Решение б/н По жалобе ООО «ТК РаСвет» (ИНН: 5906142451) (вх. № 004575) (... от 15 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 059/07/18.1-310/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ТК РаСвет» (вх. № 004575)
« 15 » апреля 2019 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов
при участии представителей:
ООО «ТК РаСвет» - <…> (по доверенности);
МАУ «АСП» г. Перми – <…> (по доверенности), <…> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «ТК РаСвет» (ИНН: 5906142451) (вх. № 004575) (далее – заявитель) на действия МАУ «Агентство социокультурных проектов» г. Перми (ИНН: 5903091745); Закупочной комиссии МАУ «Агентство социокультурных проектов» г. Перми (далее – заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении Открытого конкурса в электронном виде на Оказание транспортных услуг пассажирскими автобусами, вместимостью не менее 50 мест, в рамках мероприятия, посвященного празднованию 74-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (п.1.1.1.1.1.2 плана-графика подпрограммы 1.1 "Городские культурно-зрелищные мероприятия" муниципальной программы "Культура города Перми" на 2019 г.) (извещение № 31907628682, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
04.04.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на неправомерное отклонение заявки заявителя на участие в закупке по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения и необходимые для рассмотрения документы, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого аукциона, Заказчик руководствовался Положением о закупке Муниципального автономного учреждения «Агентство социокультурных проектов» города Перми (далее – Положение) и Конкурсной документацией на право заключить договор на оказание транспортных услуг пассажирскими автобусами, вместимостью не менее 50 мест, в рамках мероприятия, посвященного празднованию 74-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (п.1.1.1.1.1.2 плана-графика подпрограммы 1.1 "Городские культурно-зрелищные мероприятия" муниципальной программы "Культура города Перми" на 2019 г.) (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 12.03.2019г., дата окончания приема заявок - 28.03.2019, дата рассмотрения заявок – 29.03.2019, дата подведения итогов закупки – 29.03.2019г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 28.03.2019г., заявка участника ООО «ТК РаСвет» была отклонена по причине: «В нарушение раздела IV. Требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде: Приложение № 7, 9 к конкурсной документации - участнику закупки необходимо предоставить не менее двух (два) договора (контракта) * сопоставимых по характеру и объему с предметом открытого конкурса, с ценой каждого договора (контракта) не менее 1 000 000 (один миллион) рублей 00 копеек. Участником закупки предоставлен лишь один из требуемых двух, договор (контракт), сопоставимый по характеру и объему с предметом открытого конкурса, с ценой каждого договора (контракта) не менее 1 000 000 (один миллион) рублей 00 копеек.».
Открытый конкурс был признан не состоявшимся в связи с отклонением всех поданных на участие в конкурсе заявок, договор по результатам закупки не заключался.
Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя обоснованными в виду следующего.
Требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе установлены в Разделе IV Документации.
Согласно п. 13 названного раздела, заявка на участие в конкурсе должна содержать Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, указанные в Порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с Приложением № 9.
Согласно п. 2.1 Приложения № 9 к документации (порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе), участнику закупки необходимо предоставить не менее двух (два) договора (контракта) *сопоставимых по характеру и объему с предметом открытого конкурса, с ценой каждого договора (контракта) не менее 1 000 000 (один миллион) рублей. * Под сопоставимыми по характеру и объему работам и (услугами) понимаются работы (услуги) по оказанию транспортных услуг пассажирскими автобусами. Работы (услуги) должны быть поименованы в условиях исполнения договора (контракта).
В силу подп. 1 п. 13.9 Положения, при рассмотрении заявок на участие в закупке, участник, подавший заявку, не допускается к участию в соответствующей закупке в случае непредставления в составе заявки на участие в закупке документов и информации, установленных извещением и (или) документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации.
Из анализа заявки ООО «ТК РаСвет» Комиссией Пермского УФАС России установлено, и не опровергается заявителем, что в составе заявки представлен лишь один договор, удовлетворяющий требованиям, установленным в приложении № 9 к документации (договор от 02.09.2016г. с МАОУ «СОШ № 112» г. Перми на сумму 6 107 400 рублей). Второй представленный договор (№ ТК010/16 от 09.01.2018 с КГАУК «Пермский дом народного творчества» на сумму 800 000 рублей) был правомерно не принят к оценке закупочной комиссией заказчика по причине его не соответствия установленным Документацией требованиям к цене договора (не менее 1 000 000 рублей).
Между тем, при анализе данных требований конкурсной документации на предмет соответствия Положению о закупках заказчика, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Требования к участникам закупок установлены в разделе 14 Положения о закупках Заказчика.
Согласно п. 14.3 Положения, при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, такие как:
1) наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
3) наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;
4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
В силу п. 14.4. Положения, дополнительные требования должны быть выражены в измеряемых показателях. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, не предусмотренные настоящим Положением.
Порядок проведения конкурса установлен в разделах 18-23 Положения.
Согласно п. 22.5 Положения, в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с п.14.3 настоящего Положения такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок.
В соответствии с п. 13 раздела IV Документации, требование о наличии документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, указанных в Порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с Приложением № 9, предъявлено в качестве обязательного требования к участникам закупки.
Согласно п. 2 Порядка оценки и сопоставления заявок, к которому, в том числе, отсылает п. 13 раздела IV Документации, по нестоимостному критерию оценивается наличие опыта работы, сопоставимого по характеру и объему с предметом открытого конкурса и также начисляются соответствующие баллы за наличие (отсутствие) заключенных договоров (контрактов).
Таким образом, Заказчиком в конкурсной документации было предъявлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом договора, руководствуясь подп. 3 п. 14.3 Положения и одновременно установлен критерий оценки заявок, предусматривающий оценку опыта работы, связанного с предметом договора, по документам, представленным для соответствия участников закупки дополнительному требованию, что противоречит п. 22.5 Положения.
Таким образом, конкурсная документация в данной части, была разработана и утверждена с нарушением п. 22.5 Положения о закупках заказчика, что также нарушает ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
В рассматриваемой ситуации, поскольку конкурсная документация, в части спорного требования к участникам закупки, была разработана заказчиком с нарушением требований Положения о закупках, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя обоснованными и необходимости выдачи заказчику и закупочной комиссии заказчика обязательного к исполнению предписания, направленного на устранение выявленных нарушений, об отмене составленных в ходе закупки договоров, возврате поданных заявок, внесении изменений в документацию и продлении срока приема заявок на участие в открытом конкурсе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ТК РаСвет» (ИНН: 5906142451) (вх. № 004575) на действия МАУ «Агентство социокультурных проектов» г. Перми (ИНН: 5903091745); Закупочной комиссии МАУ «Агентство социокультурных проектов» г. Перми при организации и проведении Открытого конкурса в электронном виде на Оказание транспортных услуг пассажирскими автобусами, вместимостью не менее 50 мест, в рамках мероприятия, посвященного празднованию 74-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (п.1.1.1.1.1.2 плана-графика подпрограммы 1.1 "Городские культурно-зрелищные мероприятия" муниципальной программы "Культура города Перми" на 2019 г.) (извещение № 31907628682, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
- Установить в действиях МАУ «Агентство социокультурных проектов» г. Перми факт нарушения ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; п. 22.5 Положения о закупке Муниципального автономного учреждения «Агентство социокультурных проектов» города Перми;
- Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.