Решение б/н Решение от 4 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
ООО «НПП «Монотест»
117246, г. Москва, Научный проезд 14А, стр. 3, блок 6
134@monotest.ru
АО «ОДК-Авиадвигатель»
614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 93, корп. 61
office@avid.ru
Закупочная комиссия АО «ОДК-Авиадвигатель»
614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 93, корп. 61
office@avid.ru
Электронная торговая площадка
АО «Агентство по государственному заказу
Республики Татарстан»
info@mail.zakazrf.ru
Для сведения:
Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах
rezhim@prokurorperm.ru
Дело № 059/07/3-600/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «НПП «Монотест» (вх. № 008838)
«02» июня 2021 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «НПП «МОНОТЕСТ» – <...> (по доверенности), АО «ОДК-Авиадвигатель» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...>(по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «НПП «Монотест» (вх. № 008838) (далее – заявитель) на действия АО «ОДК-Авиадвигатель», Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» (далее – организатор торгов) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку видеоэндоскопа IPLEX NX или эквивалент (извещение № 32110279847, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
25.05.2021 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на невозможность поставки эквивалента.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение) и Документацией о закупке запросу предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательств на право заключения договор на поставку видеоэндоскопа IPLEX NX или эквивалент (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 14.05.2021 г., дата дата окончания подачи заявок – 26.05.2021 г., дата подведения итогов закупки – 29.06.2021 г.
Согласно пп. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 6.1 указанной статьи, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 1 Информационной карты Документации, предметом договора, право на заключение которого является предметом закупки - поставка видеоэндоскопа IPLEX NX или эквивалент.
В разделе 7.2 Документации указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные харакретистики или качественные характеристики товара, а именно видеоэндоскоп IPLEX NX (или эквивалент).
При рассмотрении жалобы, представитель организатора торгов указал, что установление технических характеристик продукции регламентируется Конструкторской документацией.
Модель и разработчик видеоэндоскопа включен в конструкторскую документацию ОАО «Авиадвигатель» на двигатель ПД-14 «Средства наземного контроля для обслуживания двигателя» Перечень 100-00-800 ПЧ101» (далее - Перечень). При описании характеристик в Техническом задании были указаны модель и изготовитель.
Указанный Перечень подготовлен в соответствии с формой, установленной ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
В соответствии с ГОСТ 2.102-2013 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов. Перечень относится к конструкторской документации и является эксплуатационным документом.
Согласно п. 1 ОСТ 1 000113-74 «Порядок составления, согласования и изменения перечня наземных средств контроля» (далее - ОСТ 1 000113-74) в Перечень наземных средств контроля вносятся автоматизированные средства контроля, контрольно- проверочная аппаратура и пр.
Указанный Перечень утвержден предприятием - разработчиком двигателя на основании п. 8 ОСТ 1 000113-74.
01.06.2021 г. Заявителем была направлена сравнительная таблица, из которой следует, что оборудование: видеоэндоскоп INVIZ VUMAN E3 и видеоэндоскоп EFER ARGUS 900 VIDEOLINE, также не может быть представлено в качестве эквивалента.
На момент рассмотрения жалобы, организатор торгов отказался представлять подтверждения существования эквивалента, соответствующего разделу 7.2 Документации.
Следовательно, АО «ОДК-Авиадвигатель» формально подошли к формированию документации, предусмотрев возможность поставки эквивалента, однако данная возможность представления эквивалента в настоящем случае является мнимой. Доказательств обратного не представлено.
В отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности применения при выполнении работ по предмету запроса предложений иных производителей, отличных от указанных в Документации, а также подтверждений, что при описании предмету закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссии Пермского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу о правомерности, установленного в Документации, описания предмета запроса предложений.
Таким образом, в тексте документации установлены технические характеристики объекта закупки под которые подходит только один товар одного производителя, а равно отсутствует обоснование необходимости поставки такого товара, а также фактически не предусмотрена поставка эквивалентного товара.
На основании изложенного, действия (бездействие) заказчика нарушают положения пп.2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем Комиссией Пермского УФАС доводы жалобы признаются обоснованными.
Помимо этого, Комиссией Пермского УФАС принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания, предусмотренного пп. а ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «НПП «Монотест» (вх. № 008838) на действия АО «ОДК-Авиадвигатель», Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку видеоэндоскопа IPLEX NX или эквивалент (извещение № 32110279847, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной.
- Признать в действиях АО «ОДК-Авиадвигатель» нарушение п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать АО «ОДК-Авиадвигатель» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.