – Кизел, стоимостью 278464924,56 руб. (далее также – объект водоснабжения «от п.Ключи до г. Кизел);  водозабор «Красный камень», общая площадь 102,5 кв.м., расположенный по адресу: Кизеловское городское поселение, мкр. шахта им. Ленина, стоимостью 1681726,24 руб. были изъяты у МУП «Тепловодснаб», отменено Распоряжение от 02.11.2011г. №451-р «Об операторах водоснабжения и водоотведения» с извещением об этом РЭК ПК, отозвано письмо от 21.11.2011г. №479-ри, направленное в МУП «Тепловодснаб» и Региональную энергетическую комиссию Пермского края.

Также, Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2012г. по делу №А50-92/2012 по иску ООО «Коммунальные системы» Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 30.11.2011 № 211-в «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 25.08.2011 № 167-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район)» недействующим, как несоответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее также – Закон №210-ФЗ), ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.

В соответствии со статьей 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Закона 210-ФЗ. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

На основании Закона № 210-ФЗ 14.07.2008 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 520 (далее - Постановление N 520), которым утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального

комплекса (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Основ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.

Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (пункт 14 Основ).

В пункте 18 Основ определены методы, применяемые для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Это метод установления фиксированных тарифов, метод установления предельных тарифов, метод индексации установленных тарифов.

Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования (п. 19 Основ).

Согласно пункту 20 Правил решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской

Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.

В статье 14 Закона № 210-ФЗ установлено, что основаниями для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются: объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации; нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы; предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках; предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации; предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования; вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч.3 ст.17 Закона №210-ФЗ орган регулирования субъекта Российской Федерации наделен соответствующими правами, в том числе: запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате, определяемом органом регулирования субъекта Российской Федерации (п.1); осуществлять сбор информации об установленных тарифах и надбавках, а также об их применении, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе в рамках государственной информационной системы (п.2) и т.д. Данные положения установлены и в Положении о РЭК ПК (п.4.1.1).

В соответствии с приложением 1 «Перечень документов, представляемых организациями коммунального комплекса всех форм собственности, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Пермского края, в Региональную энергетическую комиссию Пермского края для утверждения тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов» (далее также – Перечень) к письму РЭК ПК №СЭД-46-03-08-285 от 06.10.2010г. «Об установлении тарифов на водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию ТБО», адресованное руководителям организаций коммунального комплекса, к заявлению об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса предоставляются, в т.ч.: пояснительная записка, обосновывающая необходимость установления (изменения) тарифов, содержащая наименование всех видов деятельности, осуществляемых организацией; копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание эксплуатации водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений, полигона ТБО предприятия; производственная программа организации коммунального комплекса по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, разработанная в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007г. №101; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; объемы реализованных услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, утилизации (захоронению) ТБО по каждому муниципальному образованию, обслуживаемому организацией коммунального комплекса, в натуральном выражении, а также в процентном отношении относительно общего объема реализованных организацией коммунального комплекса услуг; реестр договоров, заключенных со сторонними потребителями на оказание услуг водоснабжения, водоотведения и очитки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО (с указанием наименования потребителя, номера и срока действия договора, объемов потребности в водоснабжении, водоотведении и очистки сточных вод, утилизации (захоронении) ТБО); заверенные копии договоров на оказание услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронении) ТБО сторонним потребителям (со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью договора) для подтверждения данных реестра; реестр счетов-фактур, выставленных потребителям услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО, за отчетный год и последний отчетный период текущего года (с указанием наименования потребителя, номера и даты выставленного счета, объема оказания услуг, стоимости услуги водоснабжения (водоотведения и очистки сточных вод) и суммы оплаты, в том числе итоговых величин за рассматриваемый отчетный период); копии договоров на водоснабжение (водоотведение и очистку сточных вод) от организации коммунального комплекса для последующей транспортировки и реализации потребителям (предоставляется при наличии стороннего источника водоснабжения (водоотведения и очистки сточных вод) помимо собственного, а также для утверждения стоимости услуг на водоснабжение (водоотведение и очистку сточных вод) через насосные станции и водопроводные (канализационные) сети предприятия или организации; копия схемы полигона ТБО, схемы водоснабжения (водоотведения) с указанием всех объектов, протяженности водопроводных (канализационных) сетей, границ раздела эксплуатационной ответственности между поставщиком и потребителями услуг.

В соответствии с ч.2 п.47 «Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных Приказом Министерства Регионального развития РФ от 15.02.2011г. №47 (далее также – Приказ Минрегиона) тарифы на питьевую воду рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом расходов на покупку воды питьевого качества и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с очисткой воды, транспортировкой воды.

В соответствии с ч.1 п.52 Приказа Минрегиона тарифы на водоотведение рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортировкой стоков, очисткой стоков и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод.

На основании представленных документов для МУП «Тепловодснаб» Постановлением РЭК ПК от 03.11.2011 №194-в утвержден тариф на производство питьевой воды с 01.01.2012, указанным постановлением согласована производственная программа организации на 2012 год.

18.10.2011 в РЭК ПК поступило заявление МУП «Тепловодснаб» об установлении тарифов по водоснабжению.

Приказом РЭК ПК от 01.11.2011г. №161-од открыто дело об установлении тарифов на услуги водоснабжения МУП «Тепловодснаб» (Кизеловский район).

21.11.2011г. в РЭК ПК Администрацией Кизеловского муниципального района было направлено письмо №479-ри о том, что на территории Кизеловского городского поселения и Шахтинского сельского поселения, входящих в состав Кизеловского муниципального района, поставщиком коммунальных услуг является МУП «Тепловодснаб». В письме указано, что данным предприятием для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, используются те же объекты, которые ранее эксплуатировались ООО «Коммунальные системы».

В связи с этим, Администрация согласовала переутверждение тарифов, утвержденных Постановлениями РЭК ПК №167-ву от 25.08.2011г. и №130-в от 19.05.2011г. для применения с 01.11.2011г. в отношении потребителей МУП «Тепловодснаб», находящихся на территории Кизеловского муниципального района. Ориентировочный объем месячного потребления: население – 45 тыс.м3, бюджетные организации – 5 тыс. м3, прочие потребители  - 20 тыс.м3, итого – 70 тыс. м3.

В свою очередь, 29.11.2011 письмом №67 МУП «Тепловодснаб» сообщил в адрес РЭК ПК информацию об вышеуказанных ориентировочных объемах месячного водопотребления и направил копию распоряжения Главы от 02.11.2011 №451-р, согласно которому с 02.11.2011 на территории Кизеловского городского поселения оператором водоснабжения и водоотведения определено МУП «Тепловодснаб».

Постановлением РЭК ПК от 30.11.2011г. №208-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП «Тепловодснаб» (Кизеловский район)» была согласована производственная программа по водоснабжению и водоотведению МУП «Тепловодснаб» на 2012г. и утверждены тарифы согласно приложению (Кизеловское городское поселение): питьевая вода – тариф без НДС 43,12 руб./м3; тариф с учетом НДС 50,88 руб./м3; водоотведение – тариф без НДС 14,90 руб./м3; тариф с учетом НДС 17,58 руб./м3, которые вступили в силу с 01.01.2012г. сроком действия по 31.12.2012г.

Одновременно РЭК ПК принято Постановление от 30.11.2011 № 211-в «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 25.08.2011 № 167-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район)». Основанием для отмены тарифов явилось заключение РЭК ПК от 03.11.2011 об обоснованности тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП «Тепловодоснаб» и выводы правления РЭК ПК (выписка из протокола от 30.11.2011 относительно того, что в связи с установлением тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП «Тепловодснаб» (Кизеловский район) необходимо внести изменения в постановление РЭК ПК от 25.08.2011 №167-в, путем исключения из приложения п.п.1,1.1,1.2.

По смыслу ст.13 и ст.14 Закона №210-ФЗ экспертное заключение органа регулирования тарифов (в отношении обоснованности тарифов МУП «Тепловодснаб») не относится к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса (заявителя), влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, и, следовательно, такое заключение не является основанием для досрочного пересмотра или отмены тарифов. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможности досрочного пересмотра тарифов на основании объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг этой организации, по инициативе органа регулирования.

Также по смыслу ст. 3 Закона №210-ФЗ, правомерность и обоснованность установления органом регулирования тарифов является основополагающим принципом регулирования тарифов и надбавок, перечисленным в данной статье Закона.

На момент вынесения Постановлений РЭК ПК от 30.11.2011г. №208-в и от 30.11.2011 № 211-в производственная деятельность ООО «Коммунальные системы» осуществлялась в Кизеловском городском поселении путем добычи питьевой воды из арендованных источников, накопления, распределения и отпуска (в том числе покупной) питьевой воды и приема сточных вод по присоединенным к потребителям (абонентам) арендованным у собственника ООО «Торговый Альянс «Кама» - коммунальным сооружениям и системам водоснабжения и водоотведения, а производственная деятельность МУП «Тепловодснаб» осуществлялась в Кизеловском городском поселении путем подъема и продажи питьевой воды.

Таким образом, в случае изменения или отмены тарифа РЭК ПК обязана была изучить материалы тарифного дела ООО «Коммунальные системы», составить соответствующее экспертное заключение, в рамках государственного контроля сделать соответствующие запросы и вынести вопрос на заседание правления РЭК ПК с участием представителей заинтересованного в данном вопросе лица, а при утверждении тарифов для МУП «Тепловодснаб», РЭК ПК была обязана запросить у органов местного самоуправления, муниципального унитарного предприятия информацию и необходимые материалы, в т.ч. копии реестров договоров со сторонними потребителями и копии договоров с потребителями Кизеловского городского поселения, документы о праве собственности, владения системами коммунального водоснабжения и канализации, очистными сооружениями и пр.   

На основании вышеизложенного Комиссией Пермского УФАС России усматривается нарушение процедуры и порядка отмены тарифа для ООО «Коммунальные системы», а также установления для МУП «Тепловодснаб» тарифов на водоснабжение и водоотведение при отсутствии достаточных оснований, предусмотренных Законом №210-ФЗ.

Частью 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления

таких действий (бездействия). В частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п.1), необоснованное

препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем: установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2), установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п.5), создание дискриминационных условий (п.8).

            Данный перечень запретов, установленных ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции,  не является исчерпывающим.

Так, создание органами власти преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном и том же товарном рынке, также является нарушением ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

 Комиссия Пермского УФАС России при рассмотрении настоящего дела усматривает, что при принятии Постановления от 30.11.2011 № 211-в «О внесении изменений в Постановление РЭК ПК от 25.08.2011 № 167-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район)», в приложении к которому были исключены тарифы на водоснабжение и водоотведение, установленные ООО «Коммунальные системы Постановлением РЭК ПК от 25.08.2011г. №167-в, в приложении к которому были указаны тарифы на оказание услуг по Кизеловскому городскому поселению, а также принятии  Постановления РЭК ПК от 30.11.2011г. №208-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП «Тепловодснаб» Кизеловский район» о согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению МУП «Тепловодснаб» на 2012г. и утверждению тарифов согласно приложению, РЭК ПК допущено нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона №135 –ФЗ.

РЭК ПК, исключив, без наличия на то законных оснований, в отсутствие соблюдения процедуры пересмотра тарифов, создала необоснованные препятствия осуществления деятельности заявителя на рынке водоснабжения и водоотведения, а также создала преимущественные условия деятельности МУП «Тепловодснаб» на данном товарном рынке, которое не предоставляло конечным потребителям услуги водоснабжения и водоотведения на всей территории Кизеловского городского поселения.   

В результате вынесения вышеуказанных Постановлений РЭК ПК для заявителя были созданы препятствия к доступу на рынок коммунальных услуг в Кизеловском городском поселении, а потребители введены в заблуждение относительно законности осуществления ООО «Коммунальные системы» и МУП «Тепловодснаб» производственной деятельности по отпуску питьевой воды и оказания услуг по водоотведению.

Конечным потребителям услуг водоснабжения и водоотведения, которые в действительности оказывает заявитель, имеющий на праве аренды водопроводную и канализационную сеть, приходят квитанции от МУП «Тепловодснаб» об оплате не оказанных им услуг.

Данное обстоятельство могло послужить неосновательному обогащению муниципального предприятия и  принести убытки для заявителя, который в создавшейся ситуации не имеет возможности оплатить долги за потребленную электроэнергию, арендную плату и по прочим договорам с контрагентами, что может привести его к банкротству.

Таким образом, со стороны РЭК ПК имеет место нарушение:

- ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Коммунальные системы» путем издания   Постановления от 30.11.2011 № 211-в «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 25.08.2011 № 167-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район)», в приложении к которому были исключены тарифы на водоснабжение и водоотведение, установленные ООО «Коммунальные системы» Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 25.08.2011г. №167-в, в приложении к которому были установлены тарифы на оказание услуг по Кизеловскому городскому поселению: питьевая вода – тариф без НДС 49,65 руб./м3; тариф с учетом НДС 58,59 руб./м3; водоотведение – тариф без НДС 14,90 руб./м3; тариф с учетом НДС 17,58 руб./м3;

- ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в предоставлении МУП «Тепловодснаб» необоснованных преимущественных условий деятельности путем издания Постановления РЭК ПК от 30.11.2011г. №208-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП «Тепловодснаб» (Кизеловский район)» о согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению МУП «Тепловодснаб» на 2012г. и утверждению тарифов (Кизеловское городское поселение) согласно приложению: питьевая вода – тариф без НДС 43,12 руб./м3; тариф с учетом НДС 50,88 руб./м3; водоотведение – тариф без НДС 14,90 руб./м3; тариф с учетом НДС 17,58 руб./м3, которые вступили в силу с 01.01.2012г. сроком действия по 31.12.2012г.

Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Закона №210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

В соответствии с нормами Закона о защите конкуренции, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 26.01.2011г. №30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Управление Федеральной антимонопольной службы осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

В связи с вступлением в силу Решения Арбитражного суда Пермского края по делу №А50-92/2012 о признании недействительным Постановления РЭК ПК от 30.11.2011г. №211-в «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 25.08.2011 № 167-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район)» недействительным, издания РЭК ПК Постановления от 31.05.2012г. №71-в для ООО «Коммунальные системы» об утверждении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2012-2012г.г. на территории Кизеловского района, в т.ч. на территории Кизеловского городского поселения, заявленное требование ООО «Коммунальные системы» об отмене Постановления РЭК ПК от 30.11.2011г. №211-в удовлетворению не подлежит.

 

         Основания для прекращения рассмотрения дела № 465-12-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Пермского УФАС России не установлены.

 

   На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

         РЕШИЛА:

        1. Признать факт нарушения Региональной энергетической комиссией Пермского края ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в:

 - необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Коммунальные системы» путем издания   Постановления от 30.11.2011 № 211-в «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 25.08.2011 № 167-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей ООО «Коммунальные системы» (Кизеловский район)», в приложении к которому были исключены тарифы на водоснабжение и водоотведение, установленные ООО «Коммунальные системы Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее также – РЭК ПК) от 25.08.2011г. №167-в, в приложении к которому указаны тарифы на оказание услуг по Кизеловскому городскому поселению: питьевая вода – тариф без НДС 49,65 руб./м3; тариф с учетом НДС 58,59 руб./м3; водоотведение – тариф без НДС 14,90 руб./м3; тариф с учетом НДС 17,58 руб./м3;

- предоставлении МУП «Тепловодснаб» необоснованных преимущественных условий деятельности путем издания Постановлениея РЭК ПК от 30.11.2011г. №208-в «О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП «Тепловодснаб» (Кизеловский район)» о согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению МУП «Тепловодснаб» на 2012г. и утверждены тарифы согласно приложению: питьевая вода – тариф без НДС 43,12 руб./м3; тариф с учетом НДС 50,88 руб./м3; водоотведение – тариф без НДС 14,90 руб./м3; тариф с учетом НДС 17,58 руб./м3, которые вступили в силу с 01.01.2012г. сроком действия по 31.12.2012г.

 

2. Выдать Региональной энергетической комиссии Пермского края предписание о прекращении в срок до 20.09.2012 г. нарушения антимонопольного законодательства, а именно, в рамках имеющихся полномочий и с учетом выявленных нарушений принять меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения в границах Кизеловского городского поселения, а именно, обеспечить  в соответствии с действующим законодательством установление для МУП «Тепловодснаб» экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для его потребителей в Кизеловском городском поселении.    

 

ПРЕДПИСАНИЕ №465-12-а

 

 

20 июля 2012 г.                                                                                                             г. Пермь

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<...>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.07.2012 г. по делу №465-12-а о нарушении Региональной энергетической комиссией Пермского края  (614006, г. Пермь, ул. Куйбышева, 14) ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Коммунальные Системы» рынке услуг водоснабжения и водоотведения  на территории Кизеловского городского поселения Пермского края, в предоставлении МУП «Тепловодснаб» необоснованных преимущественных условий деятельности на данном товарном рынке, что приводит или может привести к ограничению конкуренции в границах Кизеловского городского поселения Кизеловского муниципального района пермского края,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Региональной энергетической комиссии Пермского края прекратить в срок до 20.09.2012 г. нарушение ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, в рамках имеющихся полномочий и с учетом выявленных нарушений принять меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения в границах Кизеловского городского поселения, а именно, обеспечить  в соответствии с действующим законодательством установление для МУП «Тепловодснаб» экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для его потребителей в Кизеловском городском поселении.    

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны