Решение б/н решение от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Остек-АртТул»

(вх. № 16276-ЭП/23)

 

«09» ноября 2023 г.                                                                                                    г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., Заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

После отложения в присутствии: представителя ООО «Остек-АртТул» - <...>(по доверенности); представителя АО «ОДК-ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ» - <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Остек-АртТул» (ИНН: 7731481038, ОГРН: 5147746189036,) (вх. № 16276-ЭП/23) (далее - Заявитель) на действия АО «ОДК-ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ» (ИНН: 5904007312, ОГРН: 1025900893864) (далее - Заказчик), Закупочной комиссии АО «ОДК-ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ» при организации и проведении закрытого запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на поставку мест хранения (стеллаж лифтового типа) с выполнением монтажа, пуско-наладочных работ, вводом в эксплуатацию, а также инструктажем персонала работе оборудования (извещение № 32312629134 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), извещение № 232249900406 опубликовано на сайте государственного оборонного заказа в сети «Интернет»: www.astgoz.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.10.2023 г. в адрес Пермского УФАС Россия поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, доводы которой сводятся к оспариванию положений закупочной документации.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС России к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 11112/23 от 30.10.2023), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении закупки Заказчик руководствовался Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех» (далее также – Положение), извещением № 32312629134 на официальном сайте ЭТП ООО «АСТ ГОЗ» (далее также – извещение), Документацией о закупке по закрытому запросу предложений на право заключения договора на поставку мест хранения (стеллаж лифтового типа), с выполнением монтажа, пуско-наладочных работ, вводом в эксплуатацию, а также инструктажем персонала работе на оборудовании.

В соответствии с указанными документами:

Дата начала подачи заявок: 31.07.2023 г.;

Дата подведения итогов: 24.08.2023 г.;

Дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки после переторжки: 11.09.2023 г.

Заявитель, ознакомившись с положениями Извещения и Документации, обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к ненадлежащему формированию закупочной документации в части установления в документации порядка присвоения и начисления баллов по критериям, в том числе по критерию «Срок предоставления гарантии качества продукции», не позволяющего определить лучшее предложение.

Заказчик закупки с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения и все необходимые документы в материалы дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пп. 2.1.1.2. Единого положения о закупке ГК «Ростех» к неценовым критериям оценки относятся:

1) «Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг»;

2) «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара»;

3) «Качество технического предложения участника закупки при проведении закупки на выполнение работ, оказание услуг»;

4) «Срок предоставления гарантии качества продукции»;

5) «Квалификация участника закупки».

Согласно пп. 3.2.4. Приложения № 6 к Единому положению о закупке ГК «Ростех» в отношении критериев оценки, по которым в документации о закупке были установлены подкритерии:

1) члены ЗК присваивают заявкам участников закупки значения по каждому из установленных подкритериев (ПКО) в баллах;

2) значения в баллах, присвоенные по каждому из установленных подкритериев, корректируются с учетом значимости каждого подкритерия в процентах (коэффициента значимости подкритерия) (КЗП);

3) значения в баллах, скорректированные с учетом значимости каждого подкритерия в процентах (коэффициента значимости подкритерия) суммируются для получения рейтинга заявки (РЗ);

4) рейтинг заявки корректируется с учетом значимости каждого критерия в процентах (коэффициента значимости критерия) (КЗК) для получения рейтинга заявки по критерию (РЗК).

В соответствии с пп. 3.2.5. Приложения № 6 к Положению в отношении критериев оценки, по которым в документации о закупке не были установлены подкритерии:

1) члены ЗК в соответствии с предусмотренным в документации о закупке порядком присваивают заявкам участников закупки значения в баллах для получения рейтинга заявки (РЗ);

2) рейтинг заявки корректируется с учетом значимости каждого критерия в процентах (коэффициента значимости критерия) (КЗК) для получения рейтинга заявки по критерию (РЗК).

Согласно пп. 3.2.10. Приложения № 6 к Положению для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в отношении критерия оценки в документации о закупке предусматриваются подкритерии, то для каждого подкритерия устанавливается 100-балльная шкала оценки и его значимость (в процентах), в соответствии с которой будет производиться оценка, и порядок расчета количества баллов, присуждаемых по таким подкритериям.

В соответствии с пп. 3.9.9. Приложения № 6 к Единому положению о закупке ГК «Ростех», в целях оценки и сопоставления заявок со сроком предоставления гарантии качества продукции, превышающим более чем на половину минимальный срок предоставления гарантии качества продукции, установленный в документации о закупке, таким заявкам присваивается рейтинг заявки (РЗСГ), равный 50 (пятидесяти). Расчет рейтинга заявки по критерию (РЗКСГ) и расчет итогового рейтинга заявки осуществляется в соответствии с Рекомендациями по оценке в общем порядке. При этом договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.

В соответствии с п. 1 Приложениея № 2 Информационной карты установлен порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции». В рамках критерия оценивается предлагаемая участниками закупки цена договора или цена за единицу продукции. Лучшим предложением по критерию признается предложение, содержащее наименьшее значение цены договора или цены за единицу продукции.

Рейтинг заявки определяется по формуле:

РЗЦД = Цmin   × 100, где:

               Цi       

РЗЦД – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

Цmin – минимальное предложение о цене договора или цене за единицу продукции из предложенных участниками закупки;

Цi – предложение участника закупки, заявка которого оценивается.

Рейтинг заявки, рассчитанный по формуле, указанной в п. 3.3.1 Рекомендаций по оценке, корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции» по формуле:

РЗКЦД = РЗЦД × КЗКЦД, где:

РЗКЦД – рейтинг заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции»;

РЗЦД – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

КЗКЦД – коэффициент значимости критерия «Цена договора или цена за единицу продукции».

В соответствии с п. 3 Приложения № 2 Информационной карты «Порядок оценки и сопоставления заявок» установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника закупки»:

Значения в баллах, присвоенные участнику закупки по подкритерию, скорректированные на коэффициент значимости подкритерия:

РЗК = C1, где

РЗК – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

С1 – оценка в баллах по подкритерию «Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема», скорректированная с учетом значимости подкритерия.

Рейтинг заявки корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника закупки» по формуле:

РЗКК = РЗК × КЗКК, где:

РЗКК – рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки»;

РЗК – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

КЗКК – коэффициент значимости критерия «Квалификация участника закупки».

Приложение № 2 Информационной карты содержит критерий № 2 «Срок предоставления гарантии качества продукции», при этом установлено, что минимальный срок предоставления гарантии качества – 12 месяцев с момента подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию, а максимальный срок гарантии не ограничен. Расчет баллов по данному критерию осуществляется по формуле, установленной в соответствии с п. 3.9. Приложения № 6 к Единому положению о закупке ГК «Ростех»:

 

РЗСГ =

 

СГi - СГmin

× 100, где:

СГmin

     РЗСГ – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

     СГmin – минимальный срок предоставления гарантии качества продукции, установленный документацией о закупке;

     СГi – срок предоставления гарантии качества продукции участником закупки, заявка которого оценивается.

     Рейтинг заявки, рассчитанный по формуле, указанной выше, корректируется на коэффициент значимости критерия с целью получения рейтинга заявки по критерию «Срок предоставления гарантии качества продукции» по формуле:

     РЗКСГ = РЗСГ × КЗКСГ, где:

     РЗКСГ – рейтинг заявки по критерию «Срок предоставления гарантии качества продукции»;

     РЗСГ –  рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки;

     КЗКСГ – коэффициент значимости критерия «Срок предоставления гарантии качества продукции».

     Установление указанных критериев оценки в Документации осуществляется на основании Приложения № 6 к Единому положению о закупке ГК «Ростех» и в соответствии с данным Положением.

Из представленных пояснений Заказчика следует, что у него отсутствует потребность в гарантии, превышающей более чем на половину минимальный срок (12 месяцев), в связи с чем установление предельного значения по присваиваемым баллам соответствует 18 месяцам гарантии. Помимо этого, заказчик пояснил, что установление предельного значения по присваиваемым баллам основано на праве Заказчика сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, в связи с чем установление предельного значения по присваиваемым баллам в рамках критерия «Срок предоставления гарантии качества продукции» соответствующего 18 месяцам гарантии по своей сути является реализацией антидемпинговой меры, направленной на защиту участников торгов от недобросовестной конкуренции, а также Заказчика от объективно неисполнимых предложений участников закупки.

Комиссия Пермского УФАС России, оценивая правомерность установления в документации порядка присвоения и начисления баллов по обжалуемым критериям, исходит из того, что первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 309-КГ17-7502).

Один из способов реализации такой свободы – предоставленная законодателем возможность заказчика устанавливать в закупочной документации требования к участникам и критерии их оценивания, позволяющие определить победителя закупки в большей степени соответствующего потребностям заказчика. Таким образом, установление в закупочной документации критериев, соответствие которым позволяет участнику закупки получить большее количество баллов должно способствовать предоставлению заказчику дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств.

Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого организатора закупочной процедуры в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки.

Несмотря на то, что Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, включение определенных показателей не должны нарушать Закон о закупке и приводить к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 № 305- КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).

Таким образом, Приложение № 2 Информационной карты «Порядок оценки и сопоставления заявок» содержит следующие критерии оценки и порядок рассчета баллов:

  1. Цена договора или цена за единицу продукции (значимость критерия: 70%);
  2. Срок предоставления гарантии качества продукции (значимость критерия: 10%);
  3. Квалификация участника закупки (значимость критерия: 20%).

В рамках Критерия Квалификация участника закупки установлен подкритерий №1 – наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема: (значимость подкритерия: 100%).

При этом Расчет итогового рейтинга заявки осуществляется в следующем порядке:

Итоговый рейтинг заявки = (РЗКЦД + РЗКК), где:

РЗКЦД – рейтинг заявки по критерию «Цена договора или цена за единицу продукции»;

РЗКК – рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки».

РЗКСГ – рейтинг заявки по критерию «Срок предоставления гарантии качества продукции».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в составе Документации критериев оценки заявок, соответствующих Положению о закупке, и наличии порядка присвоения баллов как по каждому из критериев, так и итогового рейтинга в целом.

Установление в рассматриваемом случае Заказчиком в рамках критерия «Срок предоставления гарантии качества продукции» предельного значения по присваиваемым баллам соответствующего 18 месяцам гарантии не противоречит Закону о закупках и Положению о закупках и соответствует потребности Заказчика.

Доказательств того, что установление такого критерия и порядка присвоения баллов по нему привело к искусственному сокращению потенциальных участников закупки антимонопольному органу не приведено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Остек-АртТул» (ИНН: 7731481038, ОГРН: 5147746189036,) (вх. № 16276-ЭП/23) на действия АО «ОДК-ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ» (ИНН: 5904007312, ОГРН: 1025900893864), Закупочной комиссии АО «ОДК-ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ» при организации и проведении закрытого запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на поставку мест хранения (стеллаж лифтового типа) с выполнением монтажа, пуско-наладочных работ, вводом в эксплуатацию, а также инструктажем персонала работе оборудования (извещение № 32312629134 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru, извещение № 232249900406 опубликовано на сайте государственного оборонного заказа в сети «Интернет»: www.astgoz.ru) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные Письмом Пермского УФАС России исх. № 11112/23 от 30.10.2023 г.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                 <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    <...>

 

 

                                                                                                                          <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны