Решение б/н Решение от 14 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
____________ № ____________________
На № __________ от ________________
|
ООО «РИО»
606000, Нижегородская область, г. Дзержинск, б. Мира, д.29, оф. 55
Info@rio-tec.ru
АО «ОДК-Пермские моторы»
614010, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, д. 93, к. 61
pmz@pmz.ru
Kilina-EMi@pmz.ru
Закупочная комиссия АО «ОДК-Пермские моторы»
614010, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, д. 93, к. 61
pmz@pmz.ru
Kilina-EMi@pmz.ru
Электронная торговая площадка
ООО «ЭТП»
info@mail.etprf.ru
Для сведения:
Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах
rezhim@prokurorperm.ru
Дело № 059/07/3-923/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «РИО» (вх. № 013782)
«11» августа 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>. начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей АО «ОДК-Пермские моторы» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), без участия ООО «РИО» (надлежащим образом уведомлены);
рассмотрев жалобу ООО «РИО» (вх. № 013782) (далее – заявитель) на действия АО «ОДК-Пермские моторы», Закупочной комиссии АО «ОДК-Пермские моторы» (далее – организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку фильтров-поглотителей ФП-300, ФПУ-200 и регенеративных патронов РП-100 (извещение № 32009344972, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
31.07.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на:
- наличие в составе Документации ссылки на конкретные ТУ;
- наличие недостоверных сведений в описании предмета закупки, поскольку закупаемый товар носит военный характер.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение) и Извещением об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку фильтров-поглотителей ФП-300, ФПУ-200 и регенеративных патронов РП-100 (далее – Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 05.06.2020 г., дата начала подачи заявок - 05.06.2020 г., дата окончания подачи заявок – 16.06.2020 г., дата подведения итогов закупки – 02.07.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Относительно довода о том, что в составе Документации ссылки на конкретные ТУ Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Так, разделом 9 Извещения предусмотрено, что технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к извещению (файл под названием «Техническое задание»).
К Извещению приложены три Технических задания, из анализа которых возможно сделать вывод о том, что в них отсутствуют конкретные ссылки на ТУ.
Однако, организатор торгов в Приложении № 1 к договору приложил спецификацию указав следующие требования к товарам: фильтр-поглотитель ФП-300 -ТУ 250.503.000, Фильтр-поглотитель ФПУ-200 - ТУ 4801, регенеративный патрон РП-100 - ТУ Г-10-1074-79.
По мнению Заявителя, именно это нарушает его права и ограничивает конкуренцию.
Проанализировав указанный довод, Комиссия антимонопольного органа не нашла нарушений прав Заявителя в данной части, поскольку положения ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках не содержат каких-либо ограничений в части наличия в документации о закупке (извещении) ссылок на конкретные ГОСТы, ТУ, ТО.
Заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре. Указание в документации о закупке производителя товара без сопровождения словами «или эквивален» не ограничивает количество участников заказа, поскольку указанный в документации о закупке товар может быть поставлен несколькими поставщиками.
Кроме того, в самом Извещении отсутствуют указанные ссылки, они содержаться лишь в спецификации, которая в свою очередь является Приложением к проекту Договора. Следовательно, требования изложенные в проекте договора не являются требованиями к продукции, поскольку такие требования содержатся в разделе 9 Извещения.
При указанных обстоятельствах, следует, что данный довод следует признать необоснованным.
В части довода о наличии недостоверных сведений в описании предмета закупки, поскольку закупаемый товар носит военный характер, Комиссией антимонопольного органа установлено.
Пунктом 1 раздела 6 Извещения установлено, что предметом договора, право на заключение которого является предметом закупки является поставка фильтров-поглотителей ФП-300, ФПУ-200 и регенеративных патронов РП-100.
В соответствии с пунктом 28, 29 ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий», средство коллективной защиты ГО - это сооружение, предназначенное для защиты группы людей от воздействия средств нападения противника, защитное сооружение ГО - специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействия средств нападения противника.
Согласно Федеральному закону от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», ГОСТ 31278-2004 «Межгосударственный стандарт. Сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств военно-экономическое. Термины и определения» коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового применения относятся к продукции военного назначения.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 2, п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с ГОСТ Р 22.3.10-2015 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения» от 12.08.2015 устройство очистки и регенерации воздуха - комплекс фильтровентиляционного оборудования, предназначенный для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора).
Согласно п. 3.1.12 указанного ГОСТ фильтр-поглотитель; ФП: Элемент устройства очистки воздуха, предназначенный для очистки воздуха от отравляющих веществ, бактериологических агентов, радиоактивных веществ и аварийно химически опасных веществ посредством физических (фильтрация) и физико-химических (сорбция, катализ, хемосорбция) процессов, состоящий из противоаэрозольного фильтра и сорбирующего блока, размещенных в одном корпусе.
Таким образом, фильтр-поглотитель является одним из элементов комплекта фильтровентиляционного оборудования, предназначенного для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора).
Из указанных положений следует, что указанные фильтры используются как комплектующие элементы в составе фильтровентиляционных комплектов, предназначенных для нужд гражданской обороны. Самостоятельное использование указанных фильтров вне систем фильтровентиляционных комплектов защитных сооружений не предусмотрено.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 полномочия в области создания вышеуказанных средств защиты населения возложены на Министерство обороны Российской Федерации (пп. 81.4 п. 7).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», фильтры поглотители должны проходить приемку военным Представительством Минобороны России (далее ВП МО РФ) и сопровождаться паспортом или формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в паспорте или формуляре подтверждает пригодность фильтров для использования по назначению (эксплуатации).
В свою очередь изложенное означает, что реализация фильтров поглотителей осуществляется потребителям любым хозяйствующим субъектом, после осуществления контроля о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации военным представительством Минобороны России при условии его соответствия единым требованиям.
Таким образом, фильтр-поглотитель относится к продукции военного назначения, понятие которой не охватывается термином «военная техника» применительно к закону № 99-ФЗ и положению о лицензировании от 13.06.2012 № 581.
Схожая практика содержится в решении Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2020 по делу № А60-65860/2019.
Кроме того, Комиссией антимонопольного органа был осуществлен запрос сведений в управляющую организацию предприятий-изготовителей ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» (производство фильтров-поглотителей ФП-300) и АО «Тамбовмаш» (производство фильтров-поглотителей ФПУ-200 и регенеративных патронов РП-100) - ООО «Зелинский групп», с целью выяснения характера закупаемой продукции.
В адрес Пермского УФАС России 11.08.2020 г. поступило письмо ООО «Зелинский групп» (вх. № 014437 от 11.08.2020 г.), в котором указано, что фильтры поглотители ФП-300, ФПУ-200 и регенеративные патроны РП-100 не являются военной техникой, а их приобретение не требует получения разрешения на применение от Министерства обороны Российской Федерации . Указанное подтверждается письмами Министерства обороны Российской Федерации 566/1099 от 14 февраля 2020 года, № 566/5315 от 14 июля 2020 года и № 566/5313 от 14 июля 2020 года (прилагаются). Указанная продукция, приобретаемая организациями не для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск (сил), а для их установки на объектах гражданской обороны в целях защиты населения Российской Федерации не относится к военной технике (письмо Министерства обороны Российской Федерации № 566/1099 от 14 февраля 2020 года)
Из этого следует, что довод о наличии недостоверных сведений в описании предмета закупки, поскольку закупаемый товар носит военный характер, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «РИО» (вх. № 013782) на действия АО «ОДК-Пермские моторы», Закупочной комиссии АО «ОДК-Пермские моторы» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку фильтров-поглотителей ФП-300, ФПУ-200 и регенеративных патронов РП-100 (извещение № 32009344972, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.