Решение б/н ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг» (ИНН: 591107200) (вх. № 015702, ... от 19 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг»

618400, Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51

sk-esi@bk.ru

 

ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4»
614107, г. Пермь, ул. Ким, 2

hosp4perm@mail.ru

 

Закупочная комиссия

ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4»

614107, г. Пермь, ул. Ким, 2

hosp4perm@mail.ru

 

Электронная торговая площадка

 ООО «РТС-тендер»

 ko@rts-tender.ru

 

Дело № 059/07/3- 1071/2019

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг» (вх. № 015702, 015755)

 

«19» октября 2019 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Белова А.Н.,  начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в присутствии представителей ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4» - <...>. (по доверенности), <...>. (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг» (ИНН: 591107200) (вх. № 015702, 015755) (далее – заявитель) на действия ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4» (ИНН: 5906149305) (далее – организатор торгов), Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4» при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку оборудования вентиляционного и кондиционирования воздуха (извещение № 31908322278, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

10.10.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к неправомерному отклонению заявки и наличию в Документации незаконного требования об указании улучшенных характеристик эквивалента.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1.  В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» (далее – Положение) и Документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключить договор на поставку оборудования вентиляционного и кондиционирования воздуха (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 20.09.2019 г., дата окончания приема заявок - 08.10.2019 г., дата подведение итогов - 09.10.2019 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу пп. 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, в пункте 4.1 Документации указаны следующие требования к составу первой части заявки на участие в аукционе. К заявке необходимо приложить:

1. Согласие участника аукциона в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона в электронной форме (Согласно Приложения № 9). Такое согласие может включаться в состав первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

2. Конкретные показатели товара, работы, услуги соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара в случае закупки товара. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется, а также иные документы и информацию, заполненные по образцу, установленному в Приложении № 7 к настоящей документации.

В разделе 4 Документации также имеется инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме. В ней указано, что заявка подается на весь объем требуемого к поставке Товара  в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение № 3 к настоящей документации).

В пункте 1.1.7 Приложении № 3 указано, что поставка товара, являющегося эквивалентом, допустима, но при условии, что предлагаемый к поставке товар, его качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в техническом задании и соответствует проекту устройства системы вентиляции (Приложение № 10 к документации). Приложение № 10 к Документации фактически отсутствует.

Следовательно, заявка должна быть заполнена в соответствии с Приложением 7 к Документации, с учетом требований Технического задания, которые содержатся в Приложении 3 к Документации.

В Приложении 7 к Документации установлена форма для заполнения.

 

Конкретные показатели, соответствующие значениям,

установленным документацией об аукционе в электронной форме

 

№ п/п

Наименование товара, функциональные характеристики, потребительские свойства и качественные характеристики товара

Предлагаемые параметры,

функциональные характеристики потребительские свойства и качественные характеристики товара

Наименование производителя, страна происхождения товара*

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Согласно п. 2.9.13 Положения, Заявка на участие в закупке отклоняется в случаях:

1) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;

2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;

3) наличия недостоверных (в том числе неполных, противоречивых) сведений в заявке на участие в закупке, в том числе сведений о стране происхождения товара.

Отклонение заявки на участие в закупке по иным основаниям не допускается.

В случае если заявка на участие в закупке состоит из двух частей, при несоответствии первой части заявки на участие в закупке, второй части заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, соответствующая заявка на участие в закупке считается не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Протоколом № 31908322278/350/ЭА рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключать договор на поставку оборудования вентиляционного и кондиционирования воздуха от 08.10.2019 г. заявка ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг» была отклонена, по причине  наличия недостоверных (в том числе неполных, противоречивых) сведений в заявке на участие в закупке, в том числе сведений о стране происхождения товара (в заявке участника отсутствует описание улучшенных характеристик предлагаемого к поставке товара «Поставка товара, являющегося эквивалентом, допустима, но при условии, что предлагаемый к поставке товар, его качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в техническом задании и соответствует проекту устройства системы вентиляции (Приложение № 10 к документации))».

   На обозрение Комиссии Пермского УФАС России были представлены заявки всех участников. Исходя из анализа заявки ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг», следует, что в ней указаны все необходимые данные, форма, содержащаяся в Приложении 7 полностью заполнена.

   При рассмотрении жалобы, представитель организатора торгов сообщил, что отклонение заявки произошло в связи с тем, что участником не было изложено техническое описание, исходя из которого возможно было бы сделать вывод о поставке эквивалента с улучшенной характеристикой. При этом, он признал, что требование в Документации о необходимости указаний характеристик эквивалента с улучшенным параметрами отсутствует.

Таким образом, заявка ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг» была незаконно отклонена, поскольку  она соответствует пункту 4.1 Документации и Приложениям 3 и 7, отклонение в связи с отсутствием Приложения № 10 к Документации следует признать неправомерным. Данные действия образуют факт нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, а также пункт 2.9.13. Положения.

Относительно довода о том, что в Документации имеется незаконное требования об указании улучшенных характеристик эквивалента, Пермское УФАС России установила следующее.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В пункте 1.1.7 Приложении № 3 указано содержится требование о поставки эквивалента. Такая поставка допустима, но при условии, что предлагаемый к поставке товар, его качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в техническом задании и соответствует проекту устройства системы вентиляции (Приложение № 10 к документации).

Указанное требование, в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках не является обязательным.

Более того, по мнению Комиссии Пермского УФАС России, ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4» неверно трактуется понятие «эквивалента». Понятие «эквивалент» не предполагает исключительно улучшенные, по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в техническом задании, характеристики товара. Данное понятие обозначает некое равенство, тождественность предлагаемого объекта запрашиваемому, при условии, достижения тех же целей, которых достиг бы запрашиваемей объект. Исходя из этой точки зрения, предлагаемый товар необязательно должен быть лучше запрашиваемого, он обязан быть не хуже запрашиваемого.

Данный подход также изложен Современном экономическом словаре под авторством Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б  (6-е изд., перераб. и доп. - М.):  «Эквивалент (от лат. aequus - равный и valens, valentis - имеющий значение, силу) - равнозначащий, равносильный продукт. Эквивалентность особенно важна при сравнении товаров и их обмене друг на друга. С этой целью применяются товарные эквиваленты, то есть товары, равноценные другим, используются как эталоны сравнения ценности. Всеобщим товарным эквивалентом, с которым сравниваются все товары, являются деньги».

Наличие такого требования приводит к нарушению принципов равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), поскольку он позволяет оценивать заявки участников отличными друг от друга способами.

Таким образом, довод о наличии в Документации незаконного требования об указании улучшенных характеристик эквивалента является обоснованным, а в действиях организатора торгов имеются нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Выявленные нарушение повлияли на результат закупки, в связи с чем, у Комиссии Пермского УФАС России появляются основания для выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЭстейтСтройИнжиниринг» (ИНН: 591107200) (вх. № 015702, 015755) на действия ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4» (ИНН: 5906149305), Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4» при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку оборудования вентиляционного и кондиционирования воздуха (извещение № 31908322278, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Признать в действиях ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4», Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4» факт нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пп. 3 п. 2.9.13. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4;
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                          Н.А. Хаснуллин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                        А.Н. Белова

 

 

                                                                                                                                                       Б.Х. Эдилян

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны