Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №584-15-а от 21 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №584-15-а
«08» октября 2015 г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена «29» сентября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено «08» октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Плаксин А. В., и.о. заместителя руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Белова А.Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов,
рассмотрев дело №584-15-а, возбужденное по признакам нарушения Министерством общественной безопасности Пермского края, КГАОУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совмещении функций Министерства общественной безопасности Пермского края (орган исполнительной власти Пермского края) и функций КГАОУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края» (хозяйствующий субъект) путем организации и проведения последним закупки (открытого конкурса по извещению № 31401581911) на право заключения договоров на поставку средств индивидуальной защиты (противогазы ГП-7) для государственных гражданских служащих Пермского края (на основании приказа Министерства общественной безопасности Пермского края от 13.10.2014 г № СЭД-10-5-133),
УСТАНОВИЛА:
10.04.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило обращение КСП Пермского края (вх. №005683) о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий Министерства общественной безопасности Пермского края (далее также – Министерство), КГАОУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края» (далее также – Учреждение) при закупке средств индивидуальной защиты (далее также – СИЗ) для органов государственной власти Пермского края.
По мнению заявителя, выбранный Министерством, Учреждением способ закупки СИЗ, противоречит требованиям Закона о защите конкуренции, в частности свидетельствует о наделении последнего функциями и правами государственного заказчика.
Министерство с доводами заявителя не согласно, представило отзыв, в которых указывают на законность и обоснованность процедуры закупки СИЗ (б/н, б/д).
Представители Учреждения поддержали позицию Министерства. Рассмотрение дела просили прекратить.
АО «Сорбент» представило в материалы дела письменную позицию (от 08.09.2015 г. вх.№013683), в которой просит учесть, что договор на поставку СИЗ для органов государственной власти Пермского края был заключен между Обществом и Учреждением по результатам конкурентной процедуры и сейчас в полном объёме исполнен
Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края указывает, что ему Учреждение не подведомственно и просит учесть факт самостоятельности последнего при осуществлении своих прав и обязанностей.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.10.2014 г. Министерством издан приказ №СЭД-10-5-133 «О приобретении средств индивидуальной защиты для органов государственной власти Пермского края в целях гражданской обороны», согласно которого директору Учреждения необходимо:
- приобрести СИЗ для органов государственной власти Пермского края, в соответствии с предусмотренной штатной численностью (п. 1.1);
- передать имущество в установленном порядке органам государственной власти Пермского края (п. 1.2).
10.11.2014 г. Учреждением (Заказчик) и ОАО «Сорбент» (Поставщик) заключен договор на поставку средств защиты для государственных гражданских служащих Пермского края №2014/ок_0002, согласно условий которого, поставщик обязуется поставить 3527 противогазов, а заказчик принять и оплатить товар за счёт средств бюджета Пермского края (9 326 728 руб.).
Указанный договор заключен сторонами по результатам проведения Учреждением закупки, согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также – Закон о закупках). Номер извещения 31401581911.
11.11.2014 г. сторонами подписан акт приёма-передачи СИЗ.
Министерство дополнительным соглашением к соглашению от 20.01.2015г. № 6/199 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания перечислило Учреждению субсидию в размере 9 326 728 руб. 26 коп. для обеспечения гражданских служащих СИЗ и в последствии (06.07.2014 г.) данные денежные средства были переведены на счёт поставщика в качестве оплаты за товар.
Кроме того, 25.12.2014 г. Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края № СЭД-31-02-2-02-1249 (в том числе на основании Приказа Министерства от 13.10.2014г № СЭД-10-5-133) было принято решение об изъятии из оперативного управления Центра индивидуальных средств защиты (противогазов ГП-7) в количестве 3472 шт, стоимостью 9 181287,36 руб. и передаче указанного имущества органам государственной власти Пермского края, согласно Приложению к Приказу.
29.01.2015г. Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края № СЭД-31-02-2-02-108 (в том числе на основании Приказа Министерства от 8.12.2014 № СЭД-10-5-172) было принято решение об изъятии из оперативного управления Центра оставшихся индивидуальных средств защиты (противогазов ГП-7) в количестве 55 шт, стоимостью 145 440,90 руб. и передаче указанного имущества ГКУ Пермского края «Щит».
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что в данном случае имеет место ситуация, при которой автономное учреждение осуществляет закупку товаров не для собственных, а государственных нужд.
Между тем, целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей, в т.ч. автономных учреждений, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч.ч. 1, 2 ст. 1).
Процедуры определения поставщиков и заключения договоров (контрактов), направленные на удовлетворение государственных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также – Закон о контрактной системе) (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе; п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках).
Автономные учреждения государственными заказчиками, а также получателями, распорядителями (администраторами) бюджетных средств не являются. Деятельность в сфере выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) выполнять не могут (ст. 6 БК РФ, п. 5 ст. 3 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Помимо прочего к функциям Министерства относится осуществление деятельности в области подготовки к защите и защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера, а также главного распорядителя средств бюджета Пермского края с закреплением за Министерством соответствующих расходов (п.п. 3.2, 3.11.1 Положения о Министерстве общественной безопасности Пермского края, утверждённого Постановлением Правительства Пермского края от 17.08.2006 N 23-п).
Таким образом, в рассматриваемом случае Учреждение определив ОАО «Сорбент» в качестве поставщика и заключив с ним договор на поставку СИЗ для органов государственной власти ПК за счёт бюджетных средств, фактически выступило в качестве государственного заказчика, т.е. осуществило функции Министерства.
При этом, ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства того, что указанное наделение основано на нормах действующего федерального законодательства РФ, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях ответчиков факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Оснований для прекращения дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Министерства общественной безопасности Пермского края, КГАОУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края» факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта (Учреждение) функциями органа власти (Министерства) путем издания приказа от 13.10.2014 г № СЭД-10-5-133, а также совмещении Учреждением функции хозяйствующего субъекта и функции органа исполнительной власти Пермского края (Министерства), путём организации и проведения закупки (открытого конкурса по извещению № 31401581911) на право заключения договоров на поставку средств индивидуальной защиты (противогазы ГП-7) для государственных гражданских служащих Пермского края и заключением договора №2014/ок_0002.
Председатель Комиссии А.В. Плаксин
Члены Комиссии Д.Е. Баранов
А.Н. Белова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Д. Е. Баранов,
(342) 235-10-36.