Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 509-15-а от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 509-15-а

 

« 16 » сентября 2015 г.                                                                                                                  г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена «09» сентября 2015 г.

 В полном объеме решение изготовлено «16» сентября 2015 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее также -Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России):

 

Председатель Комиссии:

Удальев А.В., и.о. руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

при участии представителей: от ИП Безумова В.Л. – Югова Д.С. (доверенность от 21.08.2015 г.); от Администрации Чайковского городского поселения – Неустроева А.Н. (доверенность № 37 от 21.08.2015 г.),

рассмотрев дело № 509-15-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Чайковского городского поселения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. ИП Безумову В.Л., путем отказа в заключении договора на осуществление коммерческих перевозок пассажиров и ручной клади автобусами по поселенческому маршруту регулярного сообщения № 15 «К. Маркса – Адонис», а также непроведении установленных конкурсных процедур, что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке транспортных услуг на территории Чайковского городского поселения,

УСТАНОВИЛА:

 

10.04.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило заявление ИП Безумова В.Л. (вх. № 005645) (далее также – заявитель) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Чайковского городского поселения (далее также – Администрация, ответчик) при организации транспортного обслуживания населения на территории Чайковского городского поселения путем отказа ИП Безумову В.Л. в заключении договора на осуществление коммерческих перевозок пассажиров и ручной клади автобусами по поселенческому маршруту регулярного сообщения № 15 «К. Маркса – Адонис», непроведении соответствующих конкурсных процедур.

Администрация факт нарушения антимонопольного законодательства не признает, представила письменные пояснения (от 24.08.2015 г., от 27.08.2015 г.), в которых указывает, что отказ в заключении с ИП Безумовым В.Л. указанного договора является законным; в целях удовлетворения потребностей населения Чайковского городского поселения в пассажирских перевозках, соответствующие договоры были заключены с другими предпринимателями.

 

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

29.01.2015 г. ИП Безумов В.Л. обратился в Администрацию с заявлением о заключении договора на осуществление коммерческих перевозок пассажиров и ручной клади автомобильным транспортом общего пользования на поселенческом маршруте № 15 сообщением «К. Маркса – Адонис» в границах Чайковского городского поселения (далее также – договор), а также о согласовании прилагаемого к заявлению расписания движения автобусов по трем графикам.

На указанное заявление 03.03.2015 г. Администрацией заявителю был предоставлен ответ (исх. № 02-43-02вх) о том, что график движения по маршруту № 15 обслуживается другими предпринимателями, с которыми уже заключены соответствующие договоры, согласовано расписание движения автобусов, поэтому возможность заключения договора с заявителем отсутствует.

В ходе рассмотрении дела установлено, что в Администрацию позднее также поступили заявления трех индивидуальных предпринимателей о заключении аналогичных договоров (заявление от 05.02.2015 г. ИП Кондратьева В.Н., заявление от 04.02.2015 г. ИП Попова И.В., заявление от 07.02.2015 г. ИП Дементьева С.В.), по результатам рассмотрения которых с указанными хозяйствующими субъектами впоследствии заключены соответствующие договоры:

- № 1 от 06.02.2015г. с ИП Кондратьевым В.Н. на срок до 30.07.2015 г. (с учетом дополнительного соглашения от 30.04.2015 г. на срок до 31.07.2015 г.);

- № 11 от 26.02.2015г. с ИП Поповым И.В. на срок до 30.04.2015 г; 

- № 12 от 26.02.2015 г. с ИП Дементьевым С.В. на срок до 30.04.2015 г.

Таким образом, в рассматриваемом случае определилась ситуация, при которой соответствующий договор с одними хозяйствующими субъектами на основании поданных ими заявлений был заключен, а другим хозяйствующим субъектам, т.е. ИП Безумову В.Л., в заключении договора отказано при отсутствии на то законных оснований (в т.ч. при том, что заявление им подано ранее тех лиц, с кем потом были заключены договоры).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создание дискриминационных условий (п. 8).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право осуществления коммерческих перевозок пассажиров и ручной клади автомобильным транспортом общего пользования на поселенческом маршруте № 15 сообщением «К. Маркса – Адонис».

Так, для признания в действиях (бездействии) Администрации нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, что указанные действия (бездействия) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и их результатом стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на рынке транспортных услуг на территории Чайковского городского поселения.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского поселения является вопросом местного значения, для решения которого органы местного самоуправления городского поселения вправе издавать муниципальные правовые акты.

Решением Думы Чайковского городского поселения от 25.06.2014 г. № 113 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах в границах Чайковского городского поселения (далее – Положение).

Согласно п. 5.6. Положения допуск перевозчиков к выполнению регулярных перевозок без проведения конкурса возможен в случае, если потребность в пассажирских коммерческих перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса. В этом случае конкурс должен быть проведен в течение трех месяцев с момента возникновения потребности в осуществлении пассажирских коммерческих перевозок.

Договор на осуществление пассажирских коммерческих перевозок, распределенных без проведения конкурса, заключается на срок до проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения (п. 5.7. Положения).

Договор на осуществление пассажирских коммерческих перевозок без проведения конкурса заключается на основании заявления перевозчика (п. 5.7.1 Положения).

К заявлению прилагаются оригиналы и копии следующих документов (п. 5.7.2 Положения):

1) выписка из ЕГРЮЛ (для юридических лиц);

2) выписка из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);

3) лицензия с выпиской из УГАДН о количестве транспортных средств;

4) свидетельство ИНН;

5) свидетельство ОГРН;

6) паспорт маршрута;

7) паспорт транспортного средства;

8) диагностическую карту транспортного средства;

9) список водительского состава с подтверждением трудоустройства;

10) договор об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;

11) график обновления подвижного состава с учетом срока амортизации;

12) предложенное расписание.

Заявление о заключении договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации у организатора транспортного обслуживания. Организатор транспортного обслуживания уведомляет о намерении заключить договор осуществления пассажирских коммерческих перевозок не позднее 10 рабочих дней после рассмотрения заявления (п. 5.7.3 и 5.7.4 Положения).

Согласно письменных пояснений Администрации заявление ИП Безумова В.Л. от 29.01.2015 г. было рассмотрено не в порядке и сроки, установленные п. 5.7.3 Положения, а в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по причине непредставления к заявлению оригиналов документов, указанных в п.п. 2-10 п. 5.7.2 Положения, а также копий документов, указанных в п.п. 2, 6-10 п. 5.7.2 Положения.

Вместе с тем, в ответе Администрации заявителю (от 03.03.2015 г. исх. № 02-43-02вх) среди причин отказа в заключении договора данное основание не обозначено. Правовых оснований (со ссылками на соответствующие правовые нормы) для рассмотрения заявления ИП Безумова В.Л. в таком порядке Администрацией не приведено.

Между тем, в ответе Администрации заявителю от 03.03.2015 г., выражающим отказ в заключении договора, указано лишь, что график движения по маршруту № 15 обслуживается другими предпринимателями, с которыми заключены соответствующие договоры. Однако, как следует из материалов дела, заявления данных предпринимателей (ИП Кондратьева В.Н., ИП Попова И.В., ИП Дементьев С.В.) поданы позднее, чем заявление ИП Безумова В.Л., и рассмотрены в порядке и сроки, установленные п. 5.7.3 Положения (т.е. в течение 10 рабочих дней).

Согласно п. 5.3 Положения конкурс на право заключения договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения проводится организатором транспортного обслуживания на основании Порядка проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок Чайковского городского поселения, утвержденного Думой Чайковского городского поселения.

Решением Думы Чайковского городского поселения от 18.12.2014 г. № 169 утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения в пределах Чайковского городского поселения (далее – Порядок). Указанное решение вступило в силу 19.12.2014 г.

Согласно п. 1.5, 1.6 Порядка организатором конкурса является администрация Чайковского городского поселения. Решение о проведении конкурса принимается организатором конкурса в следующих случаях и сроки:

- открытие маршрута регулярных перевозок – не позднее 5 рабочих дней с даты включения в Единую маршрутную сеть;

- истечение срока действия договора – не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока действия договора;

- досрочное расторжение (направление уведомления о досрочном расторжении) договора – не позднее 5 рабочих дней с даты направления (получения) организатором конкурса уведомления о досрочном расторжении договора;

- признание ранее проведенного конкурса несостоявшимся – не позднее 1 месяца с даты принятия в установленном порядке соответствующего решения.

            Комиссией антимонопольного органа установлено, что сроки ранее заключенных договоров на осуществление коммерческих перевозок пассажиров и ручной клади автомобильным

транспортом общего пользования на поселенческом маршруте № 15 истекали 31.01.2015 г. (договор № 2 с ИП Кондратьевым В.Н. от 28.07.2014 г., договор № 3 с ИП Дементьевым С.В. от 31.07.2014 г., договор № 4 с ИП Поповым И.В. от 29.07.2014 г.).

Исходя из этого, согласно позиции Администрации, в связи с тем обстоятельством, что Решение Думы Чайковского городского поселения от 18.12.2014 г. № 169 вступило в силу 19.12.2014 г., соответствующие конкурсные процедуры не были проведены ввиду отсутствия двухмесячного срока до даты окончания действия вышеуказанных договоров.

Учитывая сроки действия вновь заключенных в 2015 г. договоров (договор № 1 от 06.02.2015г. с ИП Кондратьевым В.Н. на срок до 30.07.2015 г., договор № 11 от 26.02.2015 г. с ИП Поповым И.В. на срок до 30.04.2015 г., договор № 12 от 26.02.2015 г. с ИП Дементьевым С.В. на срок до 30.04.2015 г.) соответствующий конкурс в силу п. 1.6 Порядка должен быть проведен в феврале 2015 г. Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, конкурсные процедуры впоследствии так и не были проведены до настоящего времени.

Кроме того, Комиссией антимонопольного органа не установлено обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса, и явившихся основанием для заключения договора без проведения конкурса (п. 5.6. Положения). Доказательств наступления таких обстоятельств Администрацией не представлено.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что даже при наступлении указанных обстоятельств, позволяющих заключить договор без проведения конкурса, такой конкурс в силу п. 5.6. Положения должен был быть проведен в течение трех месяцев с момента возникновения потребности в осуществлении пассажирских коммерческих перевозок.

Таким образом, принимая во внимание несоблюдение Администрацией требований п. 1.6 Порядка в части непринятия решения о проведении конкурса в отсутствие обстоятельств, предусмотренных п. 5.6 Положения, позволяющих заключать договор без проведения конкурса, а также рассмотрение заявления ИП Безумова В.Л. от 29.01.2015 г. с нарушением порядка, установленного в п.п. 5.7.3 Положения, Комиссия антимонопольного органа полагает, что указанные действия (бездействие) Администрации привели к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ИП Безумова В.Л. на рынке транспортных услуг на территории Чайковского городского поселения, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на данном рынке. В связи с этим, Комиссия Пермского УФАС России установила в действиях Администрации нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая факт установленного нарушения, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения и обеспечение конкуренции путем принятия мер по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярного сообщения № 15 сообщением «К. Маркса – Адонис» в соответствии с Решением Думы Чайковского городского поселения от 18.12.2014 г. № 169.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) Администрации Чайковского городского поселения нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. ИП Безумову В.Л. путем отказа в заключении договора на осуществление коммерческих перевозок пассажиров и ручной клади автобусами по поселенческому маршруту регулярного сообщения № 15 «К. Маркса – Адонис», непроведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярного сообщения № 15 сообщением «К. Маркса – Адонис» в соответствии с Решениями Думы Чайковского городского поселения от 25.06.2014 г. № 113 и от 18.12.2014 г. № 169, а также рассмотрении заявления ИП Безумова В.Л. от 29.01.2015 г. о заключении договора на осуществление коммерческих перевозок пассажиров и ручной клади автобусами по поселенческому маршруту регулярного сообщения № 15 «К. Маркса – Адонис» с нарушением порядка, установленного в п.п. 5.7.3 Решения Думы Чайковского городского поселения от 25.06.2014 г. № 113 и в то же время рассмотрении и удовлетворении аналогичных, при этом поступивших позднее, заявлений иных хозяйствующих субъектов, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке транспортных услуг на территории Чайковского городского поселения.

 

2. Выдать Администрации Чайковского городского поселения обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения и обеспечение конкуренции путем принятия мер по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских коммерческих перевозок автомобильным транспортом на маршруте регулярного сообщения № 15 сообщением «К. Маркса – Адонис» в соответствии с Решением Думы Чайковского городского поселения от 18.12.2014 г. № 169.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     А.В. Удальев

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 Е.Д. Ваганова

 

 

                                                                                                                                              П.И. Литвинов

 

 

                    

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Литвинов Павел Игоревич,

тел. (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны