Решение №10443-19 Решение по делу от 9 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

_____________ № _____________

 

На №__________ от ____________

<…>

ГУ МВД России по Пермскому краю

614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 74

МАУ ДО ДЮСШ “Урал-Грейт-Юниор”

614033, г. Пермь, ул. Куйбышева, 118

<…>

<…>

<…>

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-557/2019

« 09 » августа 2019 года г. Пермь

Резолютивная часть решения оглашена « 06» августа 2019 года

В полном объеме решение изготовлено « 09 » августа 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Плаксин А.В., руководитель Управления;

Члены Комиссии:

Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-557/2019 по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отношении МАО ДО ДЮСШ “Урал-Грейт-Юниор” выразившимся в выборе способа закупки у единственного поставщика при отсутствии на то законных оснований и тем самым создании преимущественных условий для деятельности указанным хозяйствующим субъектам, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке оказания услуг на территории Пермского края,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление физического лица (вх. № 004093 от 27.03.2019), направленное из Прокуратуры Свердловского района г. Перми, а также материалы ГУ МВД России по Пермскому краю (вх. № 006954 от 17.05.2019), в которых указано на наличие возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) МАУ «Спортивная школа по баскетболу «Урал-Грейт-Юниор» г. Перми (далее – Учреждение) и его должностных лиц, при проведении закупочных процедур на предмет ремонта и приведения в нормативное состояние здания и помещений Учреждения по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 118. В частности, заявителем указано на искусственное дробление проведенных Учреждением закупок, составляющих один предмет.

По итогам рассмотрения материалов заявления в действиях Учреждения были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые проявились в искусственном разделении закупаемых товаров, работ, услуг, направленных на достижение единой хозяйственной цели (выполнение работ по ремонту напольного покрытия в спортивном зале Учреждения) на ряд закупок у единственного поставщика. На основании приказа от 06.06.2019 № 184-п, Пермским УФАС России в отношении Учреждения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

От Учреждения представлены письменные пояснения (№ 148, от 19.06.2019), из содержания которых следует, что при проведении рассматриваемых закупок Учреждением не нарушены нормы Федерального закона от 08.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; все закупки проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства и Положения о закупках Учреждения; заключение договоров производилось посредством закупки у единственного поставщика в связи с ограниченным периодом времени, во время приостановки учебно-тренировочного процесса на летний период 2016 года и совмещением по времени работ по ремонту напольного покрытия спортивного зала с работами по ремонту кровли.

После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1 Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 20.06.2019г. и направления его сторонам, дополнительных письменных пояснений или возражений сторонами по делу не представлено.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

На основании постановления Администрации г.Перми № 121 от 20.02.2016 года «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие физической культуры и спорта в городе Перми», утвержденную постановлением администрации города Перми от 20.10.2015 № 829, Учреждению были выделены денежные средства из бюджета города Перми в размере 6 629 700 рублей на ремонт и приведение в нормативное состояние помещений Учреждения по адресу: г.Пермь, ул. Куйбышева, 118.

В июле 2016 года локальные сметные расчеты, поступившие из Учреждения, на ремонт и реставрацию кровли здания на сумму 4 260 014 руб. и на реставрационные работы по восстановлению напольного покрытия в спортивном зале 1 069 986 руб. прошли проверку в МКУ «Управление технического заказчика».

Из анализа закупок, проведенных Учреждением в целях выполнения реставрационных работ по восстановлению напольного покрытия в спортивном зале, следует, что в августе 2016г. Учреждением был заключен ряд следующих договоров:

- договор № 5 от 10.08.2016г. с <…> на выполнение работ по циклевке и ремонту дощатых покрытий в спортивном зале на сумму 332 444 рублей (согласно технического задания, локального сметного расчета, утвержденных заказчиком);

- договор № 7 от 22.08.2016г. с <…> на выполнение работ по восстановлению напольного покрытия в спортивном зале на сумму 337 551,06 рублей (согласно технического задания, локального сметного расчета, утвержденных заказчиком);

- договор № 6 от 12.08.2016г. с <…> на поставку строительно-отделочных работ, на сумму 343 634 рубля (согласно спецификации, утвержденной заказчиком).

Указанные договоры заключены в рамках осуществления закупок у единственного поставщика. Сумма по каждому из указанных договоров не превышает 350 000 рублей.

Порядок заключения данной категории договоров регламентирован в Положении о закупке товаров (работ, услуг) Учреждения (далее - Положение) (в редакции, действующей на момент заключения договоров; утв. Решением наблюдательного совета Учреждения (протокол от 26.07.2016 № 7)), согласно п. 5.1.3 которого установлена возможность осуществления закупок неконкурентными способами, в том числе:

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ закупки, проводимый в случаях, когда проведение всех остальных процедур закупок невозможно по тем или иным причинам, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику);

Закупка малого объема – способ закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 350 000 рублей с учетом налогов по одной сделке.

Согласно п. 5.2.5 Положения, Закупка у единственного поставщика применяется в случае, если:

1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

2) осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

3) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

4) осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

5) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми шагами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

6) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи;

7) необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика (подрядчика, исполнителя) не целесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;

8) только одно заинтересованное лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признано участником конкурса или участником аукциона в соответствии с настоящим Положением. При этом договор с таким участникам конкурса заключается на условиях конкурсной документации и заявки на участие в конкурсе такого участника конкурса. Договор с таким участником аукциона заключается на условиях документации об аукционе по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в документации об аукционе;

9) победитель в проведении запроса котировок, участник запроса котировок, предложивший такую же, как победитель в проведении запроса котировок, цену договора, участник запроса котировок, предложение о цене договора которого является следующим по степени выгодности после предложения о цене договора победителя в проведении запроса котировок признаны уклонившимся от заключения договора. При этом договор может быть заключен с заинтересованным лицом, соответствующим требованиям, установленным в объявлении о проведении запроса котировок, на условиях объявления о проведении запроса котировок, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в объявлении о проведении запроса котировок;

10) при проведении запроса котировок в установленный срок не подана ни одна котировочная заявка. При этом договор может быть заключен с заинтересованным лицом, соответствующим требованиям, установленным в объявлении о проведении запроса котировок, на условиях объявления о проведении запроса котировок, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в объявлении о проведении запроса котировок;

11) победитель в проведении запроса предложений, участник запроса предложений, предложению которого присвоен второй порядковый номер <...> признаны уклонившимися от заключения договора. При этом договор может быть заключен с любым заинтересованным лицом, соответствующим требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений, на условиях извещения о проведении запроса предложений, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в извещении о проведении запроса предложений;

12) при проведении запроса предложений в установленный срок не подано ни одно предложение. При этом договор может быть заключен с любым заинтересованным лицом, соответствующим требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений, на условиях извещения о проведении запроса предложений, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в извещении о проведении запроса предложений;

13) в аукционе участвовал только один участник аукциона в соответствии с настоящим Положением. При этом договор с таким участником аукциона заключается на условиях документации об аукционе по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в документации об аукционе;

14) осуществляется закупка произведений литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;

15) осуществляется закупка печатных и электронных изданий определенных авторов, услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;

16) осуществляется закупка услуг (билетов) на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;

17) осуществляется закупка услуг нескольким заказчикам по участию в мероприятии если заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» или Законом;

18) осуществляется закупка преподавательских услуг у физического лица;

19) осуществляется закупка услуг (работ) по созданию произведений литературы или искусства, у конкретного физического лица или конкретных физических лиц либо на исполнение, а также по изготовлению и поставке декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений;

20) осуществляется закупка услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;

21) осуществляется закупка услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта;

22) осуществляется закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в семинарах, конференциях, форумах, выставках, фестивалях, концертах, представлениях и подобных мероприятиях на основании приглашения на указанные мероприятия; при этом к услугам, предусмотренным настоящим пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечения питания);

23) осуществляется закупка услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в безвозмездное пользование заказчику;

24) выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ осуществляется бюджетным учреждением за счет денежных и иных средств (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

проведения повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки сотрудников Заказчика;

25) возникла потребность в выборе кредитных организаций, в которых учреждение Заказчика может открыть банковские счета;

26) приобретения услуг нотариусов;

27) возникала потребность в страховых услугах;

28) возникла потребность в аренде или покупке недвижимого имущества или аренде оборудования;

29) приобретения услуг по размещению материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет, на сайте учреждения Заказчика;

30) приобретения услуг по созданию и поддержанию сайта учреждения Заказчика или информационных сайтов в интересах учреждения Заказчика.

Рассматриваемые закупки на выполнение реставрационных работ по восстановлению напольного покрытия в спортивном зале не подпадают ни под одно из предусмотренных Положением оснований осуществления закупки у единственного поставщика.

Согласно п. 5.2.6 Положения, Закупка малого объема проводится при закупках товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 350 000 (Триста пятьдесят) тысяч рублей с учетом налогов по одной сделке. Закупка малого объема у поставщика одноименной продукции не превышает 350 000 (Триста пятьдесят) тысяч в календарный квартал.

При закупке товаров, работ, услуг до 350 000 (Триста пятьдесят) тысяч рублей включительно Заказчик вправе использовать иной способ закупки, регламентированный настоящим Положением, с учетом требований к порядку его подготовки и проведению.

Таким образом, заключение рассматриваемых договоров на выполнение реставрационных работ по восстановлению напольного покрытия в спортивном зале необходимо квалифицировать как осуществленные путем проведения закупки малого объема.

Общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик обязан руководствоваться в том числе утверждённым в установленном порядке и размещённым в единой информационной системе положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Перечень антимонопольных запретов, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим и распространяется на любые торги, в том числе необязательные в соответствии с законодательством РФ. По смыслу названной статьи, недопустимыми являются любые действия (бездействие) организатора торгов, результатом которых стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение соперничества хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 3.5 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», идентичными признаются: товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться; работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

По Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), работы по циклевке и ремонту дощатых покрытий (по договору с ИП Герман Е.В.) и работы по восстановлению напольного покрытия (по договору с ИП Гавриленко Б.Г.) следует отнести к одному виду: 43.33.29 - Работы по устройству покрытий полов и стен, включая работы обойные, прочие, не включенные в другие группировки (в том числе работы по настилу деревянных и дощатых полов, включая устройство паркетных и прочих деревянных полов; сопутствующие отделочные работы, такие как шлифование, полирование воском, герметизация швов и т.п.).

Проанализировав предмет и содержание договоров № 5 от 10.08.2016г. с <…>. и № 7 от 22.08.2016г. с <…> на общую сумму 669 995,06 рублей, заключенных Учреждением в период с 10 по 22 августа 2016 года, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что данные договоры направлены на удовлетворение единой потребности Учреждения как заказчика, заключающейся в выполнении реставрационных работ по восстановлению напольного покрытия в спортивном зале Учреждения. На единую потребность Учреждения, как заказчика, также указывает наличие в технических заданиях к договорам одних и тех же работ: работ по шпатлевке поверхностей и работ по уборке и вывозу мусора за пределы места выполнения работ. Договоры заключались в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Перми», для чего Учреждению были предоставлены денежные средства на основании постановления Администрации г. Перми № 121 от 20.02.2016 года. Объективных условий, препятствовавших Учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо нескольких процедур в неконкурентной форме, ввиду причин технологического, экономического или иного характера, не обнаруживается.

Таким образом, заключение указанных договоров, предметы которых неразрывно связаны между собой, было направлено на достижение единой хозяйственной цели, в связи с чем фактически эти договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько сделок с суммами, позволяющими заключить их на условиях закупки у единственного поставщика и исключить необходимость проведения закупки в конкурентной форме.

В качестве обоснования умышленности действий должностных лиц Учреждения, намеренно направленных на уклонение от проведения конкурентных закупочных процедур и раздробление единой закупки на несколько закупок малого объема, Комиссия Пермского УФАС России принимает во внимание письменные пояснения по делу, полученные от <…>, <…> и <…>.

Согласно пояснением <…> следует, что им по просьбе своего знакомого – <…>, являющегося сыном директора учреждения – <…>, было предоставлено согласие <…> на использование его персональных данных и банковского счета, как индивидуального предпринимателя, для заключения договора поставки с Учреждением (договор № 6 от 12.08.2016г.). При этом, поставка материалов самим <…> в Учреждение не осуществлялась. <…> пояснил <…>, что работы за него будут выполнены иными лицами.

Согласно пояснением <…> следует, что она в период с июля 2016 года по сентябрь 2017 года оказывала для <…> услуги по составлению исполнительной документации, внесении изменений в сметную документацию, составлении актов форм КС-2 и КС-3 на выполнение работ, выставлению счетов на оплату, составлению договоров подряда и других бухгалтерских документов. <…> указывает, что ей известно о том, что работы по заключенным договорам на реставрацию пола в спортивном зале Учреждения, а также оформление всех документов по договорам, в том числе с <…>, <…>, фактически были организованы <…>.

Кроме того, <…> в своих пояснениях указывает, что ею для <…> подготавливались локальные сметные расчеты на выполнение работ по реставрации полов в спортивном зале Учреждения. Изначально, все работы и материалы были объединены в один локальный сметный расчет (ЛСР) на общую сумму 1 069 986,24 рублей. Однако в последствии, по указанию <…>, данные локальные сметные расчеты были разъединены на три отдельных локальных сметных расчета, в том числе, с целью заключения договоров с <…> (ЛСР на сумму 332 444 рубля) и <…> (ЛСР на сумму 337 551,06 рубль) как с единственными поставщиками без проведения аукциона.

Согласно пояснениям <…> по его договоренности с <…> на банковский счет <…> поступали денежные средства по договорам на выполнение работ в Учреждении, в том числе, по договору с <…> на выполнение работ по циклевке и ремонту дощатых покрытий в спортивном зале, которые в последствии были обналичены <…> с банковского счета и переданы <…>.

Доводы Учреждения, изложенные в ходе рассмотрения дела, рассмотрены и отклоняются. Убедительных доказательств того, что заключенные договоры направлены на достижение различных хозяйственных целей и имеют разный интерес, не представлено. Аргументы об невозможности проведения конкурентной закупки в связи с невозможностью определения даты начала производства работ, а также даты окончания производства работ по ремонту крыши и необходимостью завершения всех ремонтных работ до 1 сентября 2016 года, отклоняются Комиссией Пермского УФАС России, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, Учреждением не представлено обоснований выбора неконкурентного способа закупки, с точки зрения наиболее эффективного расходования выделенных бюджетных средств. Не представлены также доказательства ведения переписки с иными хозяйствующими субъектами, с целью выявление наиболее низкой стоимости товаров и работ.

Также, в материалах дела имеются не опровергнутые Учреждением доказательства того, что работы по договорам, в том числе, № 5 от 10.08.2016г. с <…> и № 7 от 22.08.2016г. с <…> фактически были организованы и выполнены под руководством и координацией одного лица – <…>. Доказательства непосредственного участия <…> и <…> в организации и выполнении работ по договорам, отсутствуют.

Согласно пункту 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.

К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (пункт 2 статьи 170 ГК РФ).

Притворной сделкой считается также та, которая совершена на иных условиях. Например, при установлении того факта, что стороны с целью прикрыть сделку на крупную сумму совершили сделку на меньшую сумму, суд признает заключенную между сторонами сделку как совершенную на крупную сумму, то есть применяет относящиеся к прикрываемой сделке правила.

Прикрываемая сделка может быть также признана недействительной по основаниям, установленным ГК РФ или специальными законами (п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Применяя правила о притворных сделках, следует учитывать, что для прикрытия сделки может быть совершена не только одна, но и несколько сделок. В таком случае прикрывающие сделки являются ничтожными, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (пункт 2 статьи 170 ГК РФ) (п. 88 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Следовательно, при такой ситуации необходимо сделать вывод о притворности искусственно раздробленных, с целью исключения обязанности проведения конкурентных процедур, сделок, совершенных Учреждением в интересах одного лица – <…>. Данные действия Учреждения, как участника гражданского оборота, намеренно совершенные в обход закона, следует квалифицировать как злоупотребление правом (ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ).

С учетом изложенного, у Комиссии антимонопольного органа имеются все основания считать действия Учреждения нарушающими положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный с 01.09.2015г. по 31.08.2016г. показал, что предметом торгов является заключение договора на выполнение реставрационных работ по восстановлению напольного покрытия в спортивном зале МАУ «Спортивная школа по баскетболу «Урал-Грейт-Юниор» г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 118. Рынок товаров, работ, услуг по указанному предмету является конкурентным.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия антимонопольного органа полагает необходимым выдать Учреждению предписание об устранении причин и условий допущенного нарушения путем принятия мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении закупок товаров, работ, услуг, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, ответственным за проведение закупок товаров, работ, услуг, о необходимости неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о закупках товаров, работ, услуг и принятых в соответствии с ним актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать в действиях (бездействии) МАУ «Спортивная школа по баскетболу «Урал-Грейт-Юниор» нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в выборе способа закупки у единственного поставщика при отсутствии на то законных оснований и тем самым создании преимущественных условий для деятельности указанным хозяйствующим субъектам, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке.

3. Выдать МАУ «Спортивная школа по баскетболу «Урал-Грейт-Юниор» предписание об устранении причин и условий допущенного нарушения путем принятия мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении закупок товаров, работ, услуг, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, ответственным за проведение закупок товаров, работ, услуг, о необходимости неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о закупках товаров, работ, услуг и принятых в соответствии с ним актов.

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

5. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии А.В. Плаксин

 

Члены Комиссии А.Н. Белова

 

А.В. Костюк

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Костюк А.В.,

Тел. (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны