Решение б/н Решение и предписание по делу № 534-12-а от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 534-12-а

                                                                                                                                          г. Пермь

 

            Резолютивная часть решения оглашена 23.07.2012 г.

            В полном объеме решение изготовлено  25.07.2012 г.   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

            Председатель Комиссии:

 

            Члены Комиссии:        

рассмотрев дело № 534-12-а по признакам нарушения ООО «Строитель» (617080, ул. Молодежная, 18-2, с. Большая Соснова, Пермский край) и ТСЖ «Большесосновское» статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), выразившимся, в том числе, в создании участнику торгов (при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ) или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушении порядка определения победителя или победителей торгов, участие организатора торгов в торгах, что приводит или может привести к ограничению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         28.05.2012г. (вх. № 7361-12, 7359-12, 7360-12) в адрес Пермского УФАС России поступили заявления ИП Иванова В.М. о проверке на соответствие антимонопольному законодательству действий организатора торгов на право заключения договора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в Большесосновском районе Пермского края – ООО «Строитель».

По мнению заявителя, организатором торгов нарушены требования Гражданского кодекса Российской Федерации в части не размещения извещения о проведении указанных торгов, положения, указанные в  Постановлении Правительства Пермского края № 517, так как в комиссии по отбору был только один представитель собственника жилого дома, и нормы Закона о защите конкуренции, ввиду того, что организатор торгов и лицо их выигравшее являются одной и той же организацией (совпадает адрес расположения). О проведении торгов заявитель узнал от частного лица за несколько часов до окончания приема заявок.

Таким образом, организатором торгов нарушены его права и законные интересы.  

Как пояснил представитель ответчика – ООО «Строитель», информация о проведении торгов не размещалась на официальном сайте, та как был утвержден иной порядок уведомления потенциальных участников торгов. Вся необходимая информация по торгам находилась в сельской библиотеке.

Оба участника торгов: ИП Иванов В.М. и ООО «Строитель» были допущены до участия в отборе.

ИП Иванов В.М. не набрал ни одного балла по нескольким критериям так как, данным лицом не были представлены положительные отзывы о его работе и информация об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам. По остальным позициям у ИП Иванова В.М. и ООО «Строитель» равные баллы.

В состав комиссии по проведению отбора вошли все представители собственников.

Со слов представителя ООО «Строитель», нормы Закона о защите конкуренции были нарушены,  так как ни в Федеральном законе от 21.07.2007 N 185-ФЗ, ни в Постановлении Правительства Пермского края № 517 не указано запрета на участие в конкурсном отборе организатора торгов.

 

Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон о реформировании ЖКХ) представление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется посредством представления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном данным Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилого фонда.

Статьей 20 данного Закона определен порядок расходования средств Фонда, поступивших на капитальный ремонт многоквартирных домов, которые включены в соответствующую адресную программу и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами либо управляющей компанией, выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах.

В свою очередь вышеуказанные субъекты, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны провести отбор подрядных организаций, которые будут осуществлять капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме.

Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации (п. 8 ст. 20 Закона о реформировании ЖКХ).

В силу п. 2 Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Законом о реформировании ЖКХ, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 517-п от 15.10.2008г., привлечение товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Законом о реформировании ЖКХ", осуществляется путем отбора подрядных организаций на конкурсной основе (далее – Порядок привлечения подрядных организаций).

В отборе могут участвовать юридические лица независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - участники отбора) и имеющие предусмотренную действующим законодательством разрешительную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и необходимую производственную базу (техническую оснащенность).

Из анализа содержания Порядка привлечения подрядных организаций следует, что процедура отбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта жилых домов представляет собой торги, проводимые в форме конкурса, с победителем которых организатор заключает договор на выполнение работ.

    На основании вышеуказанных норм законодательства, ООО «Строитель» и ТСЖ «Большесосновское» издали приказы от 10.05.2012г. о создании конкурсных комиссий по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ.

ООО «Строитель» и ТСЖ «Большесосновское» были проведены три отбора.

Предметом конкурсных отборов являлось право на заключение договора на выполнение указанных работ по следующим многоквартирным домам в с. Большая Соснова, Большесосновский район, Пермский край:

- ул. Ленина, 59 (организатор торгов ООО «Строитель»);

- ул. Лесная, 1а. (организатор торгов ТСЖ «Большесосновское»);

- ул. Ленина, 57 (организатор торгов ООО «Строитель»).

Согласно Извещениям срок подачи заявок был установлен с 15 по 18 мая 2012г., срок рассмотрения – 21 мая.

Согласно Протоколам от 21.05.2012г. на указанные отборы поступило две заявки:

- ООО «Строитель»;

- ИП Иванов В.М.

Обе организации были допущены до участия в конкурсных отборах.

Победителем всех трех отборов было признано ООО «Строитель».

2. Комиссией Пермского УФАС России установлено, что документация «О проведении конкурсного отбора подрядных организаций» предоставлена для свободного ознакомления населения в Большесосновскую межпоселенческую центральную библиотеку 10.05.2012г. (письмо МБУ «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека» от 12.07.2012г. № 49). Также организаторами торгов отдельным организациям были высланы приглашения на участие в отборе – ИП Прохира Т.И., ООО «Строитель», ООО «Квант».

Иным способом информация о проведении отборов опубликована не была.

Согласно п. 4 Порядка привлечения управляющих компаний, утвержденного Приказом ООО «Строитель» от 10.05.2012г. № 11, и п. 4 такого же порядка, утвержденного Решением Правления ТСЖ «Большесосновское» от 10.05.2012г. № 3, товарищество собственников жилья, управляющая компания собственников жилья в течение семи дней со дня поступления уведомления о предоставлении субсидий от уполномоченного органа местного самоуправления извещает о начале конкурсного отбора подрядные организации.

В соответствии с п. 2 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение, во всяком случае, должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также о начальной цене.

Отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных в данном пункте ст. 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.

Обнародование информации о проведении публичных торгов способствует обеспечению доступности соответствующих сведений потенциальным участникам торгов, что подразумевает необходимость широкого распространения всего тиража издания, содержащего извещение.

Извещение о проведении конкурсного отбора могло быть размещено в печатном издании соответствующего района, на официальном сайте района.

Организаторы торгов – ООО «Строитель» и ТСЖ «Большесосновское» не опубликовывали надлежащим образом извещение о проведении отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, что свидетельствует о совершении данными организациями действий, направленных на ограничение конкуренции.

Такое обстоятельство повлекло невозможность ИП Ивановым В.М. надлежащим образом подготовиться к участию в данном отборе и своевременно представить положительные отзывы о его работе и информацию об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, в результате чего, данный участник по указанным позициям не получил ни одного балла.

Как пояснил ИП Иванов В.М. в ходе рассмотрения данного дела, задолженность у него отсутствовала, а так как соответствующая информация не была размещена надлежащим образом у ИП Иванова В.М. не хватило времени на подготовку данных документов, также как и собрать положительные отзывы.

Неразмещение ООО «Строитель» и ТСЖ «Большесосновское» соответствующей информации о проведении торгов, доступной для широкого круга лиц, ограничило круг потенциальных участников отбора для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ.

В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Необходимо отметить, что рынок оказания услуг, выполнения работ в сфере капитального ремонта многоквартирных домов на территории Пермского края является конкурентным. На данном рынке осуществляет деятельность большое число хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что перечень запретов, установленный ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим, кроме того, согласно данной статье запрещаются не только действия, которые приводят к ограничению конкуренции, но и те действия, которые могут привести к ограничению конкуренции.

 Таким образом, организаторами торгов – ООО «Строитель» и ТСЖ «Большесосновское» были нарушены требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в ограничении конкуренции при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, путем неопубликования соответствующего извещения о проведении торгов, доступного для  неопределенного круга лиц.

 

3. Вместе с тем, антимонопольным органом было выявлено, что в состав комиссий по проведению отборов организаций для капитального ремонта многоквартирных домов в качестве председателя комиссии был включен директор ООО «Строитель» - Сливка И.С., директор организации, проводившей торги.

Как установлено Пермским УФАС России согласно Приложению № 1, утвержденному Решением Правления товарищества собственников жилья «Большесосновское» от 10.05.2012г. № 2, в состав комиссии ТСЖ «Большесосновское» по конкурсному отбору подрядных организаций директор ООО «Строитель» - Сливка И.С. не входил.

В Протоколах конкурсного отбора подрядных организаций по ремонту многоквартирных домов по адресу: ул. Ленина, 59 и 57 от 21.05.2012г. заместителем председателя комиссии указан – Сливка И.С.

Согласно данным Выписки из ЕГРЮЛ ООО «Строитель» от 23.05.2012г. № 323, представленной в материалы дела, Сливка И.В. является директором (учредителем) ООО «Строитель».

Кроме того, адрес допущенной ООО «Строитель» до отборов организации – ООО «Строитель» совпадает с адресом расположения самого организатора отбора – ООО «Строитель»: ул. Молодежная, 18, кв. 2, с. Большая Соснова, Большесосновский район, Пермский край, 617080.

Как установлено Пермским УФАС России, согласно извещению о проведении отбора подрядных организаций для капитального ремонта многоквартирных жилых домов по адресу: ул. Ленина, 57, 59 организатор торгов расположен по адресу:  ул. Молодежная, 18, кв. 2, с. Большая Соснова, Большесосновский район, Пермский край, 617080.

Из Протоколов конкурсного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (по адресу: с. Большая Соснова, ул. Ленина, 57, 59) от 21.05.2012г. следует, что на участие в отборе были поданы две заявки, в том числе заявка ООО «Строитель», адрес расположения организации: Пермский край, Большесосновский район, с. Большая Соснова, ул. Молодежная, 18-2.

Согласно п. 4 ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе запрещается участие организаторов торгов в торгах.

Таким образом, ООО «Строитель» нарушен п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в ограничении конкуренции при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, путем участия организаторов торгов – ООО «Строитель» в торгах.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

  Таким образом, вышеуказанными действиями ООО «Строитель» нарушена ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось, в том числе, в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, путем:

-  участия организаторов торгов – ООО «Строитель» в торгах;

- неопубликования соответствующего извещения о проведении торгов, доступного для  неопределенного круга лиц.

 Действиями ТСЖ «Большесосновское», в свою очередь, также нарушена ч. 1 ст. 17  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось, в том числе, в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, путем неопубликования соответствующего извещения о проведении торгов, доступного для  неопределенного круга лиц.

   На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Пермского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Строитель» факт нарушения ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся, в том числе, в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, путем:

- участия организаторов торгов – ООО «Строитель» в торгах;

- неопубликования соответствующего извещения о проведении торгов, доступного для  неопределенного круга лиц.

 

  1. Признать в действиях ТСЖ «Большесосновское» факт нарушения ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся, в том числе, в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, путем неопубликования соответствующего извещения о проведении торгов, доступного для неопределенного круга лиц.

 

  1. Выдать ООО «Строитель» предписание об устранении выявленных нарушений и принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края, путем внесения изменений в Порядок привлечения управляющих компаний собственников жилья, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденного Приказом Учредителя управляющей компании собственников жилья ООО «Строитель» от 10.05.2012г. № 11, в части указания на обязательное опубликование информации о проведении данных торгов в средствах массовой информации.

 

  1. Выдать ТСЖ «Большесосновское» предписание об устранении выявленных нарушений и принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края, путем внесения изменений в Порядок привлечения товариществом собственников жилья, выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденного Решением Правления ТСЖ «Большесосновское» от 10.05.2012г. № 3, в части указания на обязательное опубликование информации о проведении данных торгов в средствах массовой информации.

 

Председатель Комиссии                                                                                 

 

Члены Комиссии                                                                                            

 

                                                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  № 534-12-а

 

23.07.2012г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:                 

                                      

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 23 июля 2012 г. по делу № 534-12-а о нарушении ООО «Строитель» (617080, ул. Молодежная, 18-2, с. Большая Соснова, Пермский край) и ТСЖ «Большесосновское» (617080, ул. Школьная, 8, с. Большая Соснова, Пермский край) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Строитель:

 

  1. Прекратить нарушение ч.1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся, в том числе, в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края при проведении конкурсного отбора по привлечению подрядных организаций для производства капитального ремонта многоквартирных жилых домов с использованием средств фонда реформирования ЖКХ, путем:

- участия организаторов торгов – ООО «Строитель» в торгах;

- неопубликования соответствующего извещения о проведении торгов, доступного для  неопределенного круга лиц, а именно:

 

  1. В срок до 15.08.2012г. в рамках имеющихся полномочий принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Пермского края, в том числе, путем внесения изменений в Порядок привлечения управляющих компаний собственников жилья, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденного Приказом Учредителя управляющей компании собственников жилья ООО «Строитель» от 10.05.2012г. № 11, в части указания на обязательное опубликование информации о проведении данных торгов в средствах массовой информации.

 

 

Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                 

Члены Комиссии                                                                                             

                                                                                                                      

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны