Решение б/н Решение и предписание по делу № 481-13-а от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 481-13-а

 

«21» августа 2013 г.                                                                                                        г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена "02" августа 2013 г.

 В полном объеме решение изготовлено "21" августа 2013 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

в ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения Соликамской городской Думы (Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 106), Администрацией г. Соликамск (Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 106) выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем:

- отказа ИП Шешукову А.В. в предоставлении субсидии начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством РФ (письмо от 07.02.2013 г. №СЭД-026-02-09б-67);

- принятия п. 5.1.4 Правил предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Соликамском городском округе в 2012 году, утвержденных постановлением Администрации от 12.11.2012 г. №1420-па, а также раздела 8 Программы развития малого и среднего предпринимательства», утвержденной решением Соликамской городской Думы от 27 февраля 2008 г.  № 304, в части ограничения прав хозяйствующих субъектов на получение поддержки, в случае осуществления ими деятельности, не являющейся приоритетной для г. Соликамск,

что приводит, или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции (равного доступа) на получение указанной поддержки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.04.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление ИП Шешукова А.В. (вх.№04382-13) о нарушении органами местного самоуправления г. Соликамска антимонопольного законодательства при организации и проведении отбора начинающим субъектам среднего и малого предпринимательства в целях оказания им поддержки (предоставление субсидии).

Заявитель указал, что письмом Администрации г. Соликамска (далее также – Администрация) от 07.02.2013 г. №СЭД-026-02-09б-67 ему отказано в выделении субсидии, в связи с осуществлением им деятельности, не являющейся приоритетной (деятельность в области права).

По мнению заявителя, данный отказ не основан на нормах действующего федерального законодательства, и, как следствие противоречит требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции).

Администрация г. Соликамска с доводами заявителя не согласна, указывает на соответствие процедуры отбора требованиям действующего законодательства РФ, а также нормативным правовым актам Соликамского городского округа, в т.ч. Решению Соликамской городской Думы от 27.02.2008 г. №304 «Об утверждении муниципальной целевой программы «развитие малого и среднего предпринимательства», которой установлены приоритетные отрасли (направления) поддержки малого и среднего предпринимательства.

Соликамская городская указывает на законность и обоснованность установления приоритетных отраслей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в части необходимости оказания поддержки указанным лицам с учётом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (ст. 11 Федерального закона  от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также – Закон о местном самоуправлении) содействие развитию малого и среднего предпринимательства является вопросом местного значения городского округа.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

12.11.2012 г. Администрацией г. Соликамска принято постановление №1420-па «Об утверждении правил предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Соликамском городском округе в 2012 г.» (далее также – Правила).

Пунктом 5.1.4 Правил установлено, что гранты начинающим субъектам малого предпринимательства (далее – гранты) – это субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, которые предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, при соблюдении следующих условий, одним из которых является осуществления предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях поддержки предпринимательства, предусмотренных муниципальной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства», утвержденной решением Соликамской городской Думы от 27 февраля 2008 г.  № 304 (далее также – Программа).

В разделе 8 Программы указано: «Исходя из потенциала города и сложившейся на текущий момент ситуации, в целях стимулирования дальнейшего развития малого предпринимательства и оказания ему поддержки со стороны местного самоуправления определены следующие приоритетные для города виды деятельности:

инновационная деятельность, промышленное производство, строительство, глубокая лесопереработка, утилизация и переработка твердых бытовых отходов, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, общественное питание, социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, сельскохозяйственное производство, сельский и экологический туризм, ремесленная деятельность, народные художественные промыслы».

21.11.2012 г. на официальном сайте администрации в сети «Интернет»                          (www.adm.solkam.ru) опубликовано объявление о приёме заявок и документов на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности.

30.11.2012 г. в Администрацию поступила заявка ИП Шешукова А.В. на получение гранта, в  связи с началом осуществления деятельности в сфере права.

Согласно протокола №1 заседания комиссии по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Соликамском городском округе в 2012 г. от 18.12.2012 г. в Администрацию поступили заявки от 9 лиц (ООО «Джей Би»,                             ООО «Эверест», ИП Лыткин Е.В, ООО «Медицинский центр «Здоровье», ИП Прибыткова Е.В., ИП Чуклинов А.В., ИП Быкова А.В., ИП Шитов А.А., ООО «Сфера»), между которыми, в последствии, и были распределены гранты.

07.02.2013 г.  в адрес ИП Шешукова А.В. поступило письмо Администрации (СЭД-026-02-09б-67) с разъяснением отказа в приёме заявки заявителя.

В частности в письме указано, что в связи с осуществлением ИП Шешуковым А.В. деятельности, не являющейся приоритетной (согласно Программы), поданная заявка была возвращена ему лично в руки, в присутствии работников отдела развития предпринимательства и торговли управления экономической политики Администрации, в отсутствие возражений с его стороны.

Таким образом, на территории г. Соликамска субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку, осуществляя деятельность, исключительно в сферах деятельности, являющихся приоритетными (согласно – Программы).

Между тем, регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ст. 1 названного Закона).

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее также – Закон о предпринимательстве) основным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В силу п. 1 ст. 14 Закона о предпринимательстве основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года                N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, для соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ органы местного самоуправления г. Соликамска обязаны организовать и провести отбор субъектов малого и среднего предпринимательства (рассмотреть заявки) в соответствии с положениями Закона о предпринимательства и на равных для всех условиях.

Между тем, представленные в материалы дела документы свидетельствуют, что указанные требования Администрацией не соблюдены.

В частности, одновременно с отказом заявителю в приёме заявки на получение гранта по указанному выше основанию, Администрация приняла и рассмотрела заявки иных субъектов малого и среднего предпринимательства (ИП Чуклинова А.В., ООО «Джей Би»), которые, в свою очередь, также как и ИП Шешуков А.В. не осуществляют деятельность, являющуюся приоритетной (согласно Программы).

Так в заявке ООО «Джей Би» указано, что Общество просит предоставить грант в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности по бизнес-плану предприятия - создание сайтов и их продвижения.

Данный вид деятельности по ОКВЭД подпадает под деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код 72.4).

В заявке ИП Чуклинова А.В. содержится просьба о предоставлении гранта, в связи с началом предпринимательской деятельности по созданию центра оказания коммуникационных услуг «ADVISER» (услуги по входящим, исходящим звонкам, предоставление услуг доступа к сети интернет), т.е. в связи с осуществлением деятельности в области связи (электросвязи) (код 64.20) по ОКВЭД.

Однако в Приложении №1 к протоколу №1 от 18.12.2012 г. виды деятельности ООО «Джей Би», ИП Чуклинова А.В. указаны как «Промышленное производство».

В ходе заседания Комиссии Пермского УФАС России, какие-либо пояснения по указанным фактам представитель Администрации дать не смог.

По мнению же антимонопольного органа, деятельность, указанная в заявках ООО «Джей Би», ИП Чуклинова А.В. может являться промышленным производством не на прямую, а лишь при очень широком толковании данного понятия.

При этом, учитывая принцип равенства всех субъектов малого и среднего предпринимательства в получении поддержки, а также требования антимонопольного законодательства, в т.ч. ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, следует сделать вывод, что Администраций надлежало распространить принцип «широкого толкования» вида деятельности заявителей ко всем обратившимся за поддержкой лицам, в т.ч. ИП Шешукову А.В., либо не распространять ни на кого.

Тем более, что социальное обслуживание населения представляет собой, в т.ч. деятельность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по оказанию социально-правовых услуг (ст. 1, ч. 3 ст. 4, ст. 13 Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

Также Комиссией Пермского УФАС России учтено, что фактически, решение о соответствии заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на получение грантов требованиям Правил, Программы принималось еще до заседания комиссии (письмо Администрации от 07.02.2013 г. СЭД-026-02-09б-67).

 

Учитывая вышеизложенное Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации г. Соликамска нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП Шешукову А.В., а также созданию преимущественных условий деятельности иным хозяйствующим субъектам, в т.ч. ООО «Джей Би», ИП Чуклинова А.В. путём различного подхода рассмотрения заявок субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, в т.ч. в части соответствия видов деятельности заявителей видам деятельности приоритетным для города, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению равенства хозяйствующих субъектов на получение поддержки, осуществляемой органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

 

Рассмотрение настоящего дела в отношении Соликамском городской Думы Комиссия Пермского УФАС России считает возможным прекратить, поскольку определение приоритетных видов деятельности соответствует положениям ст.ст. 9, 11 Закона о предпринимательстве.

Кроме того, Решение Соликамской городской Думы от 27.02.2008 г. №304 «Об утверждении муниципальной целевой программы «развитие малого и среднего предпринимательства» в настоящий утратило силу в связи с принятием решения Соликамской городской Думы от 29.05.2013 N 445.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 48, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать факт нарушения Администрацией г. Соликамска нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП Шешукову А.В., а также созданию преимущественных условий деятельности иным хозяйствующим субъектам, в т.ч. ООО «Джей Би», ИП Чуклинова А.В. путём различного подхода рассмотрения заявок субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, в т.ч. в части соответствия видов деятельности заявителей видам деятельности приоритетным для города, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению равенства хозяйствующих субъектов на получение поддержки, осуществляемой органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

 

2. Выдать Администрации г. Соликамска предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства, а также прав и законных интересов ИП Шешукова А.В., в т.ч. путём рассмотрения вопроса о предоставлении ему поддержки в 2013 г.

 

3. В отношении Соликамской городской Думы рассмотрение настоящего дела прекратить.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

По делу№481-13-а

 

«21» августа 2013 г.                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Пермского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе:

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего  решения  по делу №481-13-а о нарушении Администрации г. Соликамска ч. 1               ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации г. Соликамска в срок до 25.12.2013 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП Шешукову А.В., а также созданию преимущественных условий деятельности иным хозяйствующим субъектам, в т.ч. ООО «Джей Би», ИП Чуклинова А.В. путём различного подхода рассмотрения заявок субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, в т.ч. в части соответствия видов деятельности заявителей видам деятельности приоритетным для города, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению равенства хозяйствующих субъектов на получение поддержки, осуществляемой органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а именно:

в срок до 25.12.2013 г. в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом выявленного нарушения отозвать (отменить) письмо от 07.02.2013 г. СЭД-026-02-09б-67 и рассмотреть вопрос о предоставление поддержки ИП Шешукову А.В., в т.ч. в 2013 г.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны