Предупреждение №16655-19 Предупреждение внести изменения в действующие акты, предусма... от 10 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Пермэнергосбыт»

614007, г. Пермь, ул. Тимирязева, 37

e-mail: kanc@energos.perm.ru

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Пермское УФАС России, Управление) рассмотрены заявления физических лиц в отношении ПАО «Пермэнергосбыт» по вопросу выставления потребителям единых платежных документов на оплату коммунальных услуг, необеспечения возможности раздельного учета при принятии платежей за коммунальные услуги, необоснованного начисления задолженности за услугу по поставке электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В ч.ч. 9, 10 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Сведения, которые должны содержаться в платежном документе, определены в п. 69 Правил №354. Примерная форма платежного документа утверждена приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр.

Согласно абз. 2, 3 Правил № 354, в случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Из материалов заявлений установлено, с 01.09.2006г. ПАО «Пермэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии, осуществляющим поставку электрической энергии потребителям (покупателям) электрической энергии на территории Пермского края по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. ПАО «Пермэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в пределах Пермского края.

В соответствии с п. 28 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Из изложенного следует, что ПАО «Пермэнергосбыт» является исполнителем коммунальной услуги в сфере поставки электрической энергии потребителям.

При этом, между ПАО «Пермэнергосбыт» и МУП «Теплосеть» заключен агентский договор № 123-222-19 от 01.04.2019, между ПАО «Пермэнергосбыт» и ООО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен субагентский договор № 123-722-17 от 01.01.2018.

В соответствии с названными договорами МУП «Теплосеть» и ООО «ЭнергосбыТ Плюс» поручили ПАО «Пермэнергосбыт» оказывать им агентские услуги, осуществляя от имени МУП «Теплосеть» и ООО «ЭнергосбыТ Плюс» следующие функции: начисление платы за отопление, горячее водоснабжение, подогрев воды, потребленные гражданами, расчет объема и стоимости коммунальных услуг, потребленных потребителями при использовании жилого помещения, а также начисление сумм оплаты за потребленные коммунальные услуги, в том числе расчет пени и проведение перерасчетов, формирование и ведение базы данных принципала по потребителям, включая сведения о начислении сумм оплаты за коммунальные услуги и учет сумм поступивших платежей в разрезе оказываемых коммунальных услуг, на основании реестра потребителей, выставление гражданам квитанций на оплату коммунальных услуг и прием от граждан платежей и распределение платежей с учетом поступивших сумм оплат в разрезе оказываемых услуг.

В п. 2.1.2 субагентского договора №123-722-17 от 01.01.2018 предусмотрено, что субагент осуществляет распределение денежных средств, поступивших от потребителей пропорционально начислению по коммунальным услугам.

Установлено также, что ПАО «Пермэнергосбыт» заключены иные аналогичные агентские договоры с прочими организациями-исполнителями тех или видов коммунальных услуг, осуществляющими деятельность на территории Пермского края (напр.: № 20297-610-32/17 от 01.01.2017 с ООО «Камертон», № 123-277-19 от 01.04.2019 с МУП ЖКХ «Факел» и др.).

Таким образом, в платежных документах, которые ПАО «Пермэнергосбыт» выставляет к оплате обслуживаемым им потребителям электрической энергии, также выставляется плата по другим видам коммунальных услуг (в т.ч. отопление, горячее и холодное водоснабжение), исполнителями по которым выступают иные лица, уполномочившие ПАО «Пермэнергосбыт» в качестве агента по начислению, сбору и учету платежей за данные виды коммунальных услуг. Лицевой счет, указанный в платежных документах, является общим для оплаты потребителем всех видов коммунальных услуг.

Действующее жилищное законодательство РФ не запрещает включение в платежный документ нескольких видов коммунальных услуг. Однако, необходимо учесть, что по смыслу нормы, установленной в абз. 3 Правил № 354, при частичной оплате потребителем по тому или иному виду коммунальной услуги, полученная оплата может быть распределена пропорционально между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг исключительно их исполнителем.

Между тем, в рассматриваемом случае ПАО «Пермэнергосбыт» выступает исполнителем только по одной коммунальной услуге (поставка электроэнергии) из нескольких, представленных в едином платежном документе. В части же начисления, сбора и учета платежей по услугам отопления, горячего или холодного водоснабжения, иных видов услуг ПАО «Пермэнергосбыт» является только агентом. Исполнителем иных видов коммунальных услуг, кроме поставки электроэнергии, ПАО «Пермэнергосбыт» не является.

Таким образом, возможности производить пропорциональное распределение между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг платы, полученной от потребителя за конкретные виды услуг, действующее законодательство ПАО «Пермэнергосбыт» не предоставляет.

Полученные Управлением материалы указывают на то, что при оплате по выставленному ПАО «Пермэнергосбыт» платежному документу только одной коммунальной услуги по поставке электроэнергии, полученная сумма распределяется пропорционально между всеми видами коммунальных услуг, указанными в платежном документе, вследствие чего потребителю начисляется задолженность за все коммунальные услуги, в том числе и за электроэнергию, которая, в действительности, могла быть им полностью оплачена.

Так, в результате описанных действий ПАО «Пермэнергосбыт», добросовестному потребителю услуги электроснабжения может быть начислена задолженность, а также инициирована процедура ограничения предоставления данной услуги.

Согласно информации, представленной в Управление от ПАО «Пермэнергосбыт» (исх.№120-14-3349 от 21.10.2019), внутренние локальные акты, подтверждающие обеспечение потребителям возможности оплаты отдельных видов коммунальных услуг, указанных в едином платежном документе, в ПАО «Пермэнергосбыт» отсутствуют, а потребители никак не информируются о наличии объективной возможности разделения оплаты по видам коммунальных услуг, указанных в единых платежных документах, и способах такой оплаты.

Таким образом, потребители коммунальных услуг, которые ввиду определенных причин изъявляют желание произвести отдельную оплату коммунальной услуги по поставке электроэнергии, выставленную посредством единого платежного документа, оказываются лишенными возможности это сделать в результате вышеуказанных действий (бездействия) ПАО «Пермэнергосбыт». Названное приводит к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей путем навязывания невыгодных условий договора оказания коммунальной услуги.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях (бездействии) Публичного акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания» (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809, адрес (место нахождения): 614007, Пермский край, г. Пермь, ул. Тимирязева, 37) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необеспечении потребителям коммунальных услуг возможности раздельного учета при принятии от них платежей за коммунальные услуги (в т.ч. за услугу по поставке электроэнергии), указанные в едином платежном документе и пропорциональном распределении в связи с этим платы между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг, в том числе между теми видами услуг, по которым ПАО «Пермэнергосбыт» не является исполнителем, Пермское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПАО «Пермэнергосбыт» о необходимости прекращения указанного действия (бездействия), имеющего признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия всех исчерпывающих мер по обеспечению потребителям возможности осуществлять раздельную оплату услуги по поставке электроэнергии от иных видов услуг, включаемых в единый платежный документ, в том числе посредством:

- принятия соответствующих внутренних локальных актов либо внесения изменений в действующие акты, предусматривающих возможность раздельной оплаты коммунальных услуг, включенных в единый платежный документ и порядок такой оплаты;

- рассмотрения возможности о внесении соответствующих изменений в заключенные ПАО «Пермэнергосбыт» агентские договоры с исполнителями коммунальных услуг в целях обеспечения раздельного учета платы, поступившей от потребителей в соответствии с начислениями по конкретным видам коммунальных услуг;

- информирования потребителей коммунальных услуг–получателей единого платежного документа о наличии возможности раздельной оплаты и учета коммунальных услуг, включенных в единый платежный документ.

Настоящее предупреждение надлежит исполнить в срок до 31 января 2020 года.

В течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для выполнения предупреждения, о его выполнении надлежит сообщить в Пермское УФАС России в письменном виде с приложением заверенных копий документов, подтверждающих его выполнение.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

 

 

Руководитель управления                                                                        А.В. Плаксин

Связанные организации

Связанные организации не указаны